Методы экономико-математического моделирования. Методы регрессионного анализа

Методы регрессионного анализа

Регрессионный анализ исследует зависимость определенной величины от другой величины или нескольких других величин.

Пример регрессионного анализа приведен в третьем параграфе главы "Финансовое планирование в экономической организации".

Регрессионный анализ применяется преимущественно в сред­несрочном прогнозировании, а также в долгосрочном прогнозиро­вании. Средне- и долгосрочный периоды дают возможность уста­новления изменений в среде бизнеса и учета влияний этих измене­ний на исследуемый показатель.

Для осуществления регрессионного анализа необходимо:

• наличие ежегодных данных по исследуемым показателям;

• наличие одноразовых прогнозов, то есть таких прогнозов, которые не поправляются с поступлением новых данных.

Регрессионный анализ обычно проводится для объектов, име­ющих сложную, многофакторную природу, таких,как:

• объем инвестиций;

• прибыль;

• объемы продаж и др.

Во внутрифирменном прогнозировании используются:

=> модели внутренней среды фирмы, так называемые корпора­тивные модели;

=> макроэкономические модели, к которым относят эконометрические модели, модели "затраты-выпуск".

Корпоративные модели обычно представляют собою набор формул (уравнений), которые выражают отношения ряда перемен­ных к определенному объекту, например к объему продаж.

Помимо формульных моделей во внутрифирменном планиро­вании могут использоваться матричные модели (модели в виде таб­лиц), структурно-иерархические модели, описывающие внутрен­нюю структуру и взаимосвязь в рамках экономической организа­ции.

При использовании корпоративных моделей полезно делать не только перспективные, но и ретроспективные (обращенные в про­шлое) прогнозы. Сравнение данных ретроспективного прогноза и фактических данных за прошлый период позволяет сделать вывод о надежности моделей.

Большая часть математических моделей имеет форму компью­терных программ. Находясь в процессе выполнения, такие про­граммы позволяют исследовать развитие внутрифирменных взаи­мосвязей, то есть придают моделям динамический характер.

К недостаткам применения методов экономико-математиче­ского моделирования в рамках прогнозирования будущего экономи­ческой организации можно отнести:

• необходимость серьезных затрат на организацию исследо­вательской работы и оплату труда специалистов;

• невозможность охватить в моделях все наиболее существен­ные тенденции развития;

• высокую вероятность внезапных изменений, разрушитель­ных событий, существенно снижающих полезный эффект модели.

В качестве отдельной отрасли экономического прогнозирова­ния на уровне фирмы выделяют прогнозирование продаж (сбыта).

В прогнозировании продаж применяется большинство названных здесь методов. Наиболее распространенные методы прогноза про­даж были рассмотрены в третьей главе "Финансовое планирование в экономической организации".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: