Какими бывают сюжеты?

Задача шеф-редактора новостей заключается в том, чтобы создать из хаотичного потока сообщений внятную информационную картину дня.

Делает он это двумя способами.

Во-первых, отбирает все самое важное и актуальное,

во-вторых, ранжирует новости. Т.е. редактор строит градацию, создавая видимость того, что одни события – главные, а другие – второстепенные.

Чтобы просмотр программы не утомил зрителя, редактор пользуется самым простым и действенным приемом: он выстраивает сквозной внутренний ритм выпуска. Для этого нужно чтобы сюжеты были разного размера (хронометража) и разной глубины по проработке информации.

Вот тут-то и наступает очередь журналистов.

Каждому из них редактор не просто дает задание, но указывает, как событие должно быть представлено в выпуске, как долго репортер может занимать внимание зрителя, что надо и не надо говорить. Далеко не каждое событие выпуска имеет право стать полноценным, настоящим сюжетом.

В научных трудах, посвященных работе журналиста, можно найти самые разнообразные классификации сюжетов по жанрам. Например, выделяют:

· политический репортаж,

· социальный репортаж,

· происшествие,

· актуальный репортаж,

· журналистское расследование,

· репортаж из глубинки,

· репортаж о необычном,

· экологический репортаж,

· репортаж из горячей точки,

· лирический этюд и т. д.

Все это, может быть, правильно с точки зрения диссертаций, но не имеет никакого отношения к практике новостей.

В настоящем выпуске существуют совершенно другие жанры сюжетов. Жаргонные названия могут различаться, но, по сути, в российских телекомпаниях они таковы:

«важняк» («гвоздь», «хедлайн») – сюжет о самом важном и горячем событии дня, недели, месяца, который всегда идет в начале выпуска;

«эксклюзив» – сюжет о чем-то очень важном и сенсационном, который удалось снять только одной телекомпании;

«оперативка» – сюжет о происшествии любой значимости, включая видеоматериал, предоставленный пресс-службами МЧС, МВД, ФСБ и т. д.;

АВМ или ВМ – комментарий видеоряда за кадром, который пишут специально для ведущего выпуска;

«обзорка» («тассовка», «обмен», «спутник») – закадровый комментарий на видеоматериал международного агентства или видеоряд, подобранный из архива редакции, по событию, на которое жаль посылать съемочную бригаду или в связи с которым нечего снимать, например перепись населения; • «аналитика» – расширенное объяснение-комментарий к важному событию;

«паркет» – сюжет, который можно снимать только «при пиджаке и галстуке» в правительственных и официальных учреждениях (особенно «кремлевский» и «думский», это святое!);

«пресска» – сюжет, который посвящен пресс-конференции, специально созванной – неважно кем и по какому поводу;

«социалка» – сюжет о социальных проблемах, которые были, есть и будут всегда в России;

«криминал» – сюжет об очередном трупе или грабеже;

«культур-мультур» – сюжет обо всем высоком и прекрасном, начиная с вернисажей и заканчивая театральными премьерами и музыкальными фестивалями;

«похоронка» – сюжет о хорошем, известном или великом человеке, ушедшем навсегда;

«война» – сюжет обо всем, что связано с доблестной российской армией;

«спецуха» – сюжет обо всем, что связано с прочими доблестными российскими силовыми ведомствами;

«обязаловка» – сюжет о чем-то хорошем, что все-таки умудряются делать правительство или городские власти;

«заседалово» – сюжет о любом заседании важных чиновников, о котором они желают непременно сообщить общественности;

«деревня» – сюжет о суровых буднях колхозников и удержавшихся на плаву фермеров;

«развлекуха» – сюжет о необычном и забавном человеке или маленьком и смешном событии, вроде очередного рекорда для Книги Гиннесса.

Где среди этого обилия жанров прячется настоящий сюжет?

Везде!

Настоящий сюжет может быть создан в любом эфирном жанре.

Если на то будет воля шеф-редактора.

А если он дает вам 45 секунд, чтобы сделать «обзорку» или подготовить к эфиру материал с кассеты, доставленной курьером МЧС, засуньте поглубже все знания о настоящем сюжете и сделайте качественное информационное сообщение, из которого понятно, что, когда и где произошло и кто в этом виноват. Причем нужного хронометража и к эфиру.

Реальность информационного выпуска требует от репортера умения с одинаковым блеском делать и большой сюжет, в котором есть все: информационный образ, стиль и т.д., и маленький комментарий к чужому видеоряду.

Ещё вам могут поручить написать «Шпигель» (анонс важнейших сюжетов в начале выпуска) или «подводку» (слова ведущего, которые предваряют в эфире ваш сюжет). Если вы умеете делать настоящий сюжет, все это покажется просто детской забавой. Поэтому настоящий сюжет – ключ ко всему многообразию жанров в новостях.

Вы хотите знать, а можно ли сделать в реальном выпуске не просто настоящий, а гениальный сюжет?

К сожалению, невозможно. Любое великое событие, как, например, отречение Николая II или Михаила Горбачева, всегда будет сильнее самого сюжета. Ни один сюжет не может быть интереснее глобального события, отраженного в нем. Поэтому сделать гениальный сюжет, который войдет в анналы журналистики и станет на долгие годы образцом для всей пишущей братии, невозможно.

Сюжет слишком сиюминутен. Его жизнь коротка: она длится, пока идет эфир. На следующий день сюжета уже никто не помнит. Просто потому, что на смену ему приходят другие истории. Зрители запомнят не сюжет, а само событие. Кто помнит имя журналиста, показавшего в августе 1991 года в программе «Время» Ельцина на танке?.. Вот именно!

Информационный поток, обрушивающийся на голову зрителя, не оставляет шанса ни одному сюжету. Каждый день об одном и том же надо говорить новыми словами. Тема, даже самая страшная и трагическая, способна продержаться в эфире несколько недель. Но самый лучший, самый настоящий сюжет проживет один день. А потом из него вынут картинку, вырежут все самое вкусное для дайджестов и аналитических обзоров, и он исчезнет. Растворится в работах других репортеров, став еще одним невидимым атомом космоса новостей.

В новостях нет места гениальному сюжету.

Новостям нужны только профессиональные сюжеты.

Тот, кто мечтает сделать гениальный сюжет, который прославит его навеки, должен знать горькую правду. В новостях гениальных сюжетов не бывает. Вам не присудят Нобелевской премии по литературе. В лучшем случае сюжет увидят много зрителей.

Повторяю: в новостях нет гениальных сюжетов – только профессиональные и настоящие. Репортер растворяется в новости. А чтобы остаться в неблагодарной памяти зрителей, ему всего-то и надо, что преломить новость через призму собственного стиля.

То же самое можно сказать о сенсационном сюжете.

Если вам удалось снять что-то гипер-супер-интересное и редкое, например как коварный агент ФСБ подсыпа́ет Литвиненко радиоактивный полоний в тарелку со щами, событие затмит сюжет. Более того, чем ярче событие, тем сложнее журналисту, рассказывающему о нём, обозначить собственную индивидуальность, тем сложнее пробиться сквозь энергетику чистого интереса.

Репортер – невольник выпуска. Бороться за свободу самовыражения он может, только играя по правилам. Чтобы борьба всегда оканчивалась победой, к ней надо основательно готовиться.

И прежде чем браться за событие, нужно провести агентурную разведку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: