По степени развития конкуренции экономическая теория выделяет четыре основные модели рынка (в экономической литературе их также называют видами рыночных структур):
совершенная (чистая) конкуренция
монополистическая конкуренция
олигополия
монополия
На рынке совершенной конкуренции расщепление экономической власти максимально и механизмы конкуренции работают в полную силу. Здесь действует множество производителей, лишенных каких-либо рычагов навязывания своей воли потребителям.
Степень несовершенства рынка зависит от разновидности несовершенной конкуренции.
В условиях монополистической конкуренции связана только с умением производителя выпускать особые, отличающиеся от конкурентных разновидности товаров.
При олигополии несовершенство рынка значительно и диктуется немногочисленностью действующих на нем фирм. Наконец,
монополия означает господство на рынке только одного производителя.
Прежде всего, надо установить, по каким критериям различаются рыночные структуры, которые сложились в тех или иных отраслях. Исследования экономистов показали, что в основу определения того, к какому типу относится та или иная рыночная структура, должны быть положены следующие критерии:
|
|
-количество фирм, представленных на рынке той продукции, которая выпускается данной отраслью;
-характер производимой продукции (стандартная или дифференцированная);
-наличие или отсутствие барьеров на пути вхождения фирм в данную отрасль или выхода из нее;
-степень доступности экономической информации.
В одних отраслях, число представленных на рынке фирм велико, в других имеется лишь несколько крупных фирм.
Некоторые отрасли производят одинаковую, т. е. стандартизированную продукцию (например, металл, древесина, зерно).
В других случаях продукция является дифференцированной (например, различные марки автомобилей или различные виды стирального порошка).
Каждая отрасль характеризуется наличием или отсутствием барьеров на пути вхождения в нее: законодательных, технологических, финансовых и других. В одних случаях таких барьеров практически нет или же они легкопреодолимы. Так, л юбой фермер может приступить к выращиванию огурцов на своем участке земли и продавать продукцию на рынке.
Наконец, в отдельных отраслях наблюдается различная степень доступности экономической информации. Мелкий фермер не видит в своем соседе-фермере конкурента, который мог бы повлиять на реализацию его продукции, так как на рынке выступает множество фермеров, производящих одинаковую продукцию, и каждый из них в отдельности не влияет на уровень цен.
|
|
Поэтому соседи могут делиться своей технологией выращивания овощей.
На рынках продуктов, которые производят несколько крупных фирм, они являются серьезными конкурентами и строго оберегают коммерческую тайну.
Все указанные признаки рыночных структур определяют характер ценообразования. Например, в сельском хозяйстве при производстве зерна или овощей фермер не может контролировать цены на свою продукцию. Это предполагает условия совершенной конкуренции. В условиях других трех рыночных структур фирма в той или иной степени осуществляет контроль над ценами, оказывая полное или частичное влияние на их уровень. Эти рыночные структуры, поэтому обычно называют формами несовершенной конкуренции.
Рыночные цены формируются в результате конкуренции. Фирмы (производители) вступают между собой в соревнования за платёжеспособный спрос потребителя, за его предпочтения, за его деньги. Такое соревнование можно назвать экономической конкуренцией. Формы и характер экономической конкуренции могут значительно меняться в зависимости от того, на каких рынках действуют рыночные субъекты и как эволюционирует рыночная ситуация.
Характеристика основных моделей рынка | |||||
Признаки модели рынка | Модели рынка | ||||
Совершенная конкуренция | Несовершенная конкуренция | ||||
Монополистическая конкуренция | Олигополия | Чистая монополия | |||
Количество фирм | Множество | Много | Несколько | Одна фирма | |
Тип продукции | Однородная, стандартизированная | дифференцированная | Однородная или дифференцированная | Уникальная продукция | |
Степень контроля над ценой | Отсутствует контроль | Слабый, незначительный контроль | Частичный контроль | Высокая степень контроля | |
Условия вступления в отрасль | Ограничений нет, равный доступ к информации | Относительно лёгкие, удовлетворительный доступ к информации | Ограничен доступ на рынок и к информации | Доступ на рынок блокирован | |
Примеры | Фермерские хозяйства | Розничная торговля, производство одежды, обуви, косметики, мебели и т.д. | Автомобилестроение, авиационная, химическая, нефтяная, электронная промышленность и т.д. | Электрические и газовые, местные телефонные компании и т.д. |
Примером является решение о демонополизации (разделе на 2-3 самостоятельных фирмы) компании Microsoft.