Понятие и сфера воздействия международного права

Мы живем в эпоху, когда промышленная эра сменяется информационной. Все новые открытия увеличивают могущество человека и одновременно несут угрозу человеческой цивилизации. Международное право является одним из средств, призванных обеспечить сотрудничество государств, способное предотвратить злоупотребление этим могуществом, гарантировать его использование в интересах человека.

Центральное положение в международном праве занимают два комплекса принципов и норм. Первый образуют те из них, которые определяют основные права и обязанности государств. Второй – принципы и нормы о правах человека. Нормы обоих комплексов наделены императивной силой. Совместно они образуют основу международного публичного порядка.

Международное право является одним из величайших достижений человеческой цивилизации. Оно не только воспитывает людей в духе уважения к себе подобным, но и служит инструментом регулирования в самой сложной социальной сфере.

Современное международное право существует в трех видах:

1. Формальное право – право, как оно изложено в нормах.

2. Фактическое право – право, как оно воплощено в реальных между-

народных отношениях.

3. Идеальное право – идеальная модель права.

В учебной литературе существует множество определений понятия «международного права»:

- «международное право можно охарактеризовать «как созданную и развивающуюся на основе согласования воль государств систему юридических норм, призванных регулировать международные отношения в целях обеспечения мирного сосуществования государств, равноправия и самоопределения народов».

- «международное право - система юридических норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами этой системы права».

- «международное право представляет собой «совокупность юридических норм, создаваемых совместно государствами с целью регулирования их взаимных отношений и иных отношений в сфере их общих интересов».

- « международное право – это особая правовая система, регулирующая международные отношения его субъектов посредством юридических норм, создаваемых путем соглашения между ними и обеспечиваемых принуждением, формы, характер и пределы которого определяются в договорах, заключаемых государствами».

- «международное право – это совокупность правил поведения участников международного общения, обязательность которых признается ими добровольно, с целью предотвращения международных конфликтов, обеспечения всестороннего международного сотрудничества, дружественных отношений между ними» (М.И. Черкес).

- «международное право — это совокупность и система норм, регулирующих международные отношения» (Ушаков)

- «международное право - это система юридических принципов и норм, регулирующих межгосударственные отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества» - (И.Лукашук)

Конечно, в международно-правовой науке, как и в любой другой науке, происходят и будут происходить дискусии и по поводу понятия МП, и по поводу самой терминологии. Так, само название "международное право " нередко ставится под сомнение. В связи с этим необходимо заметить, что оно действительно не вполне корректно, поскольку регулирует отношения не между народами, а между государствами.

Данное название сложилось исторически. В Средние века, когда появилась идея права, регулирующего отношения между государствами, юристы в поисках необходимого термина обратились к авторитету римского права. Последнее не оставило никаких следов, которые могли бы свидетельствовать о существовании чего-либо подобного международному праву. Но ему было известно понятие " jus gentium" (право народов). Оно обозначало нормы, регулировавшие отношения римских граждан с иностранцами и последних между собой на территории Рима, а также нормы, общие для ряда стран. В дальнейшем название было модифицировано - jus inter gentes (право между народами).

Проблема адекватного названия международного права существует в основном для славянских языков, а также для некоторых других, например для немецкого. На нее издавна обращали внимание российские и немецкие авторы (В.А. Незабитовский, Н.М. Коркунов, И. Кант, Ф. Лист и др.). Следует, правда, заметить, что на славянских языках межгосударственные отношения также именуются международными.

Для других языков этот вопрос не имеет значения. Так, на английском, французском и итальянском языках термины "international law", "droit international", "diritto internazionale" имеют значение межгосударственного права, поскольку слово "nation" означает также "государство", "страна". Литература на этих языках использует и старое название "право народов" (droit des gens, diritto delle genti, law of nations).

Некоторая условность данного названия не имеет большого значения. Оно утвердилось в теории и практике. Условность терминологии - нередкое явление в международной практике. Вспомним хотя бы русский перевод английского названия United Nations (Объединенные Нации) - Организация Объединенных Наций.

Также хочу обратить ваше внимание на то, что на соотношение понятий международное право, международное публичное право и международное частное право.

В большинстве случаев международным правом называют международное публичное право, которое имеет различную правовую природу с международным частным правом, хотя и находится в постоянной с ним взаимосвязи.

Международное частное право - отрасль права, которая регулирует гражданско-правовые отношения, имеющие международный характер. Международное частное право - часть национальной правовой системы, его нормы создаются государством самостоятельно. Международное частное право, пишет М.М. Богуславский, - "это составная часть внутренней правовой системы каждого государства". Основная задача международного частного права состоит в регулировании коллизии между частноправовыми нормами права разных стран. Осуществляется эта задача с помощью специфических норм, именуемых коллизионными. Они дают ответ на вопрос о том, право какой страны подлежит применению в случае коллизии. Поэтому другим названием этого права, наиболее распространенным в странах общего права (common law), является коллизионное право.

Особенности предмета МПП. Предмет правового регулирования – это всегда сфера общественных отношений, для каждой отрасли права выделяется свой предмет регулирования, обладающий определенными особенностями.

Можно говорить о том, что предметом регулирования МПП являются международные отношения,т.е. политические, экономические, торговые, культурные, военные и иные отношения между субъектами международного права.

Не все международные отношения регулируются МПП.Существуют также международные отношения негосударственного характера, т.е. отношения между физическими и юридическими лицами (так называемые отношения с «иностранным элементом»), а также с участием международных неправительственных организаций и международных хозяйственных объединений.

МПП же регулирует международные отношения межгосударственного характера, а именно отношения:

- между государствами –двусторонние и многосторонние;

- между государствами и международными межправильственными органициями;

- между государствами и государственно-подобными образованиями;

- между международными межправильственными организациями.

Таким образом, международное право призвано регулировать совершенно особую разновидность общественных отношений – международных межгосударственных, т.е. властных отношений с участием суверенных государств. Поэтому механизм формирования и действия международного права носит межгосударственный, а не надгосударственный характер. Его нормы создаются путем соглашения субъектов.

2. Система международного права:

отрасли, институты, нормы

Система международного права представляет собой комплекс юридических норм, характеризующийся принципиальным единством и одновременно упорядоченным подразделением на относительно самостоятельные части (отрасли, подотрасли, институты). Системе международного права присуща характерная для нее структура.

Структура МПП включает:

1) отрасли международного права – совокупность международно-правовых норм, регулирующих отношения субъектов международного права в одной какой-либо широкой области международного сотрудничества (право международных договоров, право вооруженных конфликтов, право внешних сношений и др.);

2) институты международного права – совокупность международно правовых норм, регулирующих отношения субъектов международного права по какому-либо определенному объекту правового регулирования или устанавливающих международно-правовой статус (режим) района, сферы, пространства или иного объекта (институт дипломатических привилегий и иммунитетов, институт запрещения ядерного оружия и др.)

3) нормы международного права - это созданное соглашением субъектов формально определенное правило, устанавливающее для них права и обязанности, осуществление которых обеспечивается юридическим механизмом.

Первичным элементом системы МПП являются нормы международного права. Нормы служат как бы кирпичиками, из которых строится здание международного права.

В науке выделяют разные основания для классификации норм МПП. Остановимся на наиболее значимых для практики видах.

1. Нормы обычного права и нормы, возникшие в результате согласованой воли государств (постепенно договорные нормы вытесняют обычные, что объясняется жизненными требованиями стабильности, определенности и точности в международных отношениях).

2. Для МПП характерно наличие так называемых фактических норм права, которые фигурируют под названиями "живое право" (в отличие от "бумажного"), "эмпирические нормы" и др. Дело в том, что в рамках, установленных нормой, субъекты обладают определенным уровнем свободы. В общих нормах подобные рамки шире, в конкретных - уже. Суверенитет государства не допускает жестких конструкций, в которых государству не остается места для собственного усмотрения.

3. Также выделяют нормы международного "мягкого права". Анализ доктрины и практики показывает, что этот термин используется для обозначения двух различных явлений. В одном случае речь идет об особом виде международно-правовых норм, в другом - о неправовых международных нормах. В первом случае имеются в виду такие нормы, которые в отличие от "твердого права" не порождают четких прав и обязанностей, а дают лишь общую установку, которой тем не менее субъекты обязаны следовать.

В новых областях международно-правового регулирования зачастую весьма сложно добиться общего согласия по конкретным нормам. В таких случаях на помощь приходят нормы "мягкого права", отличающиеся большей гибкостью. Примером могут служить договоры по защите окружающей среды. В них используются формулировки типа "предпримут усилия", "насколько это возможно", "когда это целесообразно" и т.п.

Например рамочная Конвенция ООН от 09 мая 1992 г. «Об изменении климата» содержит такое положение «Сторонам следует играть ведущую роль в борьбе с изменением климата и его негативными последствиями». Понятно, что фраза «ведущая роль» не создает каких-либо конкретных правовых обязательств для участников Конвенции.

Ко второму виду норм "мягкого права" относятся те, что содержатся в неправовых актах, в резолюциях международных органов и организаций, в совместных заявлениях, коммюнике. О том, сколь велико может быть значение этих актов, свидетельствуют, например, решения конференций стран антигитлеровской коалиции. В наше время примером подобных норм служат документы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), которые стали главным инструментом перестройки системы международных отношений в Европе. Такого рода нормы являются не правовыми, а морально-политическими.

Особую разновидность этого вида норм "мягкого права" представляют ожидающие вступления в силу договоры. Как известно, в таком состоянии многосторонние договоры зачастую остаются многие годы. Их положения учитываются при толковании норм международного права, оказывают влияние на практику государств и даже на национальное законодательство. В Докладе Генерального секретаря МОТ о конвенциях этой организации говорится, что, даже не будучи ратифицированными, "они способны оказывать влияние на законодательство и национальную практику".

Международные нормы «мягкого права» неоднозначно оцениваются в международной науке. Одни считают их полезными и важными, дргуие же говорят, что они подрывают авторитет права в международном сообществе из-за своего декларативного характера.

4. Универсальные, региональные и локальные нормы. Распределяются по адресатам — субъектам, отношения между которыми они регулируют.

Универсальные (общие, общепризнаннные) - главными отличительными признаками являются глобальность действия, всеобщая обязательная сила, создание и отмена их международным сообществом в целом. Данные нормы адресованы всем субъектам или всем основным субъектам международного права — государствам. Ядром общего международного права являются его основные нормы — принципы. Например, Устав ООН о нераспространении ядерного оружия.

Региональные – нормы, действующие в пределах одного региона (право ЕС, соглашения в рамках СНГ). Региональные нормы исторически предшествовали универсальным. Последние создавались на базе первых, используя их опыт. Этот процесс продолжается и поныне. Вместе с тем универсальное международное право содействует прогрессу региональных систем, передавая им опыт как более развитых региональных систем, так и универсальной системы.

Регионализм приобретает новое измерение с развитием интеграционных процессов. В определенном регионе существенно углубляется взаимодействие государств, что порождает потребность в более высоком уровне нормативного регулирования вплоть до создания наднационального регулирования. В регионе интеграции возникают комплексы норм, обладающих немалой спецификой, создаются новые механизмы правотворчества и правоосуществления. Наиболее показателен в этом плане опыт Европейского союза. В общем, регионализм представляет собой реальное явление, с которым нельзя не считаться.

Локальные (партикулярные) - распространяют свое действие на отношения с ограниченным кругом участников, в большинстве случаев - на двусторонние отношения. Их основным источником являются договоры. Но существуют и обычные нормы такого рода. Международный Суд ООН не раз ссылался на региональные, локальные обычаи. По численности локальные нормы превосходят уныверсальные, общие. Они выполняют важные функции в отношении последних, а именно:

- служат средством их конкретизации применительно к частным случаям;

- способствуют их реализации в этих случаях;

- регулируют отношения, не охватываемые общим международным правом.

Немаловажно, что локальные нормы легче принимаются, изменяются и прекращаются. Они прокладывают путь общему международному праву, накапливая опыт регулирования.

5. Императивные (jus cogens) и диспозитивные нормы. Различаются по юридической силе.

После принятия в 1969 г. Венской конвенции о праве международных договоров в совокупности норм общего международного права стали выделять нормы императивные, имеющие характер jus cogens (общеобязательного права). Согласно ст. 53 этой Конвенции, а также аналогичным статьям других общих (универсальных) международных договоров, «императивная норма общего международного права является нормой, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международногоправа, носящей такой же характер».Т.е. императивные нормы не допускают отклонения от содержащихся в них положений даже путем соглашения между отдельными государствами.

Международное право не содержит какого-либо перечня императивных норм. Но несомненно, что основные принципы современного общего международного права являются императивными нормами - принципами, иначе они утратили бы свое значение основополагающих норм.

Однако подавляющее число норм общего международного права являются нормами диспозитивными, т.е. такими, от которых государства и другие субъекты международного права могут в известной мере отступать в своих локальных взаимоотношениях. Здесь имеются в виду двусторонние и многосторонние договоры, заключаемые государствами и международными организациями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: