Модели рынков

По степени развития конкуренции экономическая теория выделяет четыре основные модели рынка (в экономической литературе их также называют видами рыночных структур):

совершенная (чистая) конкуренция

монополистическая конкуренция

олигополия

монополия

На рынке совершенной конкуренции расщепление экономической власти максимально и механизмы конкуренции работают в полную силу. Здесь действует множество производителей, лишенных каких-либо рычагов навязывания своей воли потребителям.

Степень несовершенства рынка зависит от разновидности несовершенной конкуренции.

В условиях монополистической конкуренции связана только с умением производителя выпускать особые, отличающиеся от конкурентных разновидности товаров.

При олигополии несовершенство рынка значительно и диктуется немногочисленностью действующих на нем фирм. Наконец,

монополия означает господство на рынке только одного производителя.

Прежде всего, надо установить, по каким критериям различаются рыночные структуры, которые сложились в тех или иных отраслях. Исследования экономистов показали, что в основу определения того, к какому типу относится та или иная рыночная структура, должны быть положены следующие критерии:

-количество фирм, представленных на рынке той продукции, которая выпускается данной отраслью;

-характер производимой продукции (стандартная или дифференцированная);

-наличие или отсутствие барьеров на пути вхождения фирм в данную отрасль или выхода из нее;

-степень доступности экономической информации.

В одних отраслях, число представленных на рынке фирм велико, в других имеется лишь несколько крупных фирм.

Некоторые отрасли производят одинаковую, т. е. стандартизированную продукцию (например, металл, древесина, зерно).

В других случаях продукция является дифференцированной (например, различные марки автомобилей или различные виды стирального порошка).

Каждая отрасль характеризуется наличием или отсутствием барьеров на пути вхождения в нее: законодательных, технологических, финансовых и других. В одних случаях таких барьеров практически нет или же они легкопреодолимы. Так, л юбой фермер может приступить к выращиванию огурцов на своем участке земли и продавать продукцию на рынке.

Наконец, в отдельных отраслях наблюдается различная степень доступности экономической информации. Мелкий фермер не видит в своем соседе-фермере конкурента, который мог бы повлиять на реализацию его продукции, так как на рынке выступает множество фермеров, производящих одинаковую продукцию, и каждый из них в отдельности не влияет на уровень цен.

Поэтому соседи могут делиться своей технологией выращивания овощей.

На рынках продуктов, которые производят несколько крупных фирм, они являются серьезными конкурентами и строго оберегают коммерческую тайну.

Все указанные признаки рыночных структур определяют характер ценообразования. Например, в сельском хозяйстве при производстве зерна или овощей фермер не может контролировать цены на свою продукцию. Это предполагает условия совершенной конкуренции. В условиях других трех рыночных структур фирма в той или иной степени осуществляет контроль над ценами, оказывая полное или частичное влияние на их уровень. Эти рыночные структуры, поэтому обычно называют формами несовершенной конкуренции.

Рыночные цены формируются в результате конкуренции. Фирмы (производители) вступают между собой в соревнования за платёжеспособный спрос потребителя, за его предпочтения, за его деньги. Такое соревнование можно назвать экономической конкуренцией. Формы и характер экономической конкуренции могут значительно меняться в зависимости от того, на каких рынках действуют рыночные субъекты и как эволюционирует рыночная ситуация.

Характеристика основных моделей рынка  
Признаки модели рынка Модели рынка  
Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция  
Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая монополия  
Количество фирм Множество Много Несколько Одна фирма  
Тип продукции Однородная, стандартизированная дифференцированная Однородная или дифференцированная Уникальная продукция  
Степень контроля над ценой Отсутствует контроль Слабый, незначительный контроль Частичный контроль Высокая степень контроля  
Условия вступления в отрасль Ограничений нет, равный доступ к информации Относительно лёгкие, удовлетворительный доступ к информации Ограничен доступ на рынок и к информации Доступ на рынок блокирован  
Примеры Фермерские хозяйства Розничная торговля, производство одежды, обуви, косметики, мебели и т.д. Автомобилестроение, авиационная, химическая, нефтяная, электронная промышленность и т.д. Электрические и газовые, местные телефонные компании и т.д.  

Примером является решение о демонополизации (разделе на 2-3 самостоятельных фирмы) компании Microsoft.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: