double arrow

Налогоплательщики, плательщики сборов и их уполномоченные представители при выполнении соглашений

Общие положения о системе налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НАЛОГОМ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ СОГЛАШЕНИЙ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ (СРП)

1. Общие положения о системе налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

2. Налогоплательщики, плательщики сборов и их уполномоченные представители при выполнении соглашений.

3. Налоговая база, исчисление и уплата налога на добычу полезных ископаемых при выполнении соглашений.

Система налогообложения при выполнении соглашений о раз­деле продукции определена Налоговым Кодексом РФ и относится к спе­циальным налоговым режимам.

Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, а также он распространяется на соглашения, заключенные в соответствии с Фе­деральным законом №225-ФЗ и при этом удовлетворяет сле­дующие условия:

1. соглашение о разделе продукции заключено после проведе­ния аукциона на предоставление права пользования недрами на иных условиях;

2. в соглашении о разделе продукции, в котором применяется порядок «прямого» раздела продукции, доля государства в общем объеме произведенной продукции составляет не менее 32% общего количества произведенной продукции;

3. соглашение предусматривает увеличение доли государства в прибыльной продукции в случае улучшения показателей инвести­ционной эффективности для инвестора при выполнении соглаше­ния. Показатели инвестиционной эффективности устанавливаются в соответствии с условиями соглашения.

Для подтверждения своего права на применение налогового ре­жима СРП налогоплательщик обязан в налоговый орган предоста­вить письменное уведомление об использовании данного налогово­го режима, соглашение о разделе продукции и решение об утвер­ждении результатов аукциона на предоставление права пользования участком недр на иных условиях.

Установленный режим СРП будет использоваться налогопла­тельщиком в течение всего срока действия соглашения.

Система налогообложения при СРП зависит от применяемого раздела продукции. В мировой практике существует три основные модели СРП:

1. индонезийская - исторически первая модель, предусматри­вающая три уровня раздела продукции;

2. перуанская - предусматривающая два уровня раздела про­дукции;

3. ливийская модель - предусматривающая один уровень раз­дела.

В России в соответствии с Федеральным законом № 225 может применяться две модели:

1. модель СРП, в основу которой заложена индонезийская модель, или так называемая традиционная модель;

2. модель СРП, основанная на «прямом» разделе продукции.

Исходя из этого устанавливаются и две системы налогообложения на условиях раздела продукции.

Специальный налоговый режим предусматривает замену уплаты совокупности налогов и сборов, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, разделом произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения, за исключением налогов и сборов, уплата которых предусмотрена главой 26.4 НК РФ.

При выполнении соглашения, предусматривающего условия раздела произведенной продукции в соответствии с традиционной системой, ст. 346 НК РФ устанавливает, что инвестор уплачи­вает следующие налоги и сборы:

1. налог на добавленную стоимость;

2. налог на прибыль организаций;

3. налог на добычу полезных ископаемых;

4. платежи за пользование природными ресурсами;

5. плату за негативное воздействие на окружающую среду;

6. водный налог;

7. государственную пошлину;

8. таможенные сборы;

9. земельный налог;

10. акциз, за исключением акциза на подакцизное минеральное сырье, предусмотренное подпунктом ст. 181 НК РФ.

Инвестор освобождается от уплаты региональных и местных налогов и сборов по решению соответствующего законодательного органа государственной власти или представительного органа местного самоуправления.

Суммы уплаченных инвестором налога на добавленную стоимость, платежей за пользование природными ресурсами, водного налога, государственной пошлины, таможенных сборов, земельного налога, акциза, а также суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат возмещению.

Инвестор не уплачивает налог на имущество организаций в отношении основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат, которые находятся на балансе налогоплательщика и используются исключительно для осуществления деятельности, предусмотренной соглашениями. В случае, если указанное имущество используется инвестором не для целей, связанных с выполнением работ по соглашению, оно облагается налогом на имущество организаций в общеустановленном порядке.

Инвестор не уплачивает транспортный налог в отношении принадлежащих ему транспортных средств, используемых исключительно для целей соглашения. При использовании транспортных средств не для целей соглашения уплата транспортного налога осуществляется в общеустановленном порядке.

При выполнении соглашений, предусматривающих прямой раз­дел продукции, инвестор уплачивает следующие налоги и сборы:

1. государственную пошлину;

2. таможенные сборы;

3. налог на добавленную стоимость;

4. плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Инвестор освобождается от уплаты региональных и местных налогов и сборов в соответствии с главой 26.4 по решению соответ­ствующего законодательного органа государ­ственной власти или представительного органа местного само­управления.

От уплаты таможенной пошлины освобождаются товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации для выполнения работ по соглашению, предусмотренных программами работ и сметами расходов, утвержденными в установленном соглашением порядке, а также продукция, произведенная в соответствии с условиями соглашения и вывозимая с таможенной территории Российской Федерации.

При выполнении соглашения объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка и порядок исчисления налога в отношении налогов, определяются с учетом особенностей, действующими на дату вступления соглашения в силу.

В случае, если нормативными правовыми актами законодательных органов государственной власти, и представительных органов местного самоуправления, не предусмотрено освобождение инвестора, от уплаты региональных и местных налогов и сборов, затраты инвестора по уплате указанных налогов и сборов, подлежат возмещению инвестору, за счет соответствующего уменьшения доли произведенной продукции, передаваемой государству, в части, передаваемой соответствующему субъекту Российской Федерации, на величину, эквивалентную сумме фактически уплаченных указанных налогов и сборов.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов, уплачиваемых при применении системы налогообложения при выполнении специального налогового режима, в соответствии налоговым законодательством являются только органи­зации.

Если инвестором выступает не имеющее статуса юридического лица объединение юридических лиц, то участники такого объеди­нения имеют солидарные права и несут солидарные обязанности по соглашению.

Организация, являющаяся инвестором по соглашению, имеет право поручить исполнение своих обязанностей, связанных с при­менением специального налогового режима, оператору с его согла­сия. В этом случае оператор, выступая в качестве уполномоченного представителя налогоплательщика, на основании нотариально удостоверенной доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством, будет исполнять обязанности на­логоплательщика.

Организация выполнения работ по соглашению, в том числе ведение учета и отчетности, осу­ществляется инвестором или по поручению инвестора оператором соглашения. В качестве такого оператора, предмет деятельности ко­торого должен быть ограничен организацией указанных работ, мо­гут выступать созданные инвестором для этих целей на территории Российской Федерации филиалы или юридические лица либо при­влекаемые инвестором для этих целей юридические лица, а также иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации. При этом инвестор несет иму­щественную ответственность перед государством за действия опера­тора соглашения как за свои собственные действия.

Оператор осуществляет представленные налогоплательщиком полномочия в качестве уполномоченного представителя налогоплательщика. Деятельность уполномоченного представителя нало­гоплательщика регулируется положениями главы 4 НК РФ.

Уполномоченным представителем налогоплательщика в соот­ветствии со ст. 29 НК РФ признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными ор­ганами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о нало­гах и сборах.

Уполномоченный представитель налогоплательщика-организа­ции осуществляет свои полномочия на основании доверенности.


Сейчас читают про: