План лекции. Ценовая война, виды ценовой дискриминации

ЛЕКЦИЯ 7. ОБЪЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Ценовая война, виды ценовой дискриминации.

Ценовая война – это цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. При этом снижение цены имеет свои пределы: оно продолжается до тех пор, пока цена не упадет до уровня предельных издержек, далее фирмы несут убытки, так как цена становится фактически такой же, как в условиях совершенной конкуренции, а экономическая прибыль становится равной нулю.

Ценовая дискриминация – установление продавцом разных цен на различные единицы одного и того же товара, продаваемые одному или разным потребителям. При этом различия в ценах не отражают различия в затратах, необходимые на поставку товаров и обслуживание потребителей.

Понятие ценовой дискриминации впервые ввел Пигу, он же предложил выделить три типа ценовой дискриминации:

1) Совершенная ценовая дискриминация имеет место, когда каждая единица товара продается по ее цене спроса, так что цены для каждого покупателя различны. Кривая спроса становится кривой предельного дохода. В этом случае объем реализации увеличивается до Qск. Но монополист присваивает себе весь потребительский излишек.

2) Ценовая дискриминация 2ой степени имеет место, когда разные единицы блага продаются по разным ценам. Но каждый покупатель, покупающий одинаковое количество блага, уплачивает и одинаковую цену, т.е. отсутствует межличностное различие цен спроса. Цены устанавливаются в зависимости от объема совершаемых покупок. Выручка монополиста = площади заштрихованной фигуры.

3) Ценовая дискриминация 3ей степени имеет место, когда монополист выделяет сегменты рынка и в каждом сегменте он реализовывает определенный объем продукции по соответствующим ценам. Но только в том случае, если на разных сегментах будет различная эластичность.

Основные понятия: объект социальной работы, типология, типология объектов социальной работы, клиент, клиент социальной службы, клиентальная группа, субъектность, принцип, принципы социальной работы, социально-политические принципы; организационные принципы; психолого-педагогические принципы, индивидуальность

1. Понятие объекта социальной работы.

2. Типология объектов социальной работы как многоуровневой деятельности

3. Клиент социальной работы. Клиентские группы социальной работы

4. Понятие индивидуальности объекта социальной работы

5. Принципы социальной работы

Основное содержание лекции

1. Понятие объекта социальной работы

Каждый человек в любое время, в любой период своей жизни нуждается в более полном удовлетворении своих потребностей и интересов. При этом в каждой сфере жизнедеятельности они могут удовлетворяться неравномерно: богатый человек нуждается в сохранении и укреплении здоровья, в более спокойной обстановке, не связанной со стрессовой ситуацией; здоровый человек может быть бедным, не имеющим возможности реализовать свои разнообразные установки; в любой семье могут обостриться отношения между супругами или между родителями и детьми (особенно это проявляется в условиях кризисного состояния общества).

Из сказанного следует, что каждый человек в той или иной степени может нуждаться в поддержке, помощи, защите. Рассматривая социальную работу в ее непосредственном, узком значении, под объектами понимают именно эти группы, слои населения, их отдельных представителей, индивидов.

Итак, объектом социальной работы может быть любой человек, испытывающий временные или постоянные трудности в социальном функционировании. В узком смысле объектами социальной работы являются такие индивиды, группы и слои, которые оказались в сложной жизненной ситуации, либо вовсе не могут, либо лишь частично могут разрешить свои социальные и другие проблемы.

Этих объектов достаточно много. Население структурировано на различной основе, и в нем выделяют таких людей, такие группы и слои, которые, оказавшись в сложной жизненной ситуации, либо вовсе не могут, либо лишь частично могут разрешить свои социальные и другие проблемы. Для технологизации социальной работы необходимо использовать какое-либо упорядочение большого числа объектов социальной работы. Для этого используется типология объектов.

2. Типология объектов социальной работы как многоуровневой деятельности

В отечественной и зарубежной профессиональной литературе можно найти различные типологии объектов социальной работы.

Напомним, что типология (учение о типах явлений) означает дифференциацию (т.е. разделение) групп явлений по определенным признакам, отличительным чертам [2, С.308].

Ввиду многообразия признаков, которые можно выделить для дифференциации объектов социальной работы, используется различные типологии. Все они имеют равное право на существование при условии, что в конкретной типологии четко назван дифференционный признак, а в соответствии с ним аккуратно осуществлена операция типологизации.

Одна из наиболее удачных типологий объектов социальной работы, на наш взгляд, описана в [1, С.14-15]. В ее основу положено несколько признаков. Причем совокупность выделенных признаков позволила максимально полно охватить круг лиц, потенциально или актуально являющихся объектами социальной работы.

1) признак «состояние здоровья, которое не позволяет самостоятельно решать жизненные проблемы» – группы населения: инвалиды (как взрослые, так и дети), лица, подвергшиеся радиационному воздействию, семьи, в которых имеются дети-инвалиды, взрослые и дети, имеющие психологические затруднения, испытывающие психологические стрессы, склонные к суицидальным попыткам;

2)признак «служба и труд в экстремальных социальных условиях» – участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, труженики тыла во время Великой Отечественной войны (чья жизненная ситуация усугубляется преклонным возрастом и состоянием здоровья), вдовы и матери военнослужащих, погибших во время Великой Отечественной войны и в мирное время, бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей;

3) признак «пожилой, пенсионный возраст людей, в силу чего они оказались в сложной жизненной ситуации» – это одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из пенсионеров (по возрасту, инвалидности и прочим основаниям);

4) признак «девиантное поведение в его различных формах и видах» – дети и подростки девиантного поведения; дети, испытывающие жестокое обращение и насилие; оказавшиеся в условиях, угрожающих здоровью и развитию; лица, вернувшиеся из мест лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений; семьи, в которых имеются лица, злоупотребляющие алкоголем, употребляющие наркотики;

5) признак «трудное, неблагополучное положение различных категорий семей» – семьи, имеющие на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; семьи с низким уровнем доходов; многодетные семьи; неполные семьи; семьи, в которых родители не достигли совершеннолетия; молодые семьи; разводящиеся семьи; семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом, конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью родителей;

6) признак «особое положение детей» – сиротство (в том числе социальное сиротство): самостоятельно проживающие выпускники детских домов и школ-интернатов (до достижения ими материальной независимости и социальной зрелости); осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей дети; безнадзорные дети и подростки;

7) признак «бродяжничество, бездомность» – беспризорность, безнадзорность, бездомность, бродяжничество и т.д.: лица без определенного места жительства, зарегистрированные беженцы, вынужденные переселенцы;

8) признак «предродовое и послеродовое состояние» – группы беременных женщин и кормящих матерей, а также группы матерей, находящихся в отпуске по уходу за ребенком;

9) признак «правовое, и в связи с этим социальное, положение лиц, подвергшихся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированных.

Предложенное разделение на группы не является единственным. Известны и широко используются в теории и практике социальной работы и другие типологии. Среди них считаем необходимым обратить внимание студентов (и самостоятельно проработать) типологии, предложенные И.А.Липским, Р.Баркером.

3. Клиент социальной работы. Клиентские группы социальной работы

Обобщенное значение понятия «клиент» мы находим в Словаре-справочнике Л.В.Мардахаева [2, С.118]. Клиент – это лицо, пользующееся услугами социальной службы или отдельного специалиста: социального работника, социального педагога, психотерапевта, психолога и др.

В соответствии с законом клиентом социального работника могут стать лица, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, поскольку оно является основополагающим для оказания социальных услуг. Это такая ситуация, которая объективно нарушает жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченость, безработица, отсутствие определенного места жительства и т.п.) и которую человек не может преодолеть самостоятельно.

Человек, под эгидой социальной службы вступивший во временные взаимоотношения с социальным работником, становится клиентом. Понятие «клиент», с точки зрения практики социальной работы, многомерно. В широком смысле, под «клиентом» понимают определенные категории населения, нуждающиеся в специфической помощи и поддержке, адаптации, реабилитации, а иногда и коррекции. Это – дети, оказавшиеся в особо сложных условиях, в том числе подвергшихся жестокому обращению, оставшиеся без надзора; беспризорные, подвергшиеся экономической и сексуальной эксплуатации, страдающие социально обусловленными заболеваниями, включая синдром приобретенного иммунодефицита; дети-инвалиды; дети из числа беженцев; дети, склонные к правонарушениям, а также находящиеся в тюремном заключении; женщины, подвергшиеся физическому и сексуальному насилию; лица, занимающиеся проституцией; лица, страдающие алкоголизмом, вредными пристрастиями к наркотикам и иным веществам; лица, отбывающие и отбывшие наказания в учреждениях системы ГУИН и специальных лечебных учреждениях; лица пожилого и старческого возрастов; инвалиды; беженцы, вынужденные мигранты; лица, попавшие в особо сложные условия вследствие природных и техногенных катастроф; лица - участники боевых действий; лица, пострадавшие от терроризма и бандитизма; безработные; лица без определенного места жительства.

