Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: Издательство НОРМА, 2002. – 572 с.
Вопросы и задачи для повторения.
1. Полное использование всех ресурсов показывает любая точка, лежащая:
a) выше кривой производственных возможностей;
b) внутри кривой производственных возможностей;
c) вне кривой производственных возможностей;
d) на кривой производственных возможностей.
2. На линии производственных возможностей рост производства одного вида продукции сочетается:
a) с уменьшением производства другого вида продукции;
b) с ростом производства другого вида продукции;
c) с постоянным объемом производства другого вида продукции;
d) возможен любой из вариантов.
3. Закон возрастания альтернативных издержек действует, если кривая производственных возможностей:
a) выпукла;
b) вогнута;
c) является прямой;
d) имеет произвольную форму.
4. Для студентов альтернативные издержки обучения в университете отражает:
a) размер стипендии;
b) максимальный заработок, который можно получить, бросив учебу;
|
|
c) затраты государства на образование среднестатистического специалиста;
d) затраты родителей на содержание студента.
5. Студент обучается в университете, получая стипендию 1200 руб. Бросив учебу, он мог бы работать коммерческим агентом, прилагая равные усилия и зарабатывая 5000 руб. в месяц. Каковы альтернативные издержки обучения в университете?
6. Студент располагает двумя вечерами для подготовки к зачету по двум дисциплинам: экономической теории и высшей математике. Имеются два варианта распределения оценок по 100‑балльной шкале:
Вариант подготовки | Баллы по экон. теории | Баллы по математике |
А | ||
Б |
Чему равны альтернативные издержки повышения оценки по высшей математике с 68 до 72 баллов?
7. Столярная мастерская производит столы и стулья. При неизменном объеме ресурсов возможны следующие сочетания общего выпуска (шт.) за год:
Вариант | Столы | Стулья |
А | ||
Б |
Чему равны альтернативные издержки увеличения производства столов с 25 до 30?
8. Марья Ивановна посвящает день домашнему хозяйству. Она тратит на стирку рубашки 15 мин, а на мытье окна – 45 минут. Нарисуйте линию производственных возможностей Марьи Ивановны в рамках 9‑часового рабочего дня.
9. Фирма продает два типа мячей, покупая их по 3 у.е./шт. и по 2 у.е./шт. Нарисуйте линию производственных возможностей фирмы при затратах на мячи в размере 90 у.е.
10. Робинзон и Пятница живут на необитаемом острове. Их основными занятиями являются сбор кокосовых орехов и ловля рыбы. Робинзон может за 1 час собрать 10 орехов или поймать 2 рыбины. Пятница может за то же время поймать 10 рыб или собрать 30 орехов. Как следует распределить обязанности между Робинзоном и Пятницей, чтобы сбор кокосов и ловля рыбы производились эффективно? Сколько будет поймано рыбы и собрано орехов, если Робинзон и Пятница будут работать по 3 часа в день?
|
|
11. В Казахстане один работник производит 1 т мяса или 20 ц пшеницы в год, в Кыргызстане – 2 т мяса или 10 ц пшеницы. Всего в Казахстане на производстве пшеницы и мяса специализируются 400 тыс. человек, а в Кыргызстане – 100 тыс. человек. Как будет выглядеть совокупная кривая производственных возможностей двух государств по производству мяса и пшеницы? При решении не учитывается синергетический эффект от кооперации.
12. Программист Петрова зарабатывает в час a руб. Ее мать на пенсии. В магазине за говядиной по b руб./кг нужно стоять час, а за говядиной по d руб./кг очереди нет (b < d). При каком объеме покупок рационально приобретение более дешевой говядины для программиста Петровой? Для ее матери?
Указания к изучению темы
1. Понятия, которые необходимо знать:
· комплементарные блага,
· блага субституты,
· альтернативные издержки,
· кривая производственных возможностей.
2. Обратите внимание на рассуждение о связи математического выражения понятия выпуклости функции верх и экономического смысла выпуклости вверх кривой производственных возможностей.
3. При решении задач:
· В задачах 1-4 необходимо выбрать один вариант ответа из предложенных.
· Задача 12 – с параметрами. При её решении требуется составить неравенство, выражающее математически выгоду от покупки более дешевой говядины.
· При решении задачи 8 рассмотрите два случая: если силы Марьи Ивановны в течении рабочего дня расходуются равномерно и если с течением времени её силы убывают. Во втором случае придумайте функции, которые показывают возрастание времени на мытьё одного окна и стирку одной рубашки в зависимости от того, сколько всего времени потрачено на эту работу, а также используйте тот факт, что работа может быть найдена как интеграл от функции, задающей скорость этой работы.