double arrow

Уровни принятия решений. Различия, существующие в типах решений, и различия в труд­ности проблем, требующих решения, определяют уровень принятия решений

3

Различия, существующие в типах решений, и различия в труд­ности проблем, требующих решения, определяют уровень принятия решений. М. Вудкок и Д. Френсис выделяют четыре уровня приня­тия решений, для каждого из которых требуются определенные управленческие навыки: рутинный, селективный, адаптационный, инновационный. Выбор каждого из них определяется конкретны­ми требованиями к работе и задачами, предъявляемыми к способ­ностям менеджера.

Первый уровень — рутинный.Решения, принимаемые на этом уровне, представляют собой обычные рутинные решения. Как пра­вило, у менеджера имеется определенная программа, как распоз­нать ситуацию, какое решение принять. В этом случае менеджер ведет себя, как компьютер. Функция его заключается в том, чтобы «почувствовать» и идентифицировать ситуацию, а после этого взять на себя ответственность за начало определенных действий. Руково­дитель должен обладать чутьем, верно трактовать имеющиеся ука­зания на ту или иную ситуацию, действовать логично, принимать верные решения, проявлять решительность, обеспечивать эффек­тивные действия в нужное время. Этот уровень не требует творчес­кого подхода, так как все действия и процедуры заранее предпи­саны. Ключевыми навыками рутинного уровня являются: неукоснительное следование процедуре, разумная оценка ситуации, гу­манное лидерство, соотношение контроля и мотивации.




Второй уровень — селективный.Этот уровень уже требует ини­циативы и свободы действий, но лишь в определенных границах. Перед менеджером стоит целый круг возможных решений, и его задача заключается в том, чтобы оценить достоинства таких реше­ний и выбрать из некоторого числа хорошо отработанных альтер­нативных наборов действий те, которые лучше всего подходят к данной проблеме. Успех и результативность зависят от способнос­ти менеджера выбрать направление действий. Ключевыми навыка­ми этого уровня являются: установление целей, планирование, соотношение анализа и развития, анализ информации.

Третий уровень — адаптационный.Менеджер должен вырабо­тать решение, которое может быть абсолютно новым. Перед руко­водителем — некий набор проверенных возможностей и некото­рые новые идеи. Только личная инициатива и способность совер­шить прорыв в неизвестное могут определить успех деятельности менеджера.

Ключевые навыки адаптационного уровня: идентификация про­блем, систематизированное решение проблем, создание рабочих групп, анализ возможного риска.

Четвертый уровень, самый сложный, — инновационный.На этом уровне решаются наиболее сложные проблемы. Со стороны менед­жера требуется абсолютно новый подход. Это может быть поиск решения проблемы, которую ранее плохо поняли или для реше­ния которой требуются новые представления и методы. Руково­дитель должен уметь находить способы понимания совершенно нео­жиданных и непредсказуемых проблем, развивать в себе умение и способность мыслить по-новому. Наиболее современные и труд­ные проблемы могут потребовать для своего решения создания но­вой отрасли науки или технологии. Ключевыми навыками иннова­ционного уровня являются: творческое управление, стратегичес­кое планирование, системное развитие.

Каждый из рассмотренных нами уровней принятия решения предъявляет свои требования к управленческой квалификации.



3




Сейчас читают про: