План
Темы: Асимметричная информация: проблема неблагоприятного отбора.
Примерный план лекции №14 и основные определения.
- Понятие неблагоприятного отбора. Пример неблагоприятного отбора на рынке подержанных машин (модель рынка «лимонов» Акерлофа).
- Неблагоприятный отбор на рынке труда: конкурентное равновесие с рациональными ожиданиями; примеры.
- Пути решения проблемы неблагоприятного отбора (скрининг, сигналинг).
Основные определения и утверждения
Неблагоприятный отбор – разрушение рынка при несимметричной информированности участников рынка.
Неблагоприятный отбор на рынке труда:
Фирмы: нейтральны к риску, т.е. руководствуются максимизацией ожидаемой прибыли; имеют постоянную отдачу от масштаба; труд является единственным фактором производства; цена выпуска равна единице.
Работник бывают типов, различаясь по уровню производительности . Не работая на фирме, работник типа получает доход от альтернативной занятости : работник соглашается работать тогда и только тогда, когда получает зарплату не ниже (если зарплата равна доходу от альтернативной занятости, то для определенности будем считать, что в этом случае работник выбирает работу в фирме). Работники нейтральны к риску и их полезность растет с ростом заработной платы.
Если для любого , то в равновесии при симметричной информации заняты работники всех типов с заработной платой .
При асимметричной информации (когда тип работника не наблюдаем для фирмы, а сам работник знает свой тип) конкурентное равновесие с рациональными ожиданиями – это заработная плата и множество занятых работников такие, что и (или ). (Если множество пусто, то будем считать, что .)