Более конкретно – клиент социальной службы – это гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в этой связи предоставляются социальные услуги. Системный подход к этому понятию означает, что личностная или социальная проблема, трудности, связанные с межличностным общением, или сложная жизненная ситуация, к разрешению которой стремится клиент, должны быть увидены участниками интеракции объемно, как результат стечения многих обстоятельств, на которые оказали влияние личностные и социальные факторы [3].

Каждому клиенту свойственны определенные личностные характерные черты, которые должны быть обнаружены и задействованы социальным работником в процессе работы. Вне зависимости от того, является ли клиентом социального работника отдельная личность, группа, семья или более крупная социальная структура, ей будут свойственны особые потребности, система ценностей, возможности, уровень знаний, система вероисповедания наряду с физическими характеристиками и накопленным опытом, которые каждую ситуацию делают по истине уникальной.

С позиций социо-экологического и средового подходов, на комплекс социальных проблем клиента оказывает воздействие (позитивное, негативное) его непосредственное окружение. Оно может включать: семью, друзей, работников школы, работодателей, соседей и всех тех, кто хочет оказать помощь (профессиональную, непрофессиональную). Поэтому в рамках социо-экологического подхода в интегральное понятие клиента социальной работы включают наиболее значимых субъектов его социального окружения, т.к. к их ресурсам можно прибегнуть в ходе работы с клиентом.

В подходах к клиенту социальной работы необходимо иметь представление как об общих проблемах, объединяющих обращающихся за помощью к социальному работнику людей, входящих в обобщенное понятие «клиент», так и о специфических проблемах каждого клиента, составляющего ту или иную целевую группу социальной работы. В данной теме акцент делается на наиболее специфических проблемах отдельных целевых групп социальной работы, что дает представление о масштабах и разноплановости подходов к социальной работе с различными группами населения.

В последние годы наблюдается рост числа клиентов социальных служб (а также «групп риска» - клиентальных групп). Связан он как с объективными факторами, так и с традиционными отношениями между государством и индивидом в духе патернализма. К объективным факторам относят проблемы, связанные со следующими первопричинами (по И.А.Григорьевой, А.А.Козлову): сбои генетической наследственности; проблемы, связанные со старением человека; девиациями поведения; влияние объективных внешних причин, нарушающих жизненные планы человека по независящим от него причинам; природные и социальные катаклизмы.

Теория и практика социальной работы стоит на позиции целостного осмысления проблемы человека, опираясь при этом на философско-социальные основания, изучавшиеся студентами при освоении социологии, психологии, педагогики, элементов психотерапии. В аспекте технологий социальной работы целостность человека, его личности видится учеными (С.И.Григорьев, Л.Г.Гуслякова, Е.И.Холостова и др.) в опоре на имеющийся у него личностный потенциал, накопленный жизненный опыт, степень адаптации к окружающей среде и др. Пример целостного видения личности клиента в наиболее объемном формате дает виталистская модель социальной работы.

Поэтому социальная работа с клиентом строится с учетом его субъектности.

Субъектность – способность человека быть стратегом своей деятельности, ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их соответствие задуманному, выстраивать планы жизни [2, С.300].

С этой точки зрения цель социальной работы состоит в развитии и усилении субъектности клиента. Для этого используются отдельные технологии социальной работы, в которых применяются приемы разработанные в психологии и педагогике приемы развития субъектности личности.

4. Понятие индивидуальности объекта социальной работы

Социальная работа строится с учетом индивидуальности человека как ее объект. Напомним факторы, детерминирующие развитие индивидуальности человека: естественно-биологические (природные условия, естественный отбор, выживание наиболее приспособленных, мутации, прямохождение, развитие мозга и нервной системы и др.); социальные (труд и его общественное разделение, общение, язык, культура, семья, социальная дифференциация, воспитание, образование, религия и др.)

Современная психология вводит индивидуальность в фундаментально-первичные основы человеческой психики, в том числе – в восприятие. На уровне восприятия человеческая психики индивидуальна. Индивидуальность восприятия определяется, во-первых, различием исходных гипотез, лежащих в основе восприятия. Гипотез, отражающих биографию данного человека, структуру его личности, ситуативно складывающиеся установки, потребности и интересы личности. Во-вторых, силой этих гипотез, во многом определяющейся историей развития и состоянием социальных констант субъекта.

Содержание понятия «индивидуальность» в российской и западной традициях существенно отличаются друг от друга.

На Западе категория индивидуальности тесно связана с пониманием достоинства человека как личности. В современной культуре Запада считается, что достоинством обладает каждая личность в силу того, что, как представитель человеческого рода, она наделена разумом и свободой воли. Такое понимание достоинства личности является основой для существования таких институтов социальной жизни, как гражданское общество и права человека. Таким образом, на Западе представление о личности как индивидуальности стало моральным постулатом для признания обществом права каждого человека развивать себя как автономную личность.

Следовательно, индивидуальность – это такая личность, которая способна сама определять цели своей деятельности, осуществлять выбор средств для достижения своих целей, корректировать свою деятельность в случае несоответствия средств поставленным целям. Именно признание такой индивидуальности способствует тому, что на западе индивидуализм интерпретируется как абсолютно позитивное явление. В этой связи достаточно вспомнить любой художественный фильм: одиночка борется с косностью (порочностью, несправедливостью, мафией и т.д.) всех, противопоставляя себя всему миру, и побеждает его. Таким образом, Запад интерпретирует человека как индивидуалиста-потребителя, противопоставленного своими внутренними структурами и силами как окружающей среде (природной и социальной), так и другим людям.

В российской же литературе доминирует понимание личности, уходящее своими корнями в особенности исторического развития восточно-славянских народов и православно-религиозную традицию, согласно которой определение личности вытекает из понимания человека как частичного элемента общества ( «винтик!»). В характеристике личности используются главным образом социальные критерии, такие, как классовые, этнические, профессиональные, общинные, соборные и др. Социальная обусловленность доминирует при рассмотрении личности как синтеза социальных и психических сторон индивидуума.

В этой связи в сфере российской социальной действительности исследователь ориентируется прежде всего на выявление тех характеристик личности, которые индивидуум приобретает через включение в общественную систему. И поскольку социализация индивидуума рассматривается как определенным образом организованное взаимодействие индивидуумов, как некое исполнение ими социальных функций («играние ролей») на основе социальных статусов, то именно функциональные характеристики личности такие, как социальных статус и социальные роли, позволяет описать потенциальное и актуальное бытие личности.

В русской литературе индивидуальность личности понимается как совокупность характерных, своеобразных черт, отличающих какого-либо человека от другого в аспекте социальной обусловленности, социального содержания индивидуума, обозначения его социальных позиций и ориентаций.

Для российского миропонимания гораздо большее значение, чем для западного менталитета, имеют общинно-коллективистские детерминанты.

В силу особенностей своего географического положения между Востоком и Западом, а также своей истории, в менталитете нашего народа неизбежно ассимилируются как восточные, так и западные традиции понимания человека, создавая тем самым свой неповторимый и оригинальный вариант решения проблемы соотношения личности и общества с несомненным приоритетом общественных интересов, целей, задач.

5. Принципы социальной работы

Принцип – это инструментальное, данное в категории деятельности выражение концепции; это знание о сущности, содержании структуре данного вида деятельности, ее законах и закономерностях, выраженное в виде норм деятельности, регулятивов для практики.

Принципы социальной работы это основополагающие идеи, положения, правила и нормы поведения органов социальной работы, обусловленные требованиями объективных закономерностей развития и функционирования социальных процессов, требованиями передовой практики.

В теоретическом плане принцип – это вывод из теории, не исходный пункт исследования, а его заключительный результат. Именно поэтому он служит ориентиром для конструирования практики. Принципы обуславливаются также целями социальной работы, условиями среды, уровнем развития науки, характером освоенных обществом средств и способов оказания социальной помощи, самой практикой социальной работы.

В последнее время в ряде наук утвердилось понимание принципов как рекомендаций о путях достижения цели на основе познанных закономерностей.

Принципы, реализующиеся в социальной работе, условно можно сгруппировать в три группы: социально-политические принципы; организационные принципы; психолого-педагогические принципы.

Группа социально-политических принципов вытекает из социальной политики государства и включает следующие принципы:

- государственный подход к задачам, решаемым в социальной работе. Он предполагает:

- умение анализировать и выявлять тенденции социально-политического развития в общественной жизни и определять наиболее эффективные способы решения задач социальной работы;

- оценку перспектив развития социальной работы, подчиненной интересам социальной защиты населения;

- борьбу с ведомственностью и местничеством, которые наносят ущерб делу клиента.

- принцип гуманизма – высшей ценностью общества признан человек. Поэтому общество обязано защищать его достоинство, гражданские права, создавать условия для всестороннего развития личности. Исходя из этого принципа, на первый план в социальной работе выдвигаются такие критерии человеческой деятельности и межличностных отношений, в которых бы равноправно сочетались интересы личности и общества, а справедливость являлась бы нормой отношений между людьми. Этот принцип определяет существование неформальных отношений между социальным работником и его клиентом. Эти отношения всегда должны строиться по принципу психологической совместимости, эмпатии.

- принцип демократизма – означает соблюдение норм и правил общения с клиентом; уважение и внимание к личности клиента; связь форм и методов социальной работы с конкретными условиями (разные клиенты, разные ресурсы, разные условия).

- принцип законности.

В группу организационных принципов включены:

- социально-техническая компетентность – знание условий, в которых осуществляется социальная работа, и технологий, с помощью можно разрешить ситуацию; систематическая учеба и переподготовка кадров; четкая постановка информации; аналитическая и прогностическая деятельность во всех звеньях управления; деловитость и организованность при работе с клиентом; исследовательский подход к поиску решения в любой ситуации. Важным моментом при реализации этого принципа выступает стимулирование деятельности участников социальной работы (субъекта и объекта), воздействие на их потребности.

- принцип стимулирования побуждение к осознанному, заинтересованному проявлению активности в реализации способностей, нравственного и волевого потенциала при достижении цели (источником побудительной силы в любом виде деятельности служат не интересы и потребности человека сами по себе, а степень их удовлетворения). Принцип предполагает: единство и сочетание идейно-нравственных и материальных форм стимулирования деятельности; адекватность средств и способов стимулирования и индивидуальных, профессиональных, образовательно-культурных и психологических особенностей личности; объективность и гласность оценки отношения человека к делу.

- принцип контроля и проверки исполнения – осуществляется социальными службами и органами управления. Суть его состоит в обеспечении реализации гарантированных государством мер по социальной защите различных групп населения. Реально он реализуется через сочетание административного и общественного контроля, его регулярность, анализ результатов, укрепление законности и правопорядка.

- принцип единства полномочий и ответственности – специалист социальной работы должен знать: свои функции и задачи (они описаны в «Должностных обязанностях»); свои права при самостоятельном принятии решения. Должны быть четко определены полномочия и ответственность каждого подразделения органов социальной защиты в отношениях «по вертикали» и «по горизонтали»; должны быть установлены рационально функционирующие потоки информации между подразделениями и службами социальной защиты населения. Причем если много полномочий, то мало ответственности – имеет место произвол, а иногда и беззаконие, то, что в народе называется «что хочу, то и наворочу». При наличии большого объема ответственности, но малых полномочий имеет место другая крайность, проявляющаяся в безынициативности, безразличии к результатам работы – «моя хата с краю…»

Группа психолого-педагогических принципов (выражают требования к формам и методам социальной работы, к способам психолого-педагогического воздействия на клиента) включает следующие:

- комплексный подход – целостность и всесторонность воздействия на объект социальной работы, учет не только внутренних, но и внешних условий и факторов (необходимое условие научного анализа ситуации). Практическое воплощение этого принципа означает: изучение и учет интересов, потребностей людей; прогнозирование характера влияния на их поведение и самочувствие социально-политических, социально-психологических и материально-бытовых факторов; умение видеть в людях не схему, а реальную личность; последовательное и рациональное применение средств и методов воздействия на клиентов для решения их проблем; осуществление контроля за реализацией.

- дифференцированный подход к людям;

- принцип целенаправленности в социальной работе – в центре социальной работы всегда как ориентир – цель деятельности). Этот принцип системообразующий по отношению ко всем остальным принципам.

Принципы социальной работы объективны по содержанию, но субъективны по форме (то есть субъективно используются на практике).

Использованная литература

1. Социальная работа: теория и практика: учеб пособ / Отв. ред. Е.И.Холостова, А.С.Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 427 с.

2. Словарь по социальной педагогике: учеб пособ. для студентов вузов / Авт-составитель Л.В.Мардахаев. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 368 с.

3. Социальная работа: Введение в профессиональную деятельность: учеб. пособ / Отв. ред. А.А.Козлов. – М.: Логос, 2004. – 368 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: