Определение издержек, связанных с туризмом

Туристские издержки можно определить как выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда по доведению туристского продукта до потребителя и удовлетворению его спроса. В условиях нехватки ресурсов измерение экономической эффективности туризма без подсчета соответствующих издержек связано с большим риском и, по существу, невозможно. Более того, такой подход может нанести серьезный ущерб окружающей среде, резко повысить стоимость общественных служб, обеспечивающих туристов, а также значительно снизить качество жизни местных жителей.

Издержки такого вида деятельности, как туризм классифицируются по двум направлениям:

· прямые издержки покрываются лицами (фирмами), производящими туристский продукт и пользующимися достопримечательностями туристского региона;

· косвенные издержки компенсируются другими лицами и организациями, т.е. потребителями туристского продукта (например, издержки по эксплуатации автомагистрали турист перекладывает на других лиц без какой-либо компенсации).

Правительственные издержки на обслуживание и развитие туризма называются бюджетными. В нашем случае косвенные издержки, связанные со строительством и эксплуатацией дороги, а также с организацией работы полиции, обеспечивающей безопасность движения, несет правительство, которое перекладывает стоимость этих расходов на своих граждан, взимая с них налоги.

Существуют и иные, связанные с туризмом, косвенные издержки, которые несет уже не правительство, а сами жители этого региона. Государство, например, никак не решает проблему, связанную с повышением интенсивности движения в период наплыва туристов в разгар сезона, и местные жители будут тратить больше времени на поездки на работу и обратно, для совершения покупок и т.д. Но такой вид издержек измерить практически невозможно.

Экономическое управление в отношении оптимизации туристских издержек сводится к определению их видов и источников их образования, чтобы в последующем найти наиболее эффективные управляющие воздействия по их разумному сокращению. Беспредельное же их сокращение приводит к снижению качественных параметров развития туризма, а соответственно, и к уменьшению эффективности управленческой деятельности. Косвенные и бюджетные издержки приведены в табл. 8.2.

Таблица 8.2 Виды косвенных и бюджетных издержек

Издержки
косвенные бюджетные
Дорожные затраты и шум Преступность Пожары Загрязнение воды Загрязнение воздуха Мусор Нанесение ущерба природе Разрушение социально-культурного наследия Болезни и автокатастрофы Строительство дорог, полицейские службы, общественный транспорт, транспортные терминалы и порты Полицейские службы, система правосудия Пожарная охрана Надлежащее водоснабжение и канализация Полицейские службы, автоинспекция Система сбора и утилизации мусора, полицейские службы Полицейские службы, парковые и рекре- ационные объекты, лесное хозяйство, регулирование рыболовства и охоты Организация работы музеев и исторических объектов, полицейские службы Больницы и другие объекты здравоохранения, санитарные службы и контрольные инспекции за качеством продуктов, полицейские службы, системы правосудия

В процессе менеджмента следует изучить то, какие из всех представленных в табл. 13.2 издержек наиболее сильно коррелируют с эффективностью туристской деятельности. Вполне возможно, что некоторые статьи издержек для какой-то категории туристов будут отсутствовать. Например, посетители какой-либо страны не создадут издержек в области регулирования охоты и рыболовства или лесного хозяйства. В связи с этим подсчет бюджетных издержек, связанных с туризмом, предполагает определение доли всех категорий этих издержек, указанных в табл. 13.2, которые приходятся на посетителей.

после определения валовых экономических выгод для страны (личных доходов, занятости, коммерческих доходов и их поступлений в государственную казну (см. 13.2.2) и издержек необходимо произвести примерную оценку чистого дохода от отдельных типов посетителей (см. табл. 8.3, пример условный).

Таблица 8.3 Пример сопоставления выгод и издержек для туристского региона в зависимости от различных сегментов туристского рынка за год

Сегмент рынка (услов-ный) Количество посетителей Государственный доход,$ США Бюджетные издержки, $ США Соотношение поступлений и бюджетных издержек
№1       2,0
№2       4,0
№3       2,5
№4       1,6

Как видно из таблицы, самые большие поступления в государственный бюджет отмечаются в сегменте № 3, но он же и самый дорогой в отношении бюджетных издержек. Все затраты настолько высоки, что соотношение государственных поступлений и бюджетных издержек составляет 2,5, что намного ниже, чем для сегмента № 2. Если у нас есть только 500 000 $ США для привлечения въездных посетителей, то наиболее выгодным будет использование средств для сегмента № 2, т.е. мы получим, в итоге, 4 $ США на каждый затраченный доллар.

Приведенный пример относится только к въездным посетителям. Аналогично производятся расчеты и по другим рыночным туристским сегментам — например, по внутренним посетителям.

Детализацию и конкретизацию различных аспектов экономического управления туристским предприятием можно провести в рамках курса «Экономика туризма».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: