Ценовая политика

Рис. 2. Монопольно конкурентная фирма, терпящая убытки

Рис. 1. Долгосрочное равновесие фирмы при монополистической кон­куренции

На рис. 1 показано долгосрочное равновесие, которое можно ожидать для фирмы при монополистической конкуренции.

Рисунок 1 по­казывает, что в долгосрочном плане спрос D на товар фирмы сни­зился до такой степе­ни, что цена товара Р0 стала равной долго­срочным средним из­держкам LRAC0 при оптимальном объеме производства, равном величине Q0 за кон­кретный период вре­мени, установленном по правилу равенства предельного дохода MR и долгосрочных предельных издержек LRMC. Типичная фирма в монопольно конкурентной отрасли в долгосрочном плане имеет нулевую прибыль. Это говорит о том, что график спроса на товар монопольно конкурентной фирмы в долгосрочном плане является касательной к кривой долгосрочных средних издержек в точке, соответствующей оптимальному объему производства Q0.

Этот же процесс работает и в обратном направлении. Если бы спрос на товар монопольно конкурентной отрасли снизился после достижения равновесия, то фирмы покинули бы отрасль. Это произошло бы потому, что уменьшение спроса сделало бы невозможным для фирм покрывать свои издержки. В этом случае типичная монопольно конкурентная фирма несла бы убытки, что показано на рис. 2

Рисунок 2 показывает, что после насту­пления равновесия, спрос D на товар типичной фирмы снизился до такой степени, что цена товара Р0 стала меньше долгосроч­ных средних издержек LRAC0, при оптималь­ном объеме производ­ства, равном величине Q0 за конкретный пе­риод времени, установ­ленном по правилу ра­венства предельного дохода и предельных издержек. Поскольку при этих обстоятельст­вах фирмы несут убыт­ки, то они выйдут из данной отрасли и пере­местят свои ресурсы в более выгодные отрасли. Когда это произойдет, графики спроса и предельного дохода для оставшихся в отрасли фирм сместятся вверх. Это и произойдет потому, что сокращение отраслевого (рыночного) предложения товара увеличит цену этого товара и предельный доход оставшихся в отрасли фирм для любого объе­ма выпуска товара каждой из оставшихся фирм. Выход фирм из отрасли будет продолжаться до тех пор, пока не будет достигнуто новое долгосрочное равновесие, при котором график спроса опять будет являться касательной к кривой долгосрочных сред­них издержек, и фирмы опять будут получать нулевые прибыли.

Долгосрочное монопольно конкурентное равновесие оз­начает, что у фирм нет стимула вступать в отрасль или поки­дать ее, а также то, что фирмы не стремятся увеличить или со­кратить объемы производства.

На рынке монополистической конкуренции продукция определенного вида предлагается большим числом производителей, так что на каждого из них приходится незначительная доля отраслевого предложения. Рынок открыт для входа и выхода. Но в отличие от рынка совершенной конкуренции на данном рынке обращается гетерогенное благо. На рынке туалетного мыла, например, предлагается множество его разновидностей. Также обстоит дело с рынками сигарет, пива, кондитерских и многих других изделий.

Так как каждый конкурент продает отличную от всех других разновидность определенного блага, то он вступает как монополист по отношению к своей группе постоянных покупателей. Поэтому кривая спроса на его продукцию имеет отрицательный наклон, и он сам определяет объем его предложения и цену. Но поскольку продукция, производимая монополистическими конкурентами легко взаимозаменяема, то спрос на продукцию отдельного конкурента зависит не только от цены его продукции, но и от цен на продукцию других конкурентов. Примем в целях упрощения, что существуют лишь два монополистических конкурента: A и B. Тогда функции спроса на выпуск представляются в виде

Эти функции показывают, что во-первых, объем спроса на продукцию фирмы находится в прямой зависимости от цены продукции конкурента и в обратной – от цены ее продукции и, во-вторых, спрос на продукцию монополистического конкурента разлагается на две составляющие: спрос «своих» покупателей, предпочитающих именно данную разновидность продукта, и спрос «чужих» покупателей, приобретающих его продукцию только в том случае, когда цена на продукцию «их» фирмы окажется им слишком высокой. Зависимость спроса от «своих» покупателей характеризует параметр b, от притока «чужих» — параметр c. Мини­мальная функция спроса выражает зависимость между объ­емом спроса на продукцию фирмы и ценой этой продук­ции при нулевой цене на продукцию конкурента: Максимальная функция спроса выражает зависимость между объемом спроса на продукцию фирмы и ценой этой продукции при «запретительной» цене на про­дукцию конкурента (). «Запретительная» цена опреде­ляется из равенства: Из него следует . Тогда максимальная функция спроса на продукцию фирмы A имеет вид

Функции минимального и максимального спроса ограничивают область возмож­ного спроса на продукцию монополистического конку­рента. В графическом виде она представлена на рис.3. Когда продукция кон­курента дорожает, тогда кри­вая спроса на продукцию фирмы смещается вверх; при снижении цен у конкуриру­ющих фирм кривая спроса на продукцию данной фирмы приближается к своей ниж­ней границе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: