double arrow

Рыночные структуры

Для анализа экономических процессов на отраслевом уровне, необходимо представлять взаимодействие фирм друг с другом на рынке. Условия, в которых протекает рыночная конкуренция между фирмами, называют рыночной структурой (market structure). В теории фирмы выделяют четыре основных вида рыночных структур – совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. Важными характеристиками каждой из рыночных структур являются число продавцов и число покупателей, природа продукта, условия вхождения на рынок и ухода с него, информированность и мобильность рыночных участников.

Поведение фирмы в различных рыночных структурах зависит от ее целей. Теория фирмы построена на принципе максимизации прибыли. Однако существуют другие цели, которые преследуют в своей деятельности коммерческие фирмы: максимизация выручки, получение определенного размера валового дохода, обеспечение конкурентоспособности продукции, устойчивости положения фирмы на рынке в долгосрочной перспективе и т.д.

Валовой доход (выручка) TR (total revenue) определяется произведением цены продукта на объем продаж. TR = P×Q.

Средняя выручка АR (average revenue) – это доход в расчете на единицу проданного товара.

Предельный доход (выручка) от реализации продукта MR (marginal revenue) – это изменение в доходе, обусловленное продажей одной дополнительной единицы товара.

Экономическая прибыль (economic profit) определяется как разница между валовым доходом и валовыми издержками. Pr = TR – TC.

Бухгалтерская прибыль определяется как разница между валовым доходом и бухгалтерскими издержками.

Под нормальной прибылью экономисты понимают неявные издержки, связанные с привлечением собственных ресурсов. Она выступает как минимальная плата за удержание предпринимательских способностей от альтернативного использования.

Фирма максимизирует прибыль, обеспечивая производство такого объема продукции, при котором предельный доход равняется предельным издержкам. Поскольку необходимым условием максимизации прибыли является равенство первой производной функции нулю, то

Pr¢Q = (TRTC)¢Q = TR¢QTС¢Q = 0, отсюда

TR¢Q = TС¢Q или MR=MС.

Следовательно, условие максимизации прибыли MR=MС.

Экономическую прибыль можно определить по–другому:

Pr =TRTC= P×QАС×Q = (P - АС)×Q.

Рынок совершенной конкуренции (perfect competition) – это рыночная структура, обладающая следующими существенными признаками:

1. очень много конкурирующих продавцов и покупателей, каждый из которых в отдельности не может влиять на цены,

2. продается однородная (стандартизированная) продукция,

3. производители принимают решения исходя из условий своего производства, не вступают в сговор друг с другом по поводу цен,

4. участники рынка располагают равным доступом к информации,

5. свободен вход на рынок новых продавцов.

Будем называть конкурентной фирмой такую фирму, которая продает свою продукцию на конкурентном рынке. Поскольку конкурентные фирмы не могут воздействовать на рыночную цену, то они принимают рыночную цену, установленную в результате равновесия отраслевого спроса D и отраслевого предложения S. Следовательно, кривая спроса для конкурентной фирмы (кривая сбыта) является горизонтальной линией. Спрос на продукцию фирмы в отличие от отраслевого спроса абсолютно эластичен на уровне равновесной цены Р*.

Кривая спроса на продукцию фирмы является и кривой дохода.

Цель конкурентной фирмы – максимизация экономической прибыли. Определим условие максимизации прибыли путем сравнения валового дохода и валовых издержек. Кривая валового дохода TR конкурентной фирмы является прямой линией, выходящей из начала координат. Объем выпуска меньше Q1 и больше Q2 приносит фирме убытки, так как валовые издержки превышают валовой доход. При объеме выпуска больше Q1, но меньше Q2 прибыль положительна. Графическое объяснение условия максимизации прибыли заключается в поиске такого объема производства, при котором линии TR и TC находятся на наибольшем расстоянии друг от друга и TR>TC, т.е. когда их наклоны равны.Наклон кривой TR определяется предельной выручкой МR, наклон кривой TC – предельными издержками МC. Таким образом, фирма максимизирует прибыль путем выбора объема производства, при котором MR=MС.

Сравнение предельного дохода и предельных издержек дает две точки, для которых выполняется равенство MR=MС. Однако выпуск Q1 не является оптимальным, поскольку все предыдущие единицы выпуска производились с затратами большими, чем предельный доход от их реализации, и фирма еще не получила прибыли. Увеличивая производство фирма сможет увеличить прибыль вплоть до выпуска Q*, после него прибыль начнет сокращаться, так как выпуск каждой дополнительной единицы требует больших затрат, чем цена продукта. Условие максимизации прибыли будет достигнуто при выпуске Q*.

Поскольку для конкурентной фирмы MR=Р, то условием максимизации прибыли конкурентной фирмы имеет вид: MR=MС=Р *. Данное условие определяет равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном периоде.

Монополия (monopoly) – это рыночная структура, когда существует единственный продавец товара, у которого нет близких заменителей. Доступ новых фирм в монопольную отрасль закрыт входными барьерами, такими как эффект масштаба, собственность на патенты и научные исследования, владение или контроль над весьма важным сырьем, нечестная конкуренция.

В реальной действительности чистая монополия практически не существует, поэтому часто термин «монополия» заменяют понятием рыночная власть (market power), которая означает способность фирмы диктовать свои условия на рынке определенного товара. Она определяется как величина, обратная ценовой эластичности спроса на продукцию фирмы (чем более эластичен спрос, тем меньше индекс монопольной власти и тем ближе рынок к конкурентному).

Для того чтобы обладать рыночной властью, фирме достаточно иметь убывающий спрос на продукт, т.е. спрос не должен быть абсолютно эластичным как для конкурентной фирмы.

В отличие от конкурентной фирмы выручка монополиста зависит от объема реализованного продукта, поскольку спрос убывает по мере роста объема продаж.

Поскольку Q³0, P¢Q<0 (как производная убывающей функции спроса), то при монополии всегда MR<P(Q)=AR, т.е. функция предельной выручки убывает быстрее функции спроса. Кривая предельного дохода монополиста располагается ниже кривой спроса на его продукцию.

Поскольку в отрасли одна фирма кривая спроса на продукцию монополиста будет и кривой рыночного спроса. Объем производства продукции, обеспечивающий максимальную прибыль монополиста, определяется исходя из равенства предельных издержек предельному доходу: MR=MC.

Фирма-монополист может оказывать влияние на цену своей продукции посредством изменения объема предложения. Определим цену монополиста при условии максимизации прибыли:

Pr¢Q = (TR – TC)¢Q = TR¢Q – TС¢Q = 0,

где Следовательно,

Таким образом, оптимальная цена продукта монополиста превышает предельные издержки его производства на величину, учитывающую ценовую эластичность спроса на продукт.

Монополистическая конкуренция (monopolistic competition) – это рыночная структура, при которой на рынке существует относительно большое количество продавцов и покупателей. Товар дифференцирован (неоднороден), поэтому каждая фирма имеет незначительную рыночную власть и самостоятельно определяет ценовую политику. Дифференциация продуктов (differentiated products) означает, что потребитель различает товары разных продавцов и формирует предпочтение товаров одной фирмы перед товарами других продавцов, несмотря на то, что эти товары удовлетворяют одну и ту же потребность. Фирмам приходится учитывать вкусы потребителя при сбыте своей продукции и использовать неценовые методы конкурентной борьбы, такие как реклама, качество, новизна, наличие условий гарантийного ремонта, покупка в рассрочку и др.

На таком рынке свободны вход и выход фирм. Незначительными ограничениями могут быть патенты на продукцию, лицензии, торговые марки. В отличие от чистой монополии они не носят исключительного характера, поскольку есть товары-субституты. Эффект масштаба не имеет большого значения, а капитал, требующийся для начала дела, как правило, невелик. Поведение фирм не является стратегическим, т.е. продавцы на рынке не учитывают реакцию соперников, когда выбирают цены и объемы продаж.

Монополистическая конкуренция объединяет элементы как монополии, так и совершенной конкуренции.

Олигополия (oligopoly)– это рынок, на котором действует небольшое число продавцов, которые могут оказывать значительное влияние на конъюнктуру.

Фирмы в условиях олигополии обладают рыночной властью и ведут себя стратегически, т.е. принимая решения о цене и объеме производства, каждая фирма учитывает ответные действия конкурентов и стремится к своей конечной цели с учетом этой реакции. Фирмы являются взаимозависимыми: поведение любой из них оказывает непосредственное воздействие и само испытывает на себе влияние со стороны конкурентов.

Цель любой фирмы в условиях олигополии – максимизация экономической прибыли. Возможные параметры равновесия на олигопольном рынке лежат в интервале между значениями, характерными для совершенной конкуренции и монополии.

Олигополия может возникнуть в отраслях, производящих стандартизированные (сталь, алюминий) или значительно дифференцированные (автомобили, сигареты) продукты.

Существуют барьеры для входа на рынок новых фирм: патентование и лицензирование, доступ к стратегическим источникам сырья, огромные расходы на рекламу, эффект масштаба, позволяющий сократить издержки на единицу продукции, преимущества слияния: объединение конкурирующих фирм может существенно увеличить их рыночную долю и добиться большего эффекта масштаба.

В условиях олигополии некоторые или все фирмы зарабатывают прибыль на долговременном этапе, потому что ограничение доступа на олигопольный рынок делает сложным или невозможным выход на рынок новых фирм.

Выбор цены и количества товара зависит от ограничений, с которыми сталкивается фирма на рынке – кривых затрат и условий спроса, а также от того, как взаимодействуют фирмы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: