Штукатурки, декоративные лакокрасочные покрытия

Декоративные покрытия лакокрасочных материалов не ограничивается предложением простых красок, эмалей, лаков. и т.д. На рынке широко представлены материалы для создания декоративных покрытий. Как правило, это водорастворимые материалы, хотя иногда встречаются материалы на основе органических растворителей. И те, и другие материалы позволяют добиваться самых различных эффектов. Так, например, они могут имитировать натуральный камень, дерево, ткани, создавать покрытия "под старину", покрытия, меняющие цвет в зависимости от угла зрения и уровня освещенности. Существуют специальные люминесцентные покрытия, способные накапливать энергию от искусственного или естественного источника, а потом светиться в темноте.

Достаточно условно современные декоративные покрытия по декоративным и технологическим признакам можно разделить на следующие укрупненные группы:

  • декоративные покрытия, получаемые с применением различных техник декорирования и обычных красок;
  • покрытия, имитирующие мрамор (в том числе "венецианские штукатурки");
  • мозаичные (полихромные) покрытия;
  • флоковые покрытия;
  • текстильные покрытия ("жидкие обои");
  • декоративные штукатурки;
  • покрытия с натуральной каменной крошкой.

Выбирая тот или иной вид декоративной отделки, следует обращать внимание не только на его внешний вид и стоимость, но также принимать во внимание особенности эксплуатации и последующего ремонта выбираемых покрытий. Также необходимо учитывать, что такие работы требуют соответствующей, иногда очень высокой, квалификации исполнителей. Эксплуатационные свойства покрытия. онта Ваша квартира "блестела" и оставалась в таком виде долгое время? Советы по ремонту квартиры, которые заключаются в описании эксплуатационных свойств покрытий, помогут Вам быстро и без проблем осуществить задуманное.

К эксплуатационным свойствам покрытий относятся: стойкость к мытью и истиранию, цветостойкость, химическая и биологическая стойкость (стойкость к появлению грибка), и т.д.

Финские стандарты, например, подразделяют краски для внутренних работ на следующие четыре класса, в соответствии с требованиями, предъявляемыми к окрашенной поверхности, и условиями эксплуатации покрытий:

  • К 1 классу относятся поверхности в сухих помещениях, которые подвергаются небольшому внешнему воздействию и требования к декоративному виду которых невысоки. Это, например, потолки спален и гостиных, стены в сухих подвальных и архивных помещениях. Важнейшим требованием к краске является хорошая укрывистость (см. ниже). Часто покрытия из таких красок бывают совершенно матовые.Советы по ремонту квартиры
  • 2 класс покрытий охватывает поверхности в сухих помещениях и помещениях с обычными комнатными условиями и умеренными требованиями к внешнему виду покрытий, как, например, стены в спальнях и гостиных. Основные требования предъявляются к укрывистости красок и стойкости покрытий к мытью. Поверхность должна выдерживать механический износ и влажную очистку.Советы по ремонту квартиры
  • К 3 классу относятся поверхности в сухих и влажных помещениях, которые подвергаются интенсивному внешнему воздействию и к которым предъявляются жесткие эксплуатационные требования. Это, например, стены и потолки в кухнях, туалетах, лестничных клетках и общественных помещениях. Краски этого класса можно применять и для ремонтной окраски. Окрашенная поверхность должна быть водостойкой и выдерживать сильную механическую нагрузку. Советы по ремонту квартиры
  • 4 класс - это помещения, которые подвергаются особенно сильному воздействию и требования к которым особенно жесткие, например, умывальные, общественные и производственные кухни, купальни и подвергающиеся усиленному износу лестничные клетки. Покрытия этого класса должны выдерживать особенно сильные механические воздействия, воздействие воды и химикатов, и, кроме того, должны противостоять образованию плесени.

Стойкость к мытью и истиранию характеризуется числом проходов щеткой определенной жесткости во влажном или сухом состоянии до нарушения красочного слоя. Этот показатель является определяющим при выборе краски для конкретных условий эксплуатации.

При выборе, например, немецких красок можно поинтересоваться их стойкостью по стандарту DIN 53778. Он классифицирует водно-дисперсионные лакокрасочные покрытия по стойкости на следующие группы:

  • стойкие к мытью - такие покрытия выдерживают более 5000 циклов мокрого истирания влажной щеткой;
  • стойкие к смыву - такие краски должны выдерживать до 5000 циклов мокрого истирания влажной щеткой;
  • стойкие только к сухому истиранию. Обычно это самые дешевые краски, которые могут применяться только для окраски потолков. Условно стойкость таких покрытий оценивается, если количество циклов мокрого истирания менее 1000 циклов; Советы по ремонту квартиры
  • отдельно стоит класс так называемых побелок, не стойких даже к сухому истиранию. Эксплуатация таких покрытий весьма затруднительна, т.к. при прикосновении прикосновении к таким покрытиям остаются следы.

Как говорилось выше, краски, образующие глянцевые покрытия, являются моющимися. Однако следует помнить, что глянцевая пленка подчеркивает все неровности основания.

При выборе матового покрытия необходимо правильно оценить эксплуатационные нагрузки, чтобы выбрать покрытие с необходимой стойкостью (матовые покрытия могут быть как моющимися, так и нет).

Очевидно, что краски, применяемые в сырых и влажных помещениях, должны обладать повышенной биологической стойкостью (для этого в состав красок вводят специальные добавки). Химически стойкие краски рекомендуется применять в больницах, промышленных помещениях, лабораториях и моечных цехах, где поверхности подвергаются воздействию брызг химикатов и где применяют дезинфицирующие составы. различные специальные свойства, в соответствии с назначением помещения, где они будут применяться. Выпускаются покрытия: термостойкие и терморегулирующие, электроизоляционные, стойкие к рентгеновскому излучению, а также покрытия, о которых уже говорилось выше, стойкие к воздействию химикатов, с бактерицидными свойствами и другие.

Технологические свойства лакокрасочных материалов, к сожалению, не очень интересны заказчикам, но они чрезвычайно важны для исполнителей работ. К технологическим свойствам относятся: укрывистость, время высыхания, адгезия, удобство нанесения, тиксотропность окрасочного состава, и т.д.

Укрывистость определяет количество слоёв лакокраски, необходимых для того, чтобы укрыть контрастную (черно-белую) подложку. Существуют материалы, которые позволяют укрывать контрастную подложку за 1 слой. Их отличает более высокая цена, но меньший расход. Для укрытия контрастной картины дешёвыми красками необходимо нанести 4-5 слоев. Для создания качественного покрытия их требуется гораздо больше. Обычно материалы хорошего качества должны наноситься в два слоя.

При приобретении лакокраски следует помнить, что приобретается не литр краски, а окрашенная этим литром площадь. Причём при сравнении красок речь должна идти именно о литрах, а не килограммах, т.к. краски последних поколений весят меньше своих старых собратьев. Таким образом, очень часто получается, что более дорогая и качественная краска выгоднее дешевой с низкой укрывающей способностью.

Одним из важнейших технологических параметров, определяющих скорость выполнения работ, является время высыхания. Обычно этот параметр пишется на упаковке. Однако он указывается для вполне конкретных (нормируемых) условий, а на фактическое время высыхания влияет множество факторов, таких как температура воздуха и основания, влажность в помещении, и т.д.

Высокая адгезия (прилипание краски к основанию) является условием образования высококачественного лакокрасочного покрытия. Большое значение для улучшения адгезии имеет правильная подготовка основания и соблюдение технологии нанесения.

Для того чтобы лакокраска, лакокрасочный материал хорошо наносились на поверхность, у него должна быть определенная консистенция, определяемая параметром вязкости. Слишком вязкий материал будет трудно нанести. В противоположном случае возможны подтеки, особенно на вертикальных поверхностях. Особое значение вязкость имеет при нанесении покрытия с помощью краскопульта.

Чтобы материал было удобно наносить, но в то же время избежать подтеков, в краски вводят специальные тиксотропные добавки. Тиксотропностью лакокраски называется её свойство увеличивать свою текучесть при перемешивании. Тиксотропная краска при нанесении валиком или кистью не течет и не капает с инструмента, но в то же время хорошо растекается по окрашиваемой поверхности, образуя ровную пленку.

Экологичность - это безвредность для здоровья и окружающей среды. Работая с лакокрасочными материалами, необходимо применять меры предосторожности, указанные на

Покрытия, называемые в каталогах поставщиков "патинами", так же, как и "венецианская штукатурка", имитируют рисунок мрамора, но являются более простыми в применении. Для их нанесения требуется меньше физических усилий, но не меньше навыков. Они чаще всего наносятся валиком или кистью в два слоя на подготовленное основание. Один из слоёв покрытия - база или грунт, а второй - собственно патина. И базу, и патину можно колеровать, если такая возможность предусмотрена у производителя и поставщика. Для создания более насыщенного рисунка патину наносят несколькими слоями.

Следует отметить, что "патины" могут имитировать не только мрамор, но и другие материалы, например, дерево, старый камень, и др.

Имеются также другие краски, наносимые валиком или пистолетом, которые хотя и не являются патинами, но тоже в той или иной мере имитируют мрамор, в том числе "состаренный". Возникает вопрос: если разными способами можно имитировать один и тот же материал, не следует ли выбрать более дешевый? Увы, возможности покрытий - дизайнерские, эксплуатационные, к сожалению, различны. Желание заказчика должно сопоставляться с материальными возможностями, опытом дизайнера, рекомендациями

Подойдя к обычной покраске стены с определенной фантазией, используя нетрадиционные малярные приемы и инструменты, можно преобразить интерьер помещения.

Особенностью различных техник является то, что, варьируя различные цветовые решения декоративных покрытий, можно сгладить или, наоборот, выгодно подчеркнуть незначительные дефекты поверхности. Более того, при появлении дефектов на покрытии в процессе эксплуатации проблема решается с минимальными финансовыми и временными издержками фрагментарным косметическим ремонтом. Отсюда, правда, ни в коем случае не следует, что для нанесения декоративных покрытий можно пренебречь тщательной подготовкой основания. Наоборот, для гарантированной и качественной ’работы" покрытия необходимо ещё на стадии выбора краски определить, какими качествами (прочность, атмосферостойкость, и др.) оно должно обладать.

Для получения желаемого декоративного эффекта можно применять следующие инструменты и приспособления: пластиковые и металлические шпатели самого разного размера и калибра, синтетическую или натуральную морскую губку, тампоны разного размера, тампонированный валик, кисть, перчатку, капельный аэрограф, инструмент для получения эффекта "дерево" и другие.

Вся информация о необходимой технике предоставляется поставщиком материала. Необходимые инструменты, как правило, также приобретаются у поставщика.

Эффекты, которые можно получить, применяя ту или иную технику, поистине безграничны. Это и возможность создания текстур, имитирующих натуральный камень, старый пергамент, кожу или влажный шелк, тканую циновку или "мятую ткань", и воспроизведение рисунков, напоминающих внешне и на ощупь структуру дерева, создание эффекта интенсивного металлического блеска, нежной дымки или северного сияния, облачного неба или сюрреалистических картин, и т.д. Воспроизведенный рисунок может быть более или менее рельефным, текстурным, гладким - от матового до полированного.

Рассмотрим очень кратко лишь наиболее распространённые техники создания различных декоративных покрытий. Тем более что производители лакокрасочной продукции постоянно разрабатывают всё новые и новые техники, предлагают применение новых приспособлений. Одни и те же материалы, нанесенные разными способами, дают разные эффекты. Отметим, что аналогичные приемы у разных производителей называются по-разному. Единой устоявшейся терминологии на сегодняшний день не существует.

Широкое разнообразие узоров дает метод размывки, когда второй, свежий слой краски как бы "смывается" после нанесения при помощи кисти, губки, ткани или полиэтилена. Причем в зависимости от выбранного инструмента получаются абсолютно разные узоры. Лоскутом ткани можно создать рисунок, напоминающий мелкую рябь на воде, шпателем или крупной кистью - узор в виде широких мазков, можно добиться даже эффекта джинсовой ткани. Метод размывки, придающий стенам и потолку "воздушный" вид, годится даже для таких оснований, как стекловолокнистые обои.

Техника нанесения тампоном (или губкой). Разведенный или не разведенный водой (в зависимости от желаемого эффекта) состав наносится кистью или валиком равномерно на поверхность за один раз. Затем поверхность обрабатывается тампоном (или губкой) вращательными движениями. После высыхания возможно нанесение второго (и более) цвета с целью получения эффекта многоцветности и глубины рисунка.

Техника нанесения малярной перчаткой. На стену беспорядочно наносятся несколько пятен разных цветов. Для этой операции используется неразбавленная краска. С помощью перчатки пятна размазываются по поверхности для получения неоднородного цвета с более темными и светлыми отливами. Возможно также нанесение отдельного слоя валиком и затем использование перчатки для создания изящного рисунка. В зависимости от выбранных цветов, наносимых вначале пятен, можно получить игру более и - создается эффект мятой структуры поверхности. Глянцевый отделочный слой накатывается по матовой высохшей базе лоскутным или фигурным поролоновым валиком. В некоторых покрытиях слой наносится валиком, а затем валиком же и "структурируется".

Набивка по трафарету. Трафарет прикладывают к окрашенной стене и наносят рисунок. Можно создавать различные рисунки и бордюры.

Техника нанесения с разводами. Кистью вертикальными полосами на небольшую по площади рабочую поверхность наносится красочный состав. Чередуются полосы разного цвета. Затем придается однородность цветам с помощью шпателя. Возможно шпательное нанесение "мокрое на мокрое", что позволяет достичь более мягкого, размытого рисунка, или "мокрое на сухое", позволяющее подчеркнуть геометричность, современность рисунка.

Техника нанесения краскораспылителем для получения капельного эффекта. Используя сопла различных диаметров и регулируя давление воздуха, можно менять эффект капельного распыления с целью получения желаемого результата. После нанесения и высыхания краски одного цвета можно сразу же распылять другой цвет, получая при этом особый эффект полихромии.

Эффект следов кисти. С помощью валика или кисти на поверхность наносится густой слой неразбавленной краски. Затем кистью выбранного размера проходятся по поверхности легкими движениями для получения на ней следов кисти. После высыхания можно нанести слой другого цвета с повторением этой процедуры для получения эффекта многоцветности.

Техника создания эффекта поверхности дерева. Разбавленный на 5-10% состав наносится валиком или кистью для получения однородной поверхности. Эффект "дерево" достигается использованием по свеженанесенному слою краски специального приспособления. Движения сверху вниз с одновременными поворотами кисти руки дают эффект прожилок дерева и сучков с разводами. покрытия, мозаичные краски

Мозаичные краски - это декоративный материал высокого класса. Он представляет собой водную эмульсию нерастворимых в базисном составе пигментов-капелек наполнителей - или цветных микроскопических частичек. Капельки окрашены в цвета, отличные от цвета базиса.

При нанесении образует чуть шероховатую поверхность с застывшими одноцветными или различного оттенка капельками краски (в зависимости от пигмента), создавая мелкоточечный рисунок с ощущением единого бархатного фона.

Мозаичные краски требуют очень качественной подготовки поверхности и нанесения грунтовочного слоя, близкого по тону к базису. В качестве грунтовки могут использоваться как специализированные составы, так и обычные водно-дисперсионные или алкидные краски.

Мозаичные краски поставляются в готовом к употреблению виде. Традиционно их можно применить лишь при наличии специального инструмента - воздушного краскопульта (пигменты-капельки при набрызгивании разбиваются и прилипают к поверхности). Созданы, однако, новые поколения полихромных красок, которые можно наносить не только краскопультом, но и специальной кистью.

Покрытие паропроницаемое, отличается высокими декоративными свойствами, стойкое к мокрому истиранию и мытью различными (даже слабощелочными) моющими составами. Самые качественные составы могут использоваться в специальных помещениях и медицинских учреждениях.

Флоковые краски - это эмульсия нерастворимых сухих акриловых чипсов (флоков), которые наносятся на акриловую базу, играющую роль "клея". Они могут быть как одноцветными, так и различных оттенков. Образуют при нанесении слегка шероховатое, очень прочное, объемное на вид покрытие. Это покрытие состоит из трех слоёв. Сначала наносится базовый слой - одноцветный фон. Затем при помощи краскопульта на ещё невысохшую поверхность напыляются флоки. И, наконец, сверху наносится закрепляющий лак.

Покрытие после нанесения защитного лака становится весьма износостойким, но нанесение такого покрытия технологически более сложно, чем работа с мозаичными красками.

Из-за огромного множества оттенков флоков по колористическим возможностям флоковые краски почти не уступают обычным. Однако флоки бывают не только различных цветов, но и разных форм: круглые, звездообразные, в виде тонкой соломки, различных неправильных форм. Это даёт дизайнерам дополнительные возможности.

Существуют также и двухкомпонентные флоковые покрытия. Они представляют собой систему, состоящую из цветных флоков и прозрачного полуматового лака на акриловой основе. При применении флоки смешиваются с лаком, после чего состав наносится на поверхность, предварительно окрашенную водно-дисперсионной краской. Краска остается видимой и служит фоном для всего покрытия. это толстослойное покрытие, имеющее определенную структуру. Его структура определяется типом, размером и формой наполнителя, применяемым инструментом, а также технологическими приемами нанесения. Поставляются как готовыми к употреблению, так и в виде сухой смеси.

Декоративные штукатурки, применяемые в интерьерах, по виду связующего подразделяются на минеральные и полимерные, а по размеру зернистого наполнителя - на тонкофактурные, среднефактурные и грубофактурные.

Сам материал и образуемое покрытие отличаются рядом неоспоримых преимуществ, как с точки зрения декоративных свойств, так и технологического плана:

  • технологичность применения материалов - снижены требования к подготовке основания, исключаются некоторые промежуточные технологические операции (например, финишное шпаклевание);
  • высокие декоративные свойства покрытия. Возможно получение готового цветного покрытия, а можно колеровать специальными тонирующими пастами или окрашивать водно-дисперсионными красками;
  • покрытия обладают высокой механической прочностью;
  • облегчен косметический ремонт покрытий.

Особенность минеральных декоративных штукатурок - преобладание в их составе природных компонентов: кварцевого песка, белых цементов, и др. Содержание полимерных добавок минимально, около 3%. Обычно поставляются в виде сухой смеси, которая непосредственно перед применением затворяется водой. Полученный состав сразу же наносится на стены.

Такие штукатурки относительно недороги. Покрытие обладает хорошими водоотталкивающими свойствами, поверхность получается шероховатая, с бороздчатой структурой. Структурируют материал пластиковой теркой в круговом, продольном или поперечном направлениях.

Стойкость к истиранию покрытия не очень высока. При сильных нагрузках возможно частичное осыпание наиболее крупных зёрен наполнителя.

Более технологичными и стойкими к истиранию являются полимерные декоративные штукатурки - на основе водной дисперсии акриловых смол. Полимерное связующее придаёт покрытию особую прочность и долговечность.

Полимерные штукатурки поставляются готовыми к применению или в сухом виде в пластиковых ведрах. Наносятся практически на любые основания, соответствующим образом подготовленные.

В зависимости от размера гранул можно добиваться различных декоративных эффектов.

Даже при очень сильном истирании осыпание наполнителя не происходит.

Наполнителем для декоративных штукатурок чаще всего являются полимерные гранулы. Иногда для этих целей используется калиброванный мраморный, гранитный или случае материалы входят в отдельную группу, рассмотренную ниже. каменной крошкой аменной крошкой являются разновидностью декоративных штукатурок. Но вынесение их в отдельную группу считается общепринятым, т.к. минеральный наполнитель придаёт покрытиям очень высокие декоративные качества.

Обычно размер гранул от 0,1 до 1,8 мм, реже - 3-4 мм. Для получения максимального декоративного эффекта гранулы могут быть окрашены специальными составами высокой прочности в заводских условиях.

Применение при отделочных работах материалов этой группы (так же, как и других видов декоративных штукатурок) позволяет исключить из технологического процесса операцию финишного шпаклевания, небольшие дефекты отделываемой поверхности (ненагруженные трещины, сколы, неровности) выравниваются самим материалом. Можно наносить на бетон, штукатурку, гипсокартон, панели, дерево, и т.п. Материал наносится шпателем (кельмой) или распылением (при размере гранул 0,1...0,8 мм).

После высыхания полученная поверхность (в зависимости от зерна наполнителя) становится грубо-шершавой или почти гладкой, похожей на камень. Покрытие обладает высокой механической прочностью и ремонтопригодностью


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: