Планирование процессов в системах пакетной обработки

Основные системы планирования процессов.

Ситуации, при которых необходимо планирование процессов.

Основные понятия планирования процессов

1. Создание процесса;

2. завершение работы процесса;

3. блокировка процесса (на операции ввода/вывода, семафоре, и т. д.);

4. прерывание ввода/вывода.

2.2.1. Системы пакетной обработки – это системы, которые могут использовать неприоритетные и приоритетные алгоритмы планирования процессов (например, для расчетных программ).

Задачи алгоритмов планирования процессов для таких систем заключаются в следующем:

· должна быть максимальнаяпропускная способность, т. е.количество задач в единицу времени;

· должно быть минимальным оборотное время, т. е. минимальное время на ожидание обслуживания и обработку задач;

· должно быть максимальное использование процессора, т. е.необходимое условие состоит в постоянной занятости процессора.

2.2.2. Интерактивные системы (системы разделения времени) – это системы, использующие только приоритетные алгоритмы планирования процессов; в них не допускается, чтобы один процесс надолго занимал процессор (например, сервер общего доступа или персональный компьютер).

Задачи алгоритмов планирования процессов для этих систем заключаются в следующем:

· должно быть минимальным время отклика, т.е. должна быть быстрая реакция на запросы;

· должна присутствовать соразмерность, т. е. необходимостьреализации ожиданий пользователя, который не должен тратить время, например, на ожидание загрузки системы.

2.2.3. Системы реального времени – это системы, которые могут использовать неприоритетные и приоритетные алгоритмы планирования процессов (например, система управления автомобилем).

Задачи алгоритмов планирования процессов для данных систем состоят в следующем:

· необходима организация окончания работы к назначенному сроку и предотвращение потери данных;

· должна присутствовать предсказуемость, т. е.предотвращение каких-либо сбоев системы.

2.2.4. Задачи алгоритмов планирования для всех систем планирования процессов следующие:

· справедливость, т. е. каждому процессу необходимо выделить справедливую долю процессорного времени;

· контроль над выполнением принятого способа планирования процессов;

· баланс, т. е.поддержка занятости всех частей компьютерной системы (например, чтобы были заняты процессор и устройства ввода/вывода)

3.1. Принцип планирования процессов Первый пришел – первым обслужен (FIFO - First In Fist Out).

В случае принципа планирования FIFO процессы ставятся в очередь по мере их поступления.

Преимуществами этого принципаявляются простота и справедливость (как в очереди покупателей: кто последний пришел – тот оказался в конце очереди).

Недостаток заключается в том, что процесс, ограниченный возможностями процессора, может затормозить более быстрые процессы, ограниченные устройствами ввода/вывода.

3.2. Принцип планирования процессов Кратчайшая задача – первая.

Этот принцип заключается в том, что сначала выполняются задачи, занимающие более короткое время на их выполнение.

Например, при следующей очереди процессов, занимающих соответствующее время

сначала выполнятся задачи, время выполнения которых 2 минуты, потом – за 4, потом – за 6.

Преимуществами данного принципа являются:

· уменьшение оборотного времени (времени на ожидание и обработку);

· справедливость (как в очереди покупателей: кто – без сдачи – тот проходит вперед).

Недостаток заключается в том, что более длительный процесс, занявший процессор, не позволит выполниться вновь поступившим кратковременным процессам.

3.3. Принцип планирования процессов Наименьшее оставшееся время выполнения.

Этот принципявляется аналогом принципа планирования Кратчайшая задача – первая, но отличие заключается в том, что, если приходит новый процесс, то его полное время выполнения сравнивается с оставшимся временем выполнения текущего процесса: если время выполнения нового процесса меньше, чем оставшееся время выполнения текущего процесса, то текущий процесс приостанавливается и выполняется новый процесс; иначе – продолжает выполняться текущий процесс.

Например, для следующей постановки в очередь

2 4 2 6 2

(1) (2) (3) (4) (5)

4 2

(6) (7)

(8)

выполнение процессов планируется следующим образом:

2 2 2 4 1 2 1 4 5

(1) (3) (5) (2) (4) (7) (8) (6) (4)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: