Эмоциональное воздействие цвета в формальной композиции. Эмоциональное воздействие формы в формальной композиции. Образно-ассоциативное решение в формальной композиции

Основные этапы и технологии реализации художественного проекта в формальной композиции.

Как правило, процесс разработки дизайнерского проекта складывается из следующих этапов: предпроектное исследование, художественно-конструкторский поиск (предварительное эскизирование), разработка эскизного проекта, составление проектно-конструкторской документации, изготовление опытного образца и его испытание.

Техники, применяемые в проектной графике. Ручная графика. Отмывка. Печать. Набрызг. Мраморирование. Штамповка.

Коллаж. Его эстетические и технологические возможности для реализации художественного проекта.

Цвет изделий представляет, как бы некую материализованную цветовую энергию, которая может влиять на восприятие материальности, массы, объема, величины и движения объекта.

Эмоциональное действие цвета имеет две главные причины:

1/ непосредственно физическую - возбуждающее или успокаивающее действие;

2/ ассоциации, которые воздействуют на эмоциональное восприятие.

Но никак нельзя говорить о ясно выраженном общем эмоциональном характере каждого цвета, потому что обе причины обусловливаются социальной принадлежности и индивидуальными особенностями каждого человека. Поэтому вопрос эмоционального воздействия цвета на человека является чрезвычайно сложным.

Значение холодных цветов: холодные цвета оказывают успокаивающее действие. С одной стороны спектра расположены холодные, безличные цвета. Расположенные с другой стороны холодные цвета успокаивают и облагораживают. К холодным цветам относятся синий (голубой), зеленый, нейтральные белые цвета, серый и серебряный.

Человеческий глаз - очень тонкий инструмент, но, к сожалению, восприятие цвета субъективно. Очень трудно пересказать другому человеку свое ощущение цвета. Цвет можно только видеть. Все мы, хоть один раз в жизни видели, любовались и испытывали особые чувства и волнения перед таким явлением природы как радугой. Эти чувства, которые мы испытываем, иногда нельзя ни пересказать, ни передать другому человеку. Это восторг, удивление, восхищение.

Физическое воздействие цвета было многократно подтверждено многочисленными экспериментами физиологов и психологов. Так, М. Деребире приводит следующее описание воздействия цвета на психику, данное доктором Подольским: Мифологическая палитра сравнительно скупа: это триада черного, красного и белого, синий, а также золото и серебро.

Белый цвет символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость.

Фиолетовый цвет увеличивает выносливость ткани, воздействуя на сердце, лёгкие и кровеносные сосуды.

Он способствует вдохновению, состраданию, чувствительности.

Коричневый с имволизирует надежность, практичность и спокойствие.

Серый цвет - наверное, наиболее нейтральный из всей цветовой гаммы. Недостатки серого хорошо известны: он делает облик скучным, унылым, а лицо "стертым". Но при умелом использовании этот цвет имеет массу достоинств: он элегантен, создает спокойное, ровное настроение.

Красный - волевой, жизнеутверждающий;

Желтый - оказывает стимулирующее воздействие на мозг и поэтому эффективен при умственной недостаточности.

Оранжевый цвет стимулирует чувства и ускоряет пульсацию крови, не влияя при этом на кровяное давление. Он имеет сильное стимулