Тема 8. Географiя культурно-пiзнавального та подiєвого туризму

1. Географiчна характеристика культурно-пiзнавального (екскурсiйного) туризму.

2. Види культурно-пiзнавального туризму.

3. Географiчна характеристика подiєвого туризму. Класифiкацiя подiєвого туризму.

4. Географiя турів, центрiв та peгioнів подiєвого туризму в Україні, Європейському peгіоні cвiту, cвiті.

5. Перспективи та потенцiал розвитку подiєвого туризму.

1. Познавательный туризм связан с информационным потреблением рекреационных

ресурсов. Он ориентирован преимущественно на ознакомление туристов с культурными

ценностями: археологическими и культурно-историческими памятниками, архитектурными

ансамблями, этнографией (быт, культура, традиции народов, фольклор), хозяйством

Познавательный туризм редко выступает в качестве самостоятельного направления, обычно

познавательные цели путешествия сочетаются с иными — отдых, развлечения. В чистом виде

познавательный туризм обычно краткосрочен, имеет продолжительность от одиночной экскурсии

до 5—7 дней. В познавательном туризме очень высока доля лиц старшего возраста, что

обуславливает требовательность к качеству услуг гостеприимства. Познавательный туризм концентрируется преимущественно в городах с богатой историей.

Наиболее известные культурно-исторические центры сосредоточены в Европе и Азии — Париж,

Рим, Венеция, Флоренция, Лондон, Прага, Иерусалим, Пекин. Европейские музеи — настоящие

сокровищницы искусства. Среди наиболее известных и посещаемых: Лувр (Париж), Национальная

галерея (Лондон), Эрмитаж (Петербург), Прадо (Мадрид), Национальная галерея (Берлин),

Галерея Уффици (Флоренция), Художественно-исторический музей (Вена).

Каждый год в мире появляются новые музеи, нередко с весьма экзотичными экспонатами.

Своей необычностью они привлекают толпы туристов: музей картофеля (деревня Оттерап, Дания),

музей саун (местечко Муурума, Финляндия), музей Несси (графство Ивернесс, Великобритания),

музей загадок (Пече, Венгрия), музей мусора (Нью-Джерси, США), музей чертей (Каунас, Литва),

музей мышеловок (Марктобердорф, Германия), музей колокольного звона (Углич, Россия).

Объектами просветительных экскурсий становятся «чудеса», созданные человеком,

демонстрирующие достижения технического прогресса. Например, знаменитая башня, творение

А. Г. Эйфеля, украшающая Париж с 1889 г. Одним из популярных направлений познавательного туризма является этнографический

туризм — посещение мест традиционного проживания аборигенов. Великолепные условия для

этнографического туризма имеются в странах Африки, Америки, Юго-Восточной Азии,

Австралазии, Океании, в северных и восточных районах России. Наиболее успешно

этнографические путешествия развиваются в США, где культура американских индейцев стала

неотъемлемой частью индустрии туризма.

Растет интерес и к познанию природных объектов. К таковым можно отнести редкие

и интересные явления (объекты) природы: водопады, пещеры, гейзеры, лежбища котиков, птичьи

базары. Познавательный туризм тесно смыкается с экологическим, так как главная цель

посещения ненарушенных человеком территорий — познание природы.

Посещение природных объектов предъявляет особые требования к туристской

инфраструктуре. Например, гейзеры должны быть огорожены леерами, проложены тропинки

с настилами (Долина Гейзеров на Камчатке). Для осмотра лежбищ морских зверей делают

закрытую галерею для подхода туристов и смотровую башню. Водопады оборудуют смотровыми

площадками с леерами, канатными дорогами (Ниагарский водопад). Все объекты туристского

посещения должны иметь удобные транспортные подъезды. Ведущим видом транспорта

в познавательном туризме является автобус, но могут использоваться также катера, вертолеты,

самолеты. Преимущество автобуса заключается в его мобильности и возможности вести

экскурсию на ходу. К познавательному туризму относится облет живописных территорий,

например, горных или вулканических районов, мощных каньонов (каньон реки Колорадо

в США — Большой Каньон).

3.

Глава 2.5. Событийный туризм

2.5.1. Международные выставки и ярмарки

2.5.2. Спортивный событийный туризм

2.5.3. Фестивальный туризм

2.5.4. Конгрессный туризм

Туристические потоки часто определяются такими специальными мероприятиями как

международные выставки, ярмарки, совещания, конференции, конгрессы, спортивные

мероприятия, конкурсы, фестивали, посещение которых и составляет суть событийного туризма.

2.5.1. Международные выставки и ярмарки

Международные выставки и ярмарки являются своеобразным смотром достижений

в важнейших областях человеческой деятельности. Основные функции международных выставок

и ярмарок — распространение мировой культуры, обмен научно-технической информацией,

реклама продукции и расширение внешнеторговых связей.

Многие выставки и ярмарки проводится систематически в одно и то же время, а иногда

и два раза в год. Самое популярное время для подобных мероприятий — весна и осень, что

позволяет расширить туристский сезон. Продолжительность выставки или ярмарки составляет

обычно 2 недели. За это время их посещают от десятков тысяч до нескольких миллионов человек.

Статусом «выставочных» и «ярмарочных» городов обладают, прежде всего, столичные

и крупнейшие города, в которых значителен собственный потенциал посетителей (жителей

города) и бывает много иностранных туристов. Очень часто такие мероприятия организуют

в приморских городах, которые включаются в программу посещений круизного туризма. Около

80% выставочных мероприятий приходится на страны западной Европы и Северной Америки.

Особенно много их проводится на территории США, Франции, Германии и Великобритании.

Крупнейшими центрами выставочной деятельности в Европе и Америке являются: Амстердам,

Барселона, Берлин, Брюссель, Ганновер, Вашингтон, Вена, Женева, Копенгаген, Лондон, Мадрид,

Париж, Страсбур, Давос. Эти города имеют соответствующую материально-техническую базу

и располагают возможностями для организации досуга иностранных гостей.

Выставки и ярмарки организуются чаще всего для демонстрации достижений науки

и техники, промышленного и сельскохозяйственного производства. С конца XIX в. столетия

регулярно проводятся Всемирные выставки, на которых демонстрируются достижения

человечества в разных сферах. Для Всемирной выставки 1889 г. по проекту французского

инженера А. Г. Эйфеля была сооружена Эйфелева башня, сегодня ставшая символом

Объединенной Европы. Последняя, итоговая Всемирная выставка второго тысячелетия «Экспо-

2000» прошла в Германии в г. Ганновер — известном выставочном центре.

Примерами традиционно проводимых выставок могут служить авиасалон (международная

выставка воздухоплавания и ракетостроения) в Бурже (Франция), ежегодные выставки книг

и полиграфического оборудования во Франкфурте-на-Майне (Германия), крупнейший автосалон

в Женеве (Швейцария).

В последние три десятилетия в связи с бурным развитием международного туризма все

чаще проводят туристские выставки и ярмарки с целью ознакомления с туристской продукцией

различных фирм, заключения коммерческих сделок и договоров, установления деловых

контактов, обмена информацией, рекламы. Число подобных мероприятий постоянно растет.

Только в Европе ежегодно организуется свыше 200 международных туристских выставок и бирж.

Самая крупная в мире туристическая ярмарка — Международная биржа по туризму

(International Tourism Borse — ITB) проводится ежегодно с 1966 г. в Берлине с участием

туристских предприятий, представителей национальных туристских организаций, транспортных

и страховых компаний, специализированных издательств. В 1998 г. в работе выставки приняли

участие более 7 тысяч экспонентов из 188 стран мира. За пять дней работы ее посетили 55 тыс.

специалистов туристской индустрии и любителей путешествий. Работа берлинской биржи

строится по принципу тематических дней, каждый из которых посвящается определенным

направлениям в развитии туристской индустрии (например, экологическому туризму,

перспективам туризма в отдельных регионах мира). В рамках работы берлинской биржи проходит

международный конкурс туристских фильмов, высшей наградой которого является «Золотой

компас».

Ежегодно с 1980 г. в конце января — начале февраля в Мадриде проводится

Международная туристская выставка-биржа ФИТЮР (FITUR). Это событие занимает особое место в календаре международных туристских событий. В Мадриде в начале года определяются

ценовые и иные тенденции на туристском рынке в новом сезоне. ФИТЮР — это демонстрация

прежде всего туристских продуктов из испано-говорящих стран (Испания, страны Латинской

Америки). Также в выставке принимают участие туристские фирмы из стран северной,

центральной и Восточной Европы, из США и Канады, в которых отдых в Испании неизменно

пользуется спросом у населения. В 1998 г. мадридскую выставку посетили около 300 тыс. человек,

в том числе 40 тыс. специалистов. В ее работе приняли участие около 6 тыс. туристских фирм из

170 стран мира.

Международная туристская биржа в Милане также привлекает тысячи участников. На

нее съезжаются представители туристского бизнеса со всего мира. В рамках выставки ежегодно

проходят различные тематические программы, анонсируются новые проекты, устраиваются

презентации новейших технологий в туризме.

Все более престижной становится Всемирная туристская ярмарка (World Travel

Market — WTM), организуемая с 1980 г. в Лондоне. Она проходит ежегодно в середине ноября.

Это сугубо профессиональная выставка предназначена для установления прямых контактов между

специалистами из разных стран. В ней принимают участие более 60 тыс. представителей из

150 стран.

В число самых крупных туристских ярмарок недавно вошла Московская международная

выставка «Путешествия и туризм» (МИТТ). В 2002 г. она проходила в девятый раз.

2.5.2. Спортивный событийный туризм

Международные спортивные состязания (Олимпийские игры, чемпионаты мира

и континентов, универсиады) привлекают миллионы людей. И даже развитие современных систем

связи и телевидения не уменьшают потока туристов, отправляющихся в другие страны с целью

лично поучаствовать в спортивном празднике и поддержать команду своей страны. Можно

считать, что посещение спортивных состязаний — один из древнейших видов путешествий.

В современном потоке спортивного событийного туризма спортсмены и сопровождающие их лица

составляют незначительную часть, в основном они представлены болельщиками. Например, на

матчах футбольных чемпионатов Европы присутствуют до нескольких десятков тысяч

болельщиков команды прибывшей из другой страны. Поездки на спортивные мероприятия, как

правило, кратковременны и не сопровождаются большими денежными тратами в расчете на

одного туриста, но в связи с массовостью дают соответствующей стране немалый туристский

доход.

Среди всех спортивных мероприятий по размеру туристских потоков и доходов

выделяются зимние и особенно летние Олимпийские игры. Олимпийские игры в Древней Греции

проводились с 766 года до нашей эры и привлекали множество зрителей из разных частей Эллады.

Ныне посещение Олимпийских игр обходится болельщикам в 1.000—2.000 дол. Характерно, что

местами проведения олимпийских игр становятся в основном мировые центры притяжения

туристов: Париж (1900, 1924 гг.), Рим (1960 г.), Лондон (1908, 1948 гг.), Афины (1896 г.), Мехико

(1968 г.), Москва (1980 г.). Зимние Олимпийские игры часто проводят на горнолыжных

курортах — Шамони (Франция, 1924 г.), Гренобль (Франция, 1968 г.), Инсбрук (Австрия, 1964,

1976 гг.), Саппоро (1972 г.), Нагано (Япония, 1998). Олимпийские игры нередко повышают

туристскую ценность того или иного центра. Например, проведение Олимпийских игр в Южной

Корее, во-первых, позволило создать мощную материально-техническую базу туризма при

подготовке к олимпиаде, а во-вторых, продемонстрировать привлекательность Сеула как

туристского центра, что привело, в конечном счете, к быстрому развитию въездного туризма

в стране.

Притягательную силу для туристов имеют также Королевская регата в Лондоне,

проводимая ежегодно по р. Темзе с 1839 г. (пять дней захватывающих гонок обходятся

устроителям в 1,2 млн дол.), крупнейшие в Европе гонки на яхтах по Женевскому озеру

(Швейцария), турниры Большого Шлема (самые престижные игры в большом теннисе,

проводимые в Мельбурне, Уимблдоне, Мюнхене и Париже), чемпионаты мира по футболу

и фигурному катанию, Формула-1 (самые значительные соревнования в мире автоспорта).

По роли и месту в туризме спортивным мероприятиям аналогичны различные

театральные: карнавалы, фестивали (французское слово от латинского festivus — праздничный),

национальные праздники, конкурсы песни и красоты.

Еще в Древней Греции (6 в. до н. э.) в честь бога Аполлона начали проводить Пифийские

игры — музыкальные состязания, на которые съезжались участники и зрители со всей греческой

Ойкумены. Призом для победителя был лавровый венок.

К числу известнейших событий в современной культурной жизни относится Эдинбургский

фестиваль. В Эдинбург (Великобритания) съезжаются лучшие в мире оперные, балетные

и театральные коллективы, а также различные фольклорные ансамбли. Сюда же стекаются

и поклонники вечного искусства. Среди любителей классической музыки популярностью

пользуются международные фестивали в Сантандере (Испания; проводится уже 50 лет)

и Люцерне (Швейцария). Фестивали классического искусства могут собирать до 55 тысяч человек.

Важнейшими событиями в мире творчества стали фестивали киноискусства. Они традиционно

проводятся в Каннах (Франция), Венеции (первый в мире международный кинофестиваль

в 1932 г.), Берлине, Токио, Москве, Каире (крупнейший кинофестиваль в арабском мире).

Но поистине мировой славой пользуются карнавалы. Происхождение карнавалов берет

начало от церемонии в честь древнеегипетского бога Осириса. Происхождение слова «карнавал»

(с итальянского carne vale — прощай мясо) связано с праздником чревоугодия накануне

40-дневного христианского поста перед Пасхой, когда можно есть мясо, пить вино и веселиться.

Эта традиция имеет место у многих христианских народов (в России — Масленица, во

Франции — Жирный вторник). За неделю до начала Великого поста проходят карнавалы почти во

всех крупных городах стран Латинской Америки и Европы (Мальта, Германия). Карнавалы

исторически подразумевают раскрепощение в развлечениях и сексе. Отсюда идет широкое

распространение на карнавалах маскарадов — мужчины и женщины надевают причудливые

костюмы и маски, стремясь быть привлекательными и не узнанными. В средние века французы

установили традицию карнавала как всеобщего праздника с обильным возлиянием, танцами

и любовным играми, а политические партии использовали праздник для шутливой критики

власти. В Италии карнавалы парадами проходили по улицам Рима, Неаполя и других городов. Шутки, смех, веселье присутствовали везде на улицах и в домах. Посмотреть на итальянский

маскарад прибывали гости из многих заморских стран. Сложнейшие сплетения человеческих

судеб комедийных, возвышенных и трагических в связи с карнавалами и маскарадами стали темой

многих выдающихся литературных произведений, ставших основой классики этого жанра.

Высокая эстетичность, а часто и экзотичность карнавалов привлекают множество

туристов. Многие из них проводятся регулярно в определенные сроки, к которым

и приурочиваются многочисленные туристические поездки. Примерами могут служить

знаменитые карнавалы в Бразилии, карнавалы и маскарады в Италии.

Самое известное фестивальное мероприятие мира — Бразильский карнавал.

Этот национальный праздник олицетворяет особый дух и стиль жизни уникальной страны.

Население Бразилии сформировалось как сплав коренного индейского населения, потомков

африканских народов, переселенцев из стран Азии и Европы. Соединение различных культур

и религий стало основой новых традиций, венцом которых стал бразильский карнавал —

всенародный праздник, не имеющий аналогов по своим масштабам, активности действа,

значимости в жизни общества и финансовых затрат на его проведение. Зарождение бразильского

карнавала относится к 1641 г., когда губернатор Рио-де-Жанейро объявил целую неделю

всенародным праздником в честь коронации короля Португалии.

В настоящее время карнавал проводится в феврале, официально в течение 4 дней,

а фактически — неделю и больше. Улицы и площади всех городов заполнены парадами

и шествиями, танцующими и веселящимися людьми в разнообразных ярких и фантастических

костюмах в независимости от их национальности, положения, возраста и пола. Участие

в карнавальном шествии — большая честь для любого жителя страны. Особенный шарм

празднику придают многочисленные школы самбы — ритмичного группового танца

с характерными телодвижениями. Школы самбы целый год придумывают и репетируют свои

выступления, шьют дорогие костюмы. Они становятся центром карнавала в своем городе,

а победители конкурсов получают право представлять свой город или район на главном празднике

в Рио-де-Жанейро, где карнавальное шествие будет длиться три дня без перерыва, после чего

судьи объявят победителя — школу самбы, которая будет символом страны целый год.

Главный парад карнавала в Рио-де-Жанейро проводится на специальном самбадроме.

Самбадром — прямая, более чем километровая улица с огромными вместительными трибунами

для судей и зрителей по обеим сторонам. На главное карнавальное шествие собирается до 1,5 млн

участников и зрителей. Попасть в Рио-де-Жанейро в период карнавала сложно и дорого. Бронирование мест осуществляется более чем за год и цены очень высоки. Отсюда значительные

доходы местной казны, составившие в 1995 г. 100 млн долларов.

К числу фестивальных мероприятий, привлекающих тысячи туристов относятся: коррида

(Испания, Португалия, Франция), парады и фестивали цветов (Голландия, Таиланд), парад

Королевской конной гвардии в Лондоне (Великобритания), фестивали вина (Франция,

Швейцария) и пива (Германия), конкурсы красоты (старейший из подобных — «Мисс мира»

основан в 1951 г., проводится ежегодно в Сан-Сити, ЮАР). А также и экзотические — гонки

буйволов и скачки слонов (Таиланд), забеги ящериц (США), международный чемпионат по

стрижке овец «Золотые ножницы» (Новая Зеландия).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: