Тема 11. Географiя міського, сiльського та екологiчного туризму

Склад злочину.

5. Необхідна оборона, затримання нападника, крайня необхідність.

6. Стадії вчинення злочину.

7. Добровільна відмова від доведення злочину до кінця.

8. Співучасть у вчиненні злочину.

9. Кримінальне покарання та його види.

10. Кримінальна відповідальність неповнолітніх.

1. Міста як туристичнi центри, їх функцiї та типи.

2. Ocновні пiдходи до визначення сiльського туризму.

3. Географiя центрiв та регiонiв розвитку екологiчного туризму в Україні, Європейському peгіоні cвiту, cвiті.

Городской туризм

Города - туристские центры: типы, функции, современные тенденции развития

Город — это сложнейший социально-экономический организм, многоотраслевой хозяйственный комплекс, культурно-историческое образование, олицетворение синтеза искусств и площадка для величайших событий в истории человечества. Города обладают удивительной притягательной силой для миллионов людей земли. Они не только выбирают городскую среду в качестве места постоянного проживания, но и стремятся в города как к декорациям отпуска или выходного дня.

Говоря о городском туризме — посещении крупных населенных пунктов в туристских целях, мы невольно представляем себе образы тех или иных городов. У каждого из них есть свое лицо — это его силуэт: крыши, трубы, купола, прямые или петляющие улочки, фасады домов, а также памятники, храмы, вокзалы и ратуши, пригороды и предместья. Сами образы, а также их восприятие бесконечно разнообразны, что обусловлено сочетанием объективного и субъективного начала, общего и индивидуального, знания и непосредственных ощущений. Не в этом ли кроется ответ на вопрос о причинах притягательной силы городов?

Все зримые формы городов несут на себе отпечаток судьбы города и его жителей. Многие города вызывают практически явственный образ людей, которые с ними ассоциируются. Например, Зальцбург — Моцарт, Веймар — Гете, Копенгаген — Андерсен, Санкт-Петербург — Петр I, Витебск — Шагал и т.д. Широко распространено восприятие городов как мест литературного действия: Севилья — родина неунывающего Фигаро, Дон-Жуана и темпераментной Кармен. Широкие обручальные кольца фото. Верона в большей степени привлекает туристов как город мировых символов любви Ромео и Джульетты, нежели архитектурными памятниками. Тысячами литературных героев «населены» Лондон, Париж, Рим.

Города производят впечатление своей неповторимостью. Неистощимый поток туристов в Венецию объясняется больше уникальным положением этого города, нежели его исторической ценностью. От встречи с красивым городом, знакомства с его панорамами, ансамблями, увлекающими перспективами, красочными деталями эмоционально богатый человек получает нечто большее, чем просто удовольствие.

Важную роль в восприятии играет общий колорит города, преобладающий цвет его зданий. В Париже господствуют коричнево-палевый и серо-шоколадный тона, сочетающиеся с зеленью бульваров и набережных. Многие полагают, что кроме внешних качеств, города обладают и характерным набором звуков и запахов. Для Рима - это шорох фонтанов. Венеция запоминается запахом легкой плесени. тосол цена А Флоренции присущ «запах влажной пыли, как у ирисов, смешанный с едва уловимым свежим запахом лака и красок очень старых картин» (Д. Мережковский. Воскресшие боги). Городская среда окружает человека социальным миром, включающим в себя материальные и духовные условия становления, существования, развития и деятельности людей. Городская среда — это не только ландшафты, но и качественное состояние ее естественно-природных и рукотворных составляющих, уровень развитости информационного обмена. Одним словом, это все то, что манит и влечет людей уже не одно столетие. Наконец, городская среда - это люди, способы их взаимодействия, их отношение к ближайшему социальному окружению. Фундаментальный признак современной городской среды — ее нарастающее разнообразие. Именно этот факт - главный аргумент против утверждений о том, что города выходят из моды. Люди еще много лет будут стремиться к городам, каждый из которых уникален, а значит, городской туризм будет жить и выходить на все более высокие качественные рубежи вместе с развитием городов и их культуры.

В последнее время проблемам городского туризма как одному из перспективных направлений туристской деятельности уделяется большое внимание на международном, региональных и национальных уровнях. За последние 10 лет его объем более чем удвоился. В 2004 г. на городской туризм в Европе пришлось 38% всех туристских прибытий.

Роль и значение городов в развитии туризма неуклонно повышаются. Создавая условия для приобщения к культурно-историческому достоянию, занятия бизнесом, отдыха, оздоровления, образования людей и т.д., они притягивают все больше путешествующих лиц. При этом туристские потоки оказывают определенное воздействие на городскую среду. Туризм часто рассматривается как один из основных элементов стратегии городского развития, способный внести вклад в процветание городов и их жителей. В июне 2005 г. в Стамбуле прошел форум, посвященный новейшим тенденциям в управлении городским туризмом, в котором приняли участие представители 42 стран.

Города — туристские центры чрезвычайно разнообразны. Существует много классификаций туристских центров в зависимости от выбранного основания. С географической точки зрения объекты можно группировать по морфологии (площадные, линейные, точечные); положению по отношению к ареалам туристского спроса и предложения, размещению в пределах туристских регионов (центральное, периферийное, эксцентричное и др.); по масштабам туристского потока (крупнейшие, крупные, средние, малые), его направленности (отправляющие, принимающие, комплексные), специализации (полифункциональные, бифункциональные, монофункциональные) и т.д.

Наиболее крупным является деление городских туристских центров на две группы:

1. Города, где туристская индустрия выполняет градообразующую функцию. Как правило, к этой категории относятся малые, реже - средние города. Как любой город с узкой специализацией и недиверсифицированной экономикой, они тотально зависимы от ситуации на туристском рынке и весьма уязвимы в связи с эластичностью туристского спроса и его подверженностью влияниям целого ряда факторов. Для таких туристских центров характерна ориентация на определенный тип потребителя с соответствующим уровнем дохода и целями путешествия. Экономика такого города попадает в зависимость не только от конъюнктуры туристского рынка в целом, но и от состояния туристского спроса определенного сегмента рынка потребителей, что делает городскую систему неустойчивой. Для городов этого типа жизненно важными являются непрерывный мониторинг сложившейся на рынке экономической ситуации, проведение маркетинговых исследований, которые нацелены на разработку перспективной долгосрочной программы поддержания конкурентоспособности туристского продукта, предлагаемого городом. Особая роль отводится государственному регулированию туризма как на уровне городских администраций, так и на государственном уровне, их диалогу и сотрудничеству.

2. Города, где туристская индустрия не выполняет градообразующую функцию, но является неотъемлемой частью городской экономики. К ним относятся большинство средних, все крупные города и мегаполисы, в которых туризм не единственная, но одна из многих отраслей специализации. По сравнению с первой группой эти города имеют важное преимущество: при негативных изменениях на рынке туризма диверсифицированная экономика позволяет избежать кризисной ситуации или минимизировать ее последствия. Они привлекают разные категории туристов, которые различаются возрастом, уровнем доходов, целевыми установками и т.д., и могут предложить им разнообразные туристские продукты. Если в моноспециализированных городах турист является центральной фигурой, формирует облик населенного пункта и вся городская жизнь сконцентрирована вокруг него, то остальные города в большей степени автономны. Посетитель получает возможность ощутить себя их жителем, почувствовать городскую энергию. Он часто ищет способы влиться в городскую жизнь, и в этом ему может помочь городская администрация с помощью различных программ, направленных на сокращение дистанции между туристом и резидентом, например, путем проведения уличных выставок.

В зависимости от туристской специализации различают следующие виды городских туристских центров: центры культурно-познавательного туризма, центры делового туризма, центры событийного туризма, города-курорты, лечебные центры и центры паломничества. Многие города, главным образом крупные, и мегаполисы являются полифункциональными. В них развиваются сразу несколько видов туризма, часто культурно-познавательный, деловой и событийный. Так, Париж, Лондон, Рим, Берлин являются мировыми центрами культурно-познавательного туризма и одновременно лидируют в сегменте делового туризма.

Города — центры культурно-познавательногоСпециализируются на приеме туристов, путешествующих с целью получения новых знаний и приобщения к культурным ценностям. В последнее время их привлекают в городах не только архитектурные сооружения, сохранившиеся предметы культурного прошлого, музеи, театры, выставочные залы, но все больше атмосфера города, образ жизни городского населения, современный дизайн. Последний особенно важен для молодых городов, не обладающих историческим потенциалом для развития познавательного туризма. Земельные участки - объявления - земля в подмосковье симферопольское шоссе. Бассейны для дачи. Зачастую власти города приглашают дизайнеров, архитекторов реализовать именно в их городе свои проекты, оказывают им финансовую поддержку. Такие города превращаются в музеи современного искусства под открытым небом с характерной атмосферой новизны и свободомыслия. Они притягивают другие творческие личности — музыкантов, артистов, а также большое число туристов, особенно молодежь. мыльная основа купить интернет магазин Таким образом, город может создать потенциал для развития культурно-познавательного туризма.

В последние годы приходит осознание того факта, что наличие и сохранение культурно-исторического потенциала важно для развития любого туристского города. Благодаря ему складывается неповторимый образ туристского центра, а посетители могут удовлетворить потребность в познании окружающей действительности, которая всегда присуща человеку вне зависимости от главного мотива путешествия. осетинские пироги доставка в москве пироги

Экспертами ЮНВТО разработана классификация городов зарубежной Европы по потенциалу культурно-познавательного туризма и выделено пять групп, требующих разных подходов к управлению.

В исторических городах создаются культурно-туристские зоны, включающие объекты туристского показа, предприятия обслуживания (средства размещения, питания, развлечения, справочно-информационные центры). Формирование таких зон — комплексная задача, требующая решения следующих вопросов:

- проведение реставрационных работ и подготовка памятников истории и культуры к туристско-экскурсионному показу, реконструкция исторической застройки, восстановление парков и исторического ландшафта;

- реконструкция дорожно-транспортной сети с учетом прохождения крупногабаритных туристских автобусов, развитие сети автостоянок, организация транспортного обслуживания в местах концентрации туристов;

- создание пешеходных зон в местах массовых скоплений туристов и экскурсантов, увеличение плотности объектов обслуживания, благоустройство, озеленение, цветочное оформление территории и ее рекламно-информационное насыщение;

— совершенствование систем общественного обслуживания, включая медицинское;

- развитие коммунального хозяйства города, общественного транспорта, телекоммуникационных систем с учетом потребностей туристов;

- обустройство мест массовых посещений с учетом потребностей пожилых людей и инвалидов.

Деловой туризм, находящийся на подъеме, тяготеет к центрам экономической и политической жизни стран. Бизнес-туристы требовательны к состоянию городской инфраструктуры, наличию специальных объектов для встреч и заседаний (медиацентров, конгресс-холлов и др.), их техническому оснащению (аудиовизуальное оборудование, средства связи, высокоскоростной доступ к Интернету), уровню профессионализма обслуживающего персонала, транспортной доступности и пр. Особое значение имеют безопасность и политическая стабильность. Деловые туристы предъявляют спрос не только на основные, но и на сопутствующие, дополнительные туристские услуги, непосредственно не связанные с главной целью поездки. Они охотно покупают до- и послеконгрессные туры, посещают концерты, выставки, совмещая профессиональную деятельность с культурно-познавательным и активным отдыхом. Наибольшим потенциалом для развития делового туризма обладают города, прежде всего столицы экономически высокоразвитых государств, вовлеченных в систему международного разделения труда.

Города — центры событийного туризма

В современных туристских центрах регулярно проходят культурные и спортивные мероприятия различного масштаба и тематики. Это могут быть события мирового значения (Олимпийские игры, конкурс красоты «Мисс мира»), регионального (чемпионаты Европы по футболу), национального (музыкальный или кинофестиваль, спортивные соревнования какой-либо страны), а также локального (воспроизведение исторических сражений, дни культуры Средневековья). Они обеспечивают приток туристов и дополнительные поступления от них. Где заказать оформление выставочных стендов. Оформление стендов дизайн. Так, во многих шведских городах ежегодно устраиваются дни культуры викингов, привлекающие тысячи туристов. Для истинных ценителей, приверженцев и знатоков участие в том или ином событии является основным мотивом приезда в город и пребывания в нем. Для других возможность личного присутствия на мероприятии является дополнительным аргументом в выборе туристского центра и сроков пребывания в нем. купить стеллажи паллетные

Возможность провести мероприятие мирового масштаба, главным образом спортивное, можно рассматривать как редкий шанс для развития городского туризма. Во-первых, на строительство спортивных сооружений и доведение объектов городской инфраструктуры до уровня мировых стандартов выделяются большие средства из национального бюджета и международных фондов. Во-вторых, повышается эффективность рекламных кампаний и позиционирования городского туристского продукта, туристский потенциал города раскрывается перед более широкой аудиторией, в которой находятся потенциальные посетители. Проведение национальных и локальных мероприятий также вносит значительный вклад в развитие туризма.

Организация культурных и спортивных мероприятий является одним из способов борьбы с сезонностью в индустрии туризма. Тем не менее, некоторые из них — мелкие и незначительные — по мнению экспертов ЮНВТО, должны проводиться в «высокий» сезон и рассматриваться как средство развлечения туристов, а не их привлечения.

В настоящее время события различного масштаба воспринимаются в качестве дополнительного элемента городского туристского продукта. Однако некоторые города продвигают себя как центры событийного туризма.

Примером может служить шведский город Готтенбург - место проведения таких крупных спортивных соревнований с доходом до 150 млн. евро, как Чемпионат мира по атлетике (1995), «Гимнаестрада» (1999) и океанические гонки на приз компании «Вольво» (2002), а также всевозможных выставок книг и лошадей, фестивалей музыки, кино, театров танца, молодежных спортивных состязаний. Здесь проходят концерты многих музыкальных звезд. В будущем город планирует проводить еще больше спортивных и культурных мероприятий. Для этого расширяется гостиничный фонд, на базе новейших технологических достижений создается информационный центр, позволяющий вести качественные трансляции по всему миру, а также совершенствуется транспортная система города.

Города — курорты и центры лечебного туризма

Возникают в районах, обеспеченных природными ресурсами определенного типа и качества. В последнее время они переживают ряд изменений, в их развитии обозначились новые тенденции.

Города-курорты, как правило, привязаны к береговой линии морей, озер и других водных объектов. Они ориентированы преимущественно на массового туриста, посещающего курорт с целью купально-пляжного отдыха. Основная проблема их развития — сезонные колебания туристской активности. В «низкий» сезон такие города часто получают дотации из бюджетов вышестоящих уровней. Эта организация предлагает и ремонт toyota land cruiser в 1033 - заходите В задачу городских муниципалитетов входит поддержание рекреационной зоны в надлежащем санитарном состоянии и эстетическом виде (пляжи, парки). Посещения культурно-исторических достопримечательностей, которые часто находятся вне городской черты, хотя и не являются главным мотивом поездок в города-курорты, образуют важную составляющую городского туристского продукта, поэтому при его разработке и продвижении важно наладить тесную связь с соседними населенными пунктами, обладающими культурно-историческим потенциалом.

В настоящее время некоторые города-курорты меняют стратегию развития для поддержания конкурентоспособности на внутреннем и внешнем туристских рынках. Они создают условия для привлечения новых категорий туристов. В этом отношении показателен пример города-курорта Дубровник (Хорватия) на Адриатическом море.

Дубровник сегодня - это международный курорт, принимающий туристов и экскурсантов из Западной и Восточной Европы. Он привлекает лиц со средним и высоким уровнем достатка. К 2010 г. планируется превратить курорт в главный элитарный центр туризма Хорватии. Его основными посетителями станут состоятельные граждане из США и стран Западной Европы, а также деловые туристы. На туристском рынке курорт продвигается под слоганом «Дубровник — город свободы». Одновременно обновляется туристская инфраструктура, появляются четырех-пятизвездные отели (в настоящее время туристы останавливаются преимущественно в стандартных отелях три-четыре звезды, построенных во второй половине 1980-х гг.). Более разнообразным, насыщенным культурными мероприятиями становится туристский продукт. Проведена модернизация туристского информационного центра, предпринимаются меры по улучшению качества обслуживания в ресторанах и повышению их классности, открываются магазины известных мировых брендов, строятся удобные парковочные площадки и гаражи, благодаря которым улучшается доступ к историческому центру города, ведутся работы в гавани, расширяющие возможность приема круизных судов. Пример Дубровника свидетельствует о необходимости комплексного подхода к развитию городов-курортов.

Города — центры лечебного туризма привязаны к месторождениям целебных природных ресурсов (минеральных вод, лечебных грязей и др.). Их туристский продукт адресован людям, страдающим различными заболеваниями. Они также привлекают большое число экскурсантов. Например, Карлови-Вари — крупнейшую чешскую здравницу — в 2003 г. посетили 66 тыс. человек с целью оздоровления и 2,5 млн. экскурсантов. Среди них есть экскурсанты-«разведчики» — те, кто планируют приехать лечиться или отправить родственников на оздоровление. Они присматриваются к ценам, отелям, курорту как таковому, собирают информацию. Для них важно наличие в городе-курорте туристских информационных центров с квалифицированными сотрудниками и доступными рекламно-информационными материалами.

Традиционно в города — центры лечебного туризма едут лица старшей возрастной группы, когда обостряются хронические болезни или слабеющий организм не в силах справляться с каждодневными стрессами на работе и в быту. Однако в последнее время рынок лечебно-оздоровительного туризма начал заметно меняться: классические санаторные курорты перестают быть местом лечения и отдыха лиц преклонного возраста и становятся полифункциональными оздоровительными центрами, рассчитанными на широкий круг потребителей. В моду входит здоровый образ жизни, и во всем мире растет число людей, которые хотят поддерживать хорошую физическую форму и нуждаются в восстановительных антистрессовых программах. В основном это люди среднего возраста, предпочитающие активный отдых и часто ограниченные во времени. По мнению многих экспертов, потребители такого типа будут главными клиентами санаторных курортов и гарантией процветания лечебного туризма в XXI в.

С изменением потребительского спроса здравницы вынуждены перестраиваться. Чтобы выйти на новые сегменты потребительского рынка и привлечь дополнительных клиентов, они диверсифицируют свой продукт: предлагают широкий выбор комплексов оздоровительных и восстанавливающих силы услуг (программы «Анти-целлюлит», «Фито-Красота-Омоложение»). Курорты делают более разнообразной программу пребывания пациентов, проводят культурные и спортивные мероприятия. Они открывают камерные театральные сцены, ночные клубы, расширяют возможности занятий активными видами отдыха и при сохранении основной лечебной функции сближаются с центрами событийного и экскурсионного туризма.

Города — центры паломничества

Тесно связаны с религиозными течениями. Они являются почитаемыми местами для миллионов верующих, которые считают своим долгом посетить их в течение жизни. Особенно высокая концентрация паломников в этих городах отмечается в дни религиозных праздников. В Рим — крупнейший центр христианского паломничества на Рождество приезжает от 2 до 3 млн. верующих. Одна из основных задач городских властей — обеспечение безопасности. Известны случаи массовой гибели людей во время хаджа в Мекке. Так, в 2006 г. в давке у моста Джамарат погибли 345 человек и более 1000 получили ранения.

Близкие к паломничеству потоки формируются познавательным туризмом религиозной тематики. Такие путешествия обычно не столь продолжительны, как странствия верующих, они организуются в любое время года и не привязаны к культовым праздникам. Туристы, как правило, имеют высокий уровень образования и проявляют интерес к истории города, музеям.

Города — центры международного туризма

Среди всего многообразия туристских центров особое место занимают крупные города. Они традиционно аккумулируют значительную часть культурно-исторического наследия человечества, зачастую являются генераторами и носителями все новых видов туризма и обладают наиболее отлаженной инфраструктурой для комфортабельного времяпрепровождения. Однако далеко не все города-миллионеры относятся к числу крупных центров международного туризма. Например, Сан-Паулу с населением 17,8 млн. человек входит в пятерку крупнейших агломераций мира, но по численности иностранных туристов (0,5 млн.) в 4 раза уступает Стокгольму с населением 1,6 млн. человек и в 13 раз — Вене с населением чуть более 2 млн. жителей. Это во многом обусловливается различной туристской «ценностью» городов, их размещением относительно основных туристских регионов мира и фактором дистанционности.

В последнее время одним из ключевых моментов в плане локализации потоков международных туристов становится место центра в формирующейся сети взаимосвязанных в глобальном масштабе городов. Такое принципиально новое созвездие городов получило в научной литературе специальное название — «архипелаг городов». Качественное обновление организации крупногородского каркаса мира находит выражение в усилении его многослойности. Как и раньше, его остов формируют два слоя городов. Один из них — совокупность историко-культурных центров мира, составляющих сокровищницу, непреходящую ценность всего человечества; другой — глобальная сеть официальных и формальных столичных городов, каждый из которых фокусирует и отслеживает, прежде всего, национальные ресурсы и интересы. Но ныне их существенно дополняет и во многом объединяет в глобальном масштабе сопряженная система «международных» городов, т.е. политико-экономических центров наднационального уровня, во многом отвечающих за функционирование мирового хозяйства и стратегическое построение международных отношений.

Использование ресурсов и рынков, открывающихся в рамках глобальных сетей городов, участие в непосредственном управлении мирохозяйственными процессами, близость и теснота контактов ведущих мировых городов между собой и многие другие факторы несут в себе колоссальные выгоды и возможности развития. Однако в элитный клуб глобальных центров способен попасть далеко не каждый город. Согласно концепции американского исследователя Дж. Фридмана, своего рода номинальным «пропуском» в него служит должное соответствие агломерации как минимум семи главным признакам. Мировой город должен обладать относительно большой людностью, являться крупным центром обрабатывающей промышленности, транспортным и коммуникационным узлом, входить в число ведущих финансовых центров мира, быть местом концентрации штаб-квартир крупных ТНК, выполнять важные международные функции и располагать развитой сферой деловых услуг. В числе вторичных или «пассивных» индикаторов городской глобальности, которые скорее можно считать результатом воздействия макропроцессов на городскую среду, ряд специалистов выделяет увеличение социальных, экономических и территориальных диспропорций, наличие маргинальных жилых районов, рост трудностей в управлении городом, широкое присутствие и потребление продукции международных брендов и некоторые другие. планирование работы

В отличие от столичных и историко-культурных центров «международные города» имеют свою строгую иерархию. В соответствии с аккумулированными ресурсами, масштабами и сферой пространственного влияния ключевые позиции в глобальной экономике контролирует ограниченное количество центров. По самым жестким нормам отбора их число составляет чуть более 30. Высший «командный состав» мировых городов представляют Лондон, Токио и Нью-Йорк. Второй эшелон формируют 9 городов (Чикаго, Лос-Анджелес, Вашингтон, Париж, Брюссель, Франкфурт-на-Майне, Цюрих, Сингапур, Сан-Паулу), третий уровень — еще 22 агломерации из самых разных регионов мира. Специалисты британской исследовательской школы, использующие более мягкие критерии с акцентом на сферу услуг, относят к мировым более 120 городов и подразделяют их на четыре крупные категории: «А» — ведущие, «В» — главные, «С» — второстепенные и «D» — формирующиеся. Каждая из них, в зависимости от выраженности критериев, разделяется еще на несколько подгрупп.

В совокупности крупнейшие деловые центры планеты образуют опорный каркас не только мировой экономики, но и системы международного туризма. О значимости явления свидетельствует тот факт, что десятка мировых городов только категории «А» аккумулирует более 10% всех международных туристских прибытий. Стремительный рост мировых городов как центров международного туризма тесно связан с действием целого ряда факторов историко-географического, демографического, геополитического, экономического, социокультурного характера.

Большинство современных мировых городов — это центры «старой формации», прошедшие длительный эволюционный путь развития. Они концентрируют значительную часть культурно-исторического наследия человечества, что обусловливает их повышенную привлекательность для развития массового познавательного туризма. Кроме того, глобальные города, как правило, находятся в пределах староосвоенных и экономически высокоразвитых территорий, обладают центральным положением в главных туристских регионах мира. Не случайно 13 из 20 самых популярных направлений международного туризма приходятся на счет глобальных городов, включая Париж, Амстердам, Брюссель, Рим и т.д.

Все мировые города относятся к категории городов-миллионеров. Крупность демографического потенциала уже априори предполагает повышенные масштабы подвижности населения, а активно разворачивающийся в условиях глобализации процесс интернационализации населения придает дополнительный импульс росту как постоянной миграции, так и краткосрочных поездок для деловых контактов, посещения родных, отдыха и иных видов времяпрепровождения.

Глобальные города, даже несмотря на принадлежность к категории наиболее «дорогих» и существенную социальную стратификацию населения, отличает сравнительно высокий уровень жизни людей. Так, среднегодовой доход на душу населения в Лондоне составляет 31,9 тыс. дол., в Токио — более 44 тыс., а во Франкфурте-на-Майне, который эксперты именуют самым богатым городом европейского континента, — 63,3 тыс. дол. Состоятельность значительной части населения обусловливает расширенные экономические возможности, в том числе и для реализации поездок с туристскими целями. Строительные материалы симферополь, Сетка рабица.

Характер экономической деятельности глобальных городов во многом играет определяющую роль в развитии их как центров делового международного туризма. Особый ритм бизнес-активности задается высокой концентрацией промышленности, финансовых и торговых институтов, органов власти и управления, штаб-квартир международных организаций, учреждений НИОКР, образования и многих других. Масштабность, разнообразие и глобальный охват выполняемых функций, с одной стороны, обусловливают высокую интенсивность и обширность контактов мировых городов, преимущественную нацеленность их работы в системе дальних связей, а с другой — ведут к росту их центральности в системе деловых потоков людей. Они выступают эпицентрами переговорного процесса, заключения сделок, обмена опытом и достижениями, проведения выставок, ярмарок, презентаций, совещаний и конференций, а также законодателями моды по самым разным направлениям.

Необходимым звеном в обеспечении глобального бизнеса и одним из главных признаков мировых городов является развитость сферы сервиса, в том числе специализированного его сегмента — бизнес-услуг и коммуникаций. Практически все мировые города — это крупные центры страхового бизнеса, юридических услуг, масс-медиа, рекламного дела, а также транспорта и телекоммуникаций. Обеспечение трансконтинентальных потоков товаров, услуг, капитала, информации и людей - одна из важных функций городов. Ключевое значение в обеспечении их внешних связей по пассажирским перевозкам имеет авиасообщение. Ведущим мировым центром воздушного транспорта является Лондон. В 2000 г. объем пассажирских авиаперевозок столичного узла Великобритании, располагающего пятью аэропортами, достиг 116,4 млн. человек, что составляет 64,7% всего пассажирооборота страны.

В результате воздействия большой совокупности факторов мировые города становятся ключевыми элементами в системе международного туризма. Они формируют особую категорию туристских центров и обладают целым рядом важных отличительных черт. Среди них в первую, очередь необходимо отметить следующие.

1. Мировые города концентрируют колоссальные объемы глобального туристского потока. По количеству только прибытий иностранных туристов они зачастую опережают целые страны и регионы. Причем глобальные города занимают видные позиции не только на внешнем, но и на внутреннем туристском рынке. Так, например, в 2000 г. Нью-Йорк принял более 37,5 млн. В короткие сроки аттестат о среднем образовании нас рекомендуют клиенты. гостей, из которых лишь около 15% приходится на долю иностранных туристов. Разброс экспертных оценок всего объема туристского потока для Парижа очень широк — от 30 млн. до 60 млн. человек, в котором зарубежные гости составляют от 2slesh5 до 1slesh4.

2. В отличие от пассивных — преимущественно принимающих (фокусы) и активных — преимущественно отправляющих (очаги) туристских центров мировые города выступают в качестве туристских узлов, для которых входящие и исходящие потоки равновелики или вполне сопоставимы. Например, ежегодно с туристскими целями в Нью-Йорк прибывает из-за рубежа более 5,4 млн. человек, а выезжает свыше 2,1 млн..

3. Очень высоки темпы прироста объемов туристского потока, в том числе международного. В неофициальной столице США, по оценкам экспертов, за последние пять лет он составил 28%. Число туристов в Гонконге — одном из наиболее посещаемых городов мира — за период 1999—2003 гг. увеличилось в 1,5 раза — с 10,7 млн. до 16,5 млн. человек.

4. Для мировых городов типична в целом очень широкая географическая структура международного туризма, хотя по понятным причинам, — с преобладанием выходцев из экономически наиболее развитых стран. Так, по данным на 2001 г., из 8,8 млн. иностранцев, посетивших Париж и остановившихся в гостиницах, представители США составили 22%, Великобритании — 15,7, Германии — 6,6, Японии — 8,1, Испании — 5,3, России — 1,3%.

5. Огромное количество туристов обусловливает особую значимость отрасли для экономики мировых городов. На вебстранице нашей компании эвакуатор солнцево по 1102 - заходите Ежегодно в Нью-Йорке туристы оставляют более 17 млрд. дол., в Майами — 16,8 млрд., а в Париже в 2000 г. доходы только от гостиничного бизнеса составили 2,8 млрд. евро. Стремление к удовлетворению потребностей самой разнообразной клиентуры обусловливает адекватный и высочайший уровень развития социальной инфраструктуры, сферы услуг и собственно туристской индустрии. В последнее время в глобальных городах, в том числе в силу эволюции структуры туристского потока, все четче обозначается тенденция к усилению специализации на обслуживании наиболее состоятельных клиентов. Например, в Вене за 1590-е гг. практически не изменилось количество объектов и емкость средств размещения: в 344 отелях насчитывается почти 40 тыс. койко-мест. Однако если в структуре гостиничного фонда столицы Австрии в 1991 г. четверть всех мест приходилась на одно-двухзвездные отели и около половины — на отели повышенной категорийности (четыре-пять звезд), то в 2000 г. — соответственно 14,9 и 60,9%.

6. Все мировые города относятся к числу полифункциональных туристских центров. Они располагают всеми возможностями для познавательного, делового, развлекательного и целого ряда иных видов туризма, включая в целом нетипичную специализацию (например, купально-пляжный отдых в Бангкоке и Майами). Такое разнообразие видов туристской деятельности и широкие возможности комбинирования представляют собой один из важнейших ресурсов роста привлекательности городов и резервов для дальнейшего развития отрасли.

7. Мировые города выступают главными эпицентрами локализации и генераторами роста делового туризма, который стал одним из самых динамичных секторов международного туризма. В последнее десятилетие, например, в Европе среднегодовые темпы увеличения объемов делового туризма достигли 9%, тогда как туризма в целом — 5%. По оценкам специалистов, ныне каждая четвертая поездка совершается по служебной надобности. Причем, согласно данным «Horwath Axe Consultants», структура делового туризма сильно диспропорциональна: 73,2% составляют корпоративные поездки, включая инсентив-туры, 15,9% приходится на долю конгрессного и 10,9% — выставочного туризма. Одним из важных преимуществ развития этого направления туризма является отсутствие проблемы сезонности. Кроме того, в его развитии заинтересованы все участники туристского рынка. Как показывают исследования, с одной стороны, каждый бизнес-турист тратит в 3—4 раза больше, чем турист, прибывающий с оздоровительными целями, но с другой стороны, профессиональная организация деловых поездок позволяет сэкономить до 70% командировочного бюджета.

В силу размещения штаб-квартир, головных офисов и представительств большинства ТНК мировые города адсорбируют «львиную долю» самого крупного сектора делового туризма — корпоративных поездок. Оборот в сотни миллиардов долларов также дает конгрессный туризм, «притянутый» к глобальным городам: 56% из более чем 10 тыс. регулярно проводимых форумов продолжительностью от 2—3 до 6 дней с участием от 10 тыс. до 50 тыс. и больше человек приходится на крупнейшие агломерации европейских стран. В число ведущих центров конгрессного туризма входят Нью-Йорк, Париж, Брюссель, Вена, Берлин, Женева и многие другие. Например, в Амстердаме, считающимся пятым в мире центром конгрессного туризма, ежегодно проводится более 40 крупных международных конференций, симпозиумов и семинаров, привлекших в 2001 г. около 400 тыс. участников. Не менее динамично развивается выставочный туризм. Так, только в Германии каждый из пяти городов — Франкфурт-на-Майне, Дюссельдорф, Ганновер, Берлин и Мюнхен - регулярно привлекает более миллиона посетителей на различные выставочные мероприятия. Франкфурт-на-Майне считается одним из крупнейших ярмарочных центров Европы. Ежегодно здесь проводится около 50 различных ярмарок, 15 из которых - крупнейшие в мире.

Таким образом, очевидно, что под влиянием процессов глобализации происходит формирование полиструктурной глобальной пространственной организации международного туризма. Наряду с ареально-синтетической структурой, характеризующей взаимодействие определенным образом взаимосвязанных и взаиморасположенных туристских зон и районов, все более четкую выраженность получает каркасно-узловая структура, главными элементами которой являются мировые города. Призванные выполнять организационно-управленческие функции в мировом хозяйстве и находясь в центре самых разнообразных глобальных связей, они аккумулируют значительные туристские потоки и выступают инициаторами дальнейшего роста их объема, особенно в сфере делового туризма. На фоне других туристских центров они выделяются не только масштабами, но и целым рядом специфических черт. Исследование мировых городов как центров международного туризма представляет большой научно-прикладной интерес и может претендовать на самостоятельное направление в рамках географии международного туризма.

Сельский туризм

Вторая половина XX в. ознаменовалась осознанием необходимости бережного отношения к окружающей среде в глобальных масштабах и сохранения историко-культурных ценностей человечества. На этом фоне интенсивное развитие получил туризм в сельской местности. Приобщение к сельскому образу жизни и местным традициям, участие в аграрной деятельности и тесный контакт с коренным населением, уход за домашними животными, проведение досуга на лоне сельской природы, разнообразные спортивные развлечения — это неполный перечень возможностей сельского туризма, предлагаемый в настоящее время.

Полифункциональность сельского туризма обусловила активный рост его популярности в мире в последние годы. Мода на сельский туризм охватила многие страны, особенно европейские. В зарубежной Европе число сельских туристов почти удвоилось за период с 1997 по 2000 г., достигнув 60 млн. человек. В Германии, Италии, Великобритании и Франции существуют десятки тысяч ферм, предлагающих услуги по размещению.

Основные подходы к определению сельскогоОдной из наиболее очевидных проблем современной науки о туризме является неразработанность терминологии. Даже поверхностный анализ специализированной туристской литературы обнаруживает много принципиальных разночтений при сравнении дефиниций, предлагаемых разными авторами. Следует особо оговорить, что во многих областях знания наличие подобных расхождений в понятийных аппаратах ученых не только вполне естественно, но и является важным стимулом для дальнейшего развития науки, тогда как в приложении к науке о туризме данная ситуация порождает явно отрицательные последствия.

В системе понятий о туризме необходимо соблюдение строгой иерархии. Более общим понятием является «туризм в сельской местности», который следует отличать от «сельского туризма». Дорогу в Европу откроют вам купленные у нас авиабилеты в Милан и другие итальянские города. Определение сельской местности в данном случае выступает ключевым моментом в процессе поиска оптимального варианта разделения видов туризма по локализационному признаку.

Современная трактовка сельской местности основывается на следующих характеристиках, которые подчеркивают ее отличие от городской местности: плотность населения, размер населенных пунктов, степень разреженности поселений; структуpa занятости населения, доминирующие отрасли хозяйства; образ жизни населения, его менталитет и традиции. Соответственно сельскую местность можно определить как совокупность территорий, которые отвечают определенным числовым критериям расселения (устанавливающимся на национальном уровне), отличаются преимущественным развитием сельского хозяйства как основной сферы приложения труда населения, а также распространением сельского образа жизни. В физико-географическом плане сельская местность характеризуется преобладанием сельскохозяйственных (агро-) ландшафтов.

Уточнить определение сельской местности необходимо, чтобы использовать сопоставимые статистические данные о развитии туризма в сельской местности по странам мира. рассчитать стоимость пластиковые окна Введение разных числовых параметров отнесения населенных пунктов (районов) к сельскому или городскому типу по странам делает практически невозможным получение сводной статистики туризма в сельской местности. Например, отдых туриста в Великобритании в сельском населенном пункте с численностью населения 7000 жителей будет отнесен к категории сельского туризма, тогда как в Австрии он будет включен в статистику городского туризма.

Рассмотрение туризма в сельской местности (или сельского туризма в широком смысле слова) требует подробной характеристики каждого вида туризма, попадающего в круг исследования по признаку локализации. К видам туризма, имеющим непосредственную связь с сельской местностью, можно отнести сельский туризм (в узком смысле слова), экологический туризм, этнографический туризм, частично натуралистический и познавательный туризм, разновидности лечебного и спортивного туризма и др.

Сельский туризм — особый вид туризма, объединяющий формы организованного и неорганизованного отдыха туристов в сельской местности в целях приобщения к сельской природе, знакомства с сельским образом жизни, с традициями ведения сельского хозяйства (на профессиональном и непрофессиональном уровне). В этом случае приток туристов в сельскую местность объясняется их действительным желанием провести свободное время на лоне агроландшафтов, почувствовать специфику сельского быта и организации досуга, научиться общаться и даже работать вместе с сельскими жителями.

Таким образом, сельский туризм является одним из видов туризма, формирующих туризм в сельской местности по территориальному признаку, но никак не синонимом туризма в сельской местности. Сельский туризм выделяется как самостоятельный вид туризма на основе особых форм досуговых занятий (например, уход за домашними животными, проба блюд местной кухни, прогулки и пикники в сельской местности) и мотивации совершения туристских поездок (знакомство с сельской местностью и сельским образом жизни).

Сельский туризм (в узком смысле слова) тесно связан с другими видами туризма, развивающимися в сельской местности. Подчас связь между ними настолько тесна, что можно говорить об их сращивании. Более того, в отдельных случаях именно сторонние виды туризма инициировали развитие сельского туризма. Например, именно таким образом был налажен прием сельских туристов в графствах Йоркшир, на родине всемирно известных сестер Бронте, или Уилтшир, на территории которого расположена крупнейшая мегалитическая культовая постройка Стоунхэндж, датируемая III—II в. до н.э. В Ирландии развитие сельского туризма шло интенсивней также в районах расположения памятников первобытных времен — дольменов, кромлехов и гробниц. Подъем сельского туризма в прибрежных зонах Норвегии можно уверенно связать с высокой заинтересованностью туристов в посещении фьордов (объект натуралистического туризма). Может сложиться впечатление, что собственных возможностей и ресурсов сельского туризма недостаточно для его активного продвижения на туристский рынок. Однако нельзя забывать о непосредственных разновидностях сельского туризма, прекрасно развивающихся без какой-либо помощи, например, гастрономическом туризме, винном и «пивном» туризме (последнее нельзя считать закрепившимся литературным термином).

В зависимости от территориального положения той или иной сельской местности можно выделить условные географические типы сочетаемости сельского туризма с другими видами туризма:

- континентальный тип туризма охватывает значительные внутренние территории, не имеющие выхода к морю, характеризуется преимущественным сочетанием сельского туризма с познавательным и спортивным (Альпийский регион);

- приморский тип отличается сочетаемостью сельского, познавательного и купально-пляжного туризма (южное побережье Испании, Франции, Италии);

- островной тип — туризм, в котором доминирует сочетание сельского и купально-пляжного туризма (Балеарские и Канарские острова, Кипр, Мальта, греческие острова Эгейского моря).

Национальные модели организации сельского туризма в Западной Европе. Развитие сельского туризма в зарубежной Европе следует рассматривать на государственном уровне в силу своеобразия культуры, истории, географии, политического устройства отдельных стран. В принципе любое государство (и даже регион) вправе отстаивать уникальность собственной модели организации сельского туризма. Ниже рассматривается ряд национальных моделей, в которых наиболее ярко выражены национальные колоритные черты (модель не должна быть, заимствована у другой страны) и которые являются устоявшимися (существуют значительный сро

Британская модель организации сельского туризма

Британская модель организации сельского туризма представляет интерес, прежде всего, особой системой размещения туристов. Классификация этих средств размещения впоследствии была заимствована другими европейскими странами.

Наиболее популярными среди туристов являются три типа проживания:

1) в доме фермера с питанием в виде завтрака (farm B&B). Продажа алюминиевого профиля осуществляется с индивидуальным подходом к каждому клиенту. В данном случае открывается возможность непосредственного контакта с семьей фермера;

2) в отдельном здании на условиях самообслуживания (self catering unit). Это строение обычно представляет собой переделанный маленький амбар;

3) в изолированном строении, вмещающем в среднем 8—15 туристов (bunkhouse). Для этого может быть использован большой амбар, разделенный на спальную зону, в которой сосредоточены все койко-места, кухню и ванные комнаты. доска объявлений поможет - достаточно всего лишь добавить объявление

Разумеется, последний вариант является самым экономичным (средняя стоимость ночевки одного человека составляет около 10 евро) и поэтому очень привлекателен для молодежи, прежде всего небольших студенческих групп.

Однако дешевизна жилья является визитной карточкой далеко не всех сельских территорий Великобритании. Так, многие районы стали ареной развития сельского VIP-туризма, рассчитанного на богатое население. Здесь можно выделить два основных типа размещения, соответствующих классу «люкс»: в полностью реконструированных старинных усадьбах и специально строящихся мини-отелях или домах, обычно выдержанных в традиционном стиле.

Британская модель интересна также своеобразным сочетанием видов туризма. Как уже упоминалось выше, сельские туры часто включают в свою программу элементы познавательного туризма. Также неизменным успехом пользуются разнообразные спортивные мероприятия: пешеходные и велосипедные прогулки, катания на лошадях и пони (для детей), игра в футбол, крикет, гольф и многое другое. Культура верховой езды и гольфа необычайно высока в Великобритании. Поэтому многие фермеры стремятся включать эти виды спорта в программу развлечений, предлагаемых непосредственно на ферме.

Заметное место в британской модели организации сельского туризма уделяется экологическому воспитанию детей (элемент экотуризма). Для этого на фермах создаются специальные загоны для молодняка домашних животных (телят, козлят, ягнят и жеребят). Во время пребывания на ферме дети заботятся о маленьких животных, в результате у них формируется чувство ответственности за «младших друзей».

Французская модель сельского туризма

Франция стала одной из первых европейских стран, в которой сельский туризм начал развиваться уже в середине XX в. Сейчас им охвачены практически все французские департаменты.

Французская модель организации сельского туризма более сложная, чем британская. Курсы валют в Украине: курс валют. Во Франции представлено множество вариаций сельского туризма. Для юга Франции характерно сочетание сельского и купально-пляжного туризма. Так, в сельских населенных пунктах, расположенных в прибрежной зоне, строятся целые коттеджные поселки для туристов. Если обратиться к агротуризму, то во Франции он сильно тяготеет к садоводческим и виноградарским предприятиям. Интересно, что проживание в домах фермеров гораздо менее популярно, чем, например, в Германии. Поэтому основным средством размещения туристов являются маленькие коттеджи-апартаменты. Французы предпочитают самостоятельно готовить себе еду, используя экологически чистые сельские продукты.

Франция занимает видное место по уровню развития гастрономического и винного туризма. Гастрономический туризм подразумевает туристские поездки в целях знакомства с кухней того или иного региона. В этом случае туристы-гурманы останавливаются на фермах, предлагающих полный пансион. Непосредственное проживание в хозяйском доме оказывается важным моментом, так как многие туристы желают не только отведать на вкус местные деликатесы, но и ознакомиться с процессом приготовления этих блюд и узнать их рецепт.

Винный туризм является «лицом» французского сельского туризма. За этим названием скрывается множество туристских занятий: дегустация вин и шампанских; посещение нескольких винодельческих хозяйств, производящих одноименные сорта вин; изучение технологического процесса виноделия на любительском и профессиональном уровнях; ознакомление с правилами подачи вина к столу и сочетаемости его с гастрономическими блюдами; коллекционирование марочных вин.

Сочетание сельского и познавательного туризма также характерно для Франции. Многие крестьянские хозяйства, расположенные в долине реки Луары, охотно размещают туристов, желающих совместить отдых в сельской местности с доскональным осмотром знаменитых замков. В альпийской Франции, разумеется, одной из основных мотиваций сельского отдыха является спортивный туризм (прогулки по горным тропам, альпинизм, горнолыжный туризм).

Германская модель сельского туризма

Германии присуща особая организация размещения туристов в сельской местности. В целом туристы предпочитают жить и питаться непосредственно в хозяйских домах, а строительство новых коттеджей в сельских районах не очень практикуется. В Германии распространен фермерский туризм. Многие туристы, особенно уроженцы южных федеральных земель, имеют многолетний опыт отдыха на фермах. Для немцев типичны следующие формы организации досуга: помощь хозяевам по хозяйству; уход за животными; проведение пикников; рыбалка.

Сельский туризм очень тесно связан с событийным туризмом. В Германии существует множество народных праздников и фольклорных фестивалей, регулярно проводятся сельские ярмарки. Например, мировую известность получил праздник пива «Октоберфест», на который в Баварию стекаются туристы со всех уголков земного шара. Хотя основные события фестиваля традиционно разворачиваются в Мюнхене, многие деревушки стремятся привлечь туристов оригинальными праздничными программами, тем более что настоящие ценители пива с удовольствием соглашаются попробовать неизвестные сорта, рецепт приготовления которых не менялся сотни лет.

Итальянская модель сельского туризма

По типам предлагаемых туристских программ крестьянские хозяйства Италии можно разделить на три тематические группы: «Природа и здоровье», «Традиционная гастрономия» и «Спорт». Хозяйства первого типа, специализирующиеся на сочетании сельского и экологического туризма, представлены в провинциях Кьянти, Умбрия и на Сицилии.

География хозяйств, формирующих вторую группу, более широка — Лигурия, Тоскана, Венето, Умбрия, Марке, Пулия и Калабрия, а также винодельческие районы страны. Как правило, каждый крестьянский двор имеет узкую специализацию и производит продукты, типичные для той или иной местности. На приморском юге и островах — это рыба и морепродукты, в столичной области Лацио — вина «Кастелли романи», в Абруццо — оливковое масло.

Хозяйства, уделяющие особое внимание спорту, представлены практически во всех итальянских провинциях. Особой популярностью среди туристов пользуются плавание, велоспорт, теннис и верховая езда.

Как и в Великобритании, туристам предлагается на выбор размещение в комнатах, отдельных домах или апартаментах, однако прецеденты использования старых строений (сараев, амбаров) встречаются гораздо реже. Наибольшее распространение получило проживание в апартаментах. Например, для провинции Трентино-Альто-Адидже это соотношение выглядит следующим образом: хозяйства, предлагающие размещение в апартаментах, — 44%, в комнатах и апартаментах — 22%, только в комнатах — 30%. Оставшиеся 4% специализируются на приеме гостей, предпочитающих жить в палатках на свежем воздухе.

География сельского туризма в зарубежной Европе

В настоящее время сельский туризм представлен практически во всех европейских странах, однако уровень его развития в каждом конкретном случае различен. Так, в целом можно говорить о том, что сельский туризм менее развит в Восточной Европе, странах бывшего социалистического лагеря. Вот почему наглядней будет выглядеть географическая картина сельского туризма по следующим регионам зарубежной Европы: Северной Европы, Центральной Европы, Южной Европы, Восточной Европы.

Центральная Европа является колыбелью европейского сельского туризма. Франция, Великобритания и Германия — это три страны, первыми в Европе начавшие продвигать данное направление туризма. Важной чертой географии сельского туризма Франции является его большее развитие на востоке и юге и меньшее -на западе страны. профессиональные кисти для макияжа Причины этой асимметрии кроются в особенностях климата, рельефа и географического положения отдельных районов. Так, восточная часть Франции традиционно пользуется повышенным спросом у туристов в.силу наличия горного рельефа (Французские Альпы, Вогезы, Юра), а также соседства нескольких стран (Швейцарии, Италии, Германии, Бельгии и Люксембурга), благоприятствующего притоку иностранных туристов. На юге Франции расположена обширная зона купально-пляжного туризма, а также основные винодельческие районы. В то же время сельский туризм сравнительно слабо представлен в северо-западных департаментах в первую очередь вследствие преобладания дождливой ветреной погоды.

В Германии высокий уровень развития сельского туризма также не повсеместен и характерен преимущественно для западных и южных земель (Северный Рейн-Вестфалия, Баден-Вюртемберг, Бавария и др.). В целом закономерность такова, что сельский туризм представлен в наиболее развитых и богатых районах. Федеральные земли, входившие ранее в состав ГДР, в настоящее время только начинают постепенно перенимать опыт организации сельского туризма, осознавая острую необходимость подъема экономики депрессивных аграрных районов.

В Великобритании сельский туризм больше развит на юге страны. Это связано с близостью столицы и других крупных городов — поставщиков туристов, а также с высокой концентрацией памятников первобытных культур. Поэтому сейчас важным элементом региональной политики является поощрение притока сельских туристов в Шотландию и Северную Ирландию.

Странам Бенилюкса присущ высокий уровень развития фермерского туризма. Принципиальных диспропорций в территориальном распределении сельского туризма не наблюдается. География и содержание сельского туризма в Австрии и Швейцарии повторяют ситуацию в Южной Германии.

В странах Северной Европы на рынке сельского туризма заметно выделяются Дания, юг Швеции и Норвегии. Такая география связана с суровыми климатическими условиями на Скандинавском полуострове. Что касается Дании, то ее сельское хозяйство является одним из самых эффективных на европейском рынке, а датская ферма считается эталоном для подражания, поэтому спрос агротуристов на отдых в этой стране постоянно растет.

Южная Европа традиционно является «сильным» регионом на рынке сельского туризма. Его география выглядит следующим образом: юг Испании, практически вся Италия, юг Греции и греческие острова, Кипр. В Италии сельский туризм получил наибольшее развитие в Альпийском регионе (в сочетании с горнолыжным туризмом), а также на морском побережье (сочетание сельского и купально-пляжного туризма). На севере Италии все популярней становится отдых в сельской местности, прилегающей к крупным городам — центрам познавательного туризма. В континентальной Греции возможности развития сельского туризма пока не реализованы в достаточной мере.

Страны Восточной Европы находятся на начальной стадии практического применения концепции сельского туризма. Наибольшее развитие он получил в Чешской Республике, Словакии, Венгрии и Словении. Румыния стала важным центром сельского туризма на общеевропейском уровне, продвинув собственный туристский продукт под лозунгом «Трансильвания — родина Дракулы». В Польше сельский туризм успешно развивается уже несколько лет. По неполным статистическим данным, ежегодно в этой стране услугами агротурбизнеса пользуются более 500 тыс. человек. Следует отметить, что государство оказывает поддержку сельскому туризму, в том числе путем кредитования крестьянских хозяйств. Потенциал развития сельского туризма в бывших республиках СФРЮ также чрезвычайно велик, но из-за нестабильности политической и экономической ситуации вряд ли может быть реализован в ближайшие годы. В этом плане на общем фоне особняком стоит Хорватия, начинающая предлагать туристские программы, сочетающие сельский и купально-пляжный туризм.

Перспективы изменения спроса и предложения на рынке сельского туризма

В настоящее время есть основания ожидать продолжения постепенного роста спроса на сельские туры. Национальные туристские администрации регулярно проводят опросы, которые показывают, что значительная часть населения систематически проводит свободное время в сельской местности. Что такое бактериологический анализ кала и для чего он делается. Согласно статистическим данным по ЕС, около 30% населения предпочитают именно такой отдых.

Очевидно, что сельский туризм постепенно начинает «переманивать» туристов из сферы курортного туризма, привлекая их сравнительно низкими ценами и широкими возможностями организации досуга. Вопрос состоит в том, как долго крупные туристские концерны будут потворствовать данному явлению (ведь они всегда обладают возможностью снизить цены на стандартные пэкидж-туры).

Предложение в сельском туризме растет настолько быстрыми темпами, что порой изначальная идея использования сельских домов и ферм для размещения туристов отходит на второй план. В Испании и Италии наступила эпоха массовой застройки сельских районов коттеджами по аналогии с приморскими зонами.

Возможно, это еще одна сторона разворачивающейся конкуренции между сельским и купально-пляжным туризмом. В Великобритании делается упор на создание элитных средств размещения в сельской местности, по роскоши и комфорту ничуть не уступающих фешенебельным городским отелям.

С другой стороны, предложение многих европейских стран остается сугубо «сельским». Например, в Германии, Австрии и Швейцарии сохранение агроландшафтов, компонентами которых являются сельские населенные пункты, представляется первоочередной задачей. Тем более что фермеры, патриотично относящиеся к родным местам, вряд ли позволят менять облик деревень. Поэтому в структуре предложения сельского туризма доля традиционных средств размещения будет расти.

Очевидно, что туристский спрос будет становиться все более изощренным, а предложение — меняться в сторону индивидуализации. Стандарты организации отдыха и в дальнейшем будут повышаться независимо от того, в какой местности он протекает — сельской или городской. Поэтому сельский туристский продукт должен постоянно развиваться в сторону повышения качества, вариативности и экологичности, как того требует современный потребитель.

Экологический туризм

По частоте упоминания в разных контекстах лишь немногие понятия могут сравниться с термином «экологический туризм» (экотуризм).

Широкое распространение на Западе экотуризм получил в связи с концепцией устойчивого развития. Он рассматривается в качестве альтернативы массовым формам туризма и согласуется с основными принципами устойчивого развития, отвечающего потребностям настоящего поколения без нанесения ущерба будущим поколениям. Сегодня экотуризм - один из наиболее динамично развивающихся видов туризма, что отражает тенденцию к экологизации общественного сознания, утверждению экологического императива.

Национальные парки мира: региональные модели и тенденции развития

Все большую популярность в мире получают природоориентированные путешествия в национальные парки и уголки дикой природы. Национальный парк — единственный вид охраняемых природных территорий, совмещающий в себе природоохранные и рекреационные функции. Согласно определению Международного союза охраны природы (МСОП) «Национальный парк — это территория иsleshили акватория, специально предназначенная для: а) сохранения биоразнообразия и поддержания экологической целостности одной или более экосистем; б) содействия развитию духовного и научного просвещения населения, рекреации и туризма». Занимая промежуточное положение между охраняемыми природными территориями наиболее и наименее строгого режима охраны, национальные парки призваны одновременно решать задачи сохранения окружающей среды и социально-экономического развития, что позволяет многим авторам рассматривать их как важнейшую категорию охраняемых территорий. сеалекс или сиалис Среди категорий охраняемых природных территорий национальные парки занимают первое место по площади (почти 4 млн. кв. км, или более трети общей площади этих территорий), а по числу — предпоследнее место (3,4 тыс. парков, или около 8%). У нас выгодные условия кредит под залог машины в Украине.

Национальные парки — это наиболее универсальная категория охраняемых природных комплексов, признанная и используемая в подавляющем большинстве стран и регионов мира. Тем не менее, о гомогенности понятия говорить преждевременно. Несмотря на стремление к унификации, национальные парки разных государств по-прежнему значительно различаются как по размерам (в Нидерландах средняя площадь парка едва достигает 3 тыс. га, тогда как в США она составляет более 700 тыс. купить галстук га), так и по сути. Многообразие существующих организационных структур, механизмов управления и финансирования этих парков, очевидно, требует их упорядочения, классификации, на сегодняшний день отсутствующей.

Попытки разработать типологию национальных парков уже неоднократно предпринимались в отечественной литературе. В зависимости от социально-экономического положения регионов и плотности населения выделяются урбанизированные парки, парки — нетронутые территории и парки-курорты. сварочные электроды По генезису территории (или по типу природной и культурной среды) национальные парки классифицируют на природные, культурные и природно-культурные. Кстати, на этом делении основаны современные системы охраняемых природных территорий США и Канады. Оно же было использовано в качестве базы для разработанной институтом ГИПРОГОР схемы деления национальных парков СССР на природные, архитектурно-этнографические, археологические и военно-исторические. Институт географии РАН предлагает классифицировать парки по характеру преобладающих видов отдыха на прогулочно-пейзажные, спортивно-прогулочные, охотничьи (рыболовные) и архитектурно-исторические. Кроме того, существует типология национальных парков, которая исходит из их положения относительно центров формирования рекреационного спроса. Выделяют парки агломерационного типа (расположенные в непосредственной близости от крупной агломерации), парки, находящиеся в зоне действия нескольких городов и, наоборот, сильно удаленные от зоны максимального расселения. Как видно, теоретические возможности классификации национальных парков не ограничены и определяются лишь широтой кругозора исследователя.

Очевидно, составление типологии национальных парков невозможно без подробного изучения основных характеристик парков, к которым можно отнести морфологические показатели (размеры и количество парков в стране), форму собственности на землю, организацию управления, величину бюджета парков и доминирующие источники финансирования природоохранной деятельности, обеспеченность трудовыми ресурсами, уровень развития туристской инфраструктуры на территории национальных парков. Забегая вперед, отметим, что различия между парками не возникают случайно, но предопределяются уровнем и особенностями социально-экономического развития территории.

Особенности национал


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: