Управленческое решение – это результат конкретной управленческой деятельности менеджера.
Принятие управленческого решения является основой управления.
Выработка и принятие управленческого решения – это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий:
- выработку и постановку цели;
- изучение проблемы на основе получаемой информации;
- выбор и обоснование критериев эффективности и возможных последствий принимаемого управленческого решения;
- обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы;
- выбор и формулирование оптимального управленческого решения;
- принятие управленческого решения;
- конкретизация управленческого решения для его исполнителей.
Технология менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из 3-х стадий:
1. Подготовка управленческого решения
Экономический анализ ситуации на микро- и макроуровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, выявляются и формулируются проблемы, требующие решения;
|
|
2. Принятие управленческого решения
Разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов, отбор критериев выбора оптимального решения, выбор и принятие наилучшего управленческого решения;
3. Реализация управленческого решения
Принимаются меры для конкретизации управленческого решения и доведение его до исполнителей (приказ), осуществляется контроль за ходом выполнения управленческого решения, вносятся необходимые коррективы и делается оценка полученного результата от выполнения управленческого решения.
Управленческие решения могут быть обоснованными, то есть принятыми на основе экономического анализа и многовариантного расчета, в том числе с применением программных средств ЭВМ, и интуитивными, которые хотя и экономят время, но содержат в себе вероятность ошибок и неопределенности.
Требование к технологии принятия управленческого решения:
- формулирование проблем, разработка и выбор управленческого решения должны быть сконцентрированы на том уровне иерархии управления, где для этого имеется соответствующая информация;
- информация должна поступать от всех подразделений фирмы, находящихся на разных уровнях управления;
- выбор и принятие управленческого решения должны отражать интересы и возможности тех уровней управления, на которые будет возложено выполнение управленческого решения;
- должна строго соблюдаться соподчиненность в отношениях, жесткая дисциплина, высокая требовательность и беспрекословное подчинение.
Принятие управленческого решения предполагает использование следующих факторов:
|
|
1. Иерархии. Она используется в большинстве фирм для усиления централизации в управлении;
2. Использование целевых межфункциональных групп. Создается на временной основе из разных отделов и подразделений. Цель – решение определенной проблемы. Состав может меняться. После разработки решений она распускается;
3. Использование формальных правил и процедур. На предприятии вводят инструкции, при возникновении проблемы, опираются на инструкции;
4. Использование планов. При возникновении проблема решается в соответствии с планом. Задача – выполнить план.
5. Использование непосредственных (прямых) горизонтальных связей без обращения к высшему руководству. Решения принимаются в более короткие сроки, и повышается ответственность исполнителей.