Рис. 2. Монопольно конкурентная фирма, терпящая убытки
Рис. 1. Долгосрочное равновесие фирмы при монополистической конкуренции
На рис. 1 показано долгосрочное равновесие, которое можно ожидать для фирмы при монополистической конкуренции.
Рисунок 1 показывает, что в долгосрочном плане спрос D на товар фирмы снизился до такой степени, что цена товара Р0 стала равной долгосрочным средним издержкам LRAC0 при оптимальном объеме производства, равном величине Q0 за конкретный период времени, установленном по правилу равенства предельного дохода MR и долгосрочных предельных издержек LRMC. Типичная фирма в монопольно конкурентной отрасли в долгосрочном плане имеет нулевую прибыль. Это говорит о том, что график спроса на товар монопольно конкурентной фирмы в долгосрочном плане является касательной к кривой долгосрочных средних издержек в точке, соответствующей оптимальному объему производства Q0.
Этот же процесс работает и в обратном направлении. Если бы спрос на товар монопольно конкурентной отрасли снизился после достижения равновесия, то фирмы покинули бы отрасль. Это произошло бы потому, что уменьшение спроса сделало бы невозможным для фирм покрывать свои издержки. В этом случае типичная монопольно конкурентная фирма несла бы убытки, что показано на рис. 2
|
|
Рисунок 2 показывает, что после наступления равновесия, спрос D на товар типичной фирмы снизился до такой степени, что цена товара Р0 стала меньше долгосрочных средних издержек LRAC0, при оптимальном объеме производства, равном величине Q0 за конкретный период времени, установленном по правилу равенства предельного дохода и предельных издержек. Поскольку при этих обстоятельствах фирмы несут убытки, то они выйдут из данной отрасли и переместят свои ресурсы в более выгодные отрасли. Когда это произойдет, графики спроса и предельного дохода для оставшихся в отрасли фирм сместятся вверх. Это и произойдет потому, что сокращение отраслевого (рыночного) предложения товара увеличит цену этого товара и предельный доход оставшихся в отрасли фирм для любого объема выпуска товара каждой из оставшихся фирм. Выход фирм из отрасли будет продолжаться до тех пор, пока не будет достигнуто новое долгосрочное равновесие, при котором график спроса опять будет являться касательной к кривой долгосрочных средних издержек, и фирмы опять будут получать нулевые прибыли.
Долгосрочное монопольно конкурентное равновесие означает, что у фирм нет стимула вступать в отрасль или покидать ее, а также то, что фирмы не стремятся увеличить или сократить объемы производства.
|
|
На рынке монополистической конкуренции продукция определенного вида предлагается большим числом производителей, так что на каждого из них приходится незначительная доля отраслевого предложения. Рынок открыт для входа и выхода. Но в отличие от рынка совершенной конкуренции на данном рынке обращается гетерогенное благо. На рынке туалетного мыла, например, предлагается множество его разновидностей. Также обстоит дело с рынками сигарет, пива, кондитерских и многих других изделий.
Так как каждый конкурент продает отличную от всех других разновидность определенного блага, то он вступает как монополист по отношению к своей группе постоянных покупателей. Поэтому кривая спроса на его продукцию имеет отрицательный наклон, и он сам определяет объем его предложения и цену. Но поскольку продукция, производимая монополистическими конкурентами легко взаимозаменяема, то спрос на продукцию отдельного конкурента зависит не только от цены его продукции, но и от цен на продукцию других конкурентов. Примем в целях упрощения, что существуют лишь два монополистических конкурента: A и B. Тогда функции спроса на выпуск представляются в виде
Эти функции показывают, что во-первых, объем спроса на продукцию фирмы находится в прямой зависимости от цены продукции конкурента и в обратной – от цены ее продукции и, во-вторых, спрос на продукцию монополистического конкурента разлагается на две составляющие: спрос «своих» покупателей, предпочитающих именно данную разновидность продукта, и спрос «чужих» покупателей, приобретающих его продукцию только в том случае, когда цена на продукцию «их» фирмы окажется им слишком высокой. Зависимость спроса от «своих» покупателей характеризует параметр b, от притока «чужих» — параметр c. Минимальная функция спроса выражает зависимость между объемом спроса на продукцию фирмы и ценой этой продукции при нулевой цене на продукцию конкурента: Максимальная функция спроса выражает зависимость между объемом спроса на продукцию фирмы и ценой этой продукции при «запретительной» цене на продукцию конкурента (). «Запретительная» цена определяется из равенства: Из него следует . Тогда максимальная функция спроса на продукцию фирмы A имеет вид
Функции минимального и максимального спроса ограничивают область возможного спроса на продукцию монополистического конкурента. В графическом виде она представлена на рис.3. Когда продукция конкурента дорожает, тогда кривая спроса на продукцию фирмы смещается вверх; при снижении цен у конкурирующих фирм кривая спроса на продукцию данной фирмы приближается к своей нижней границе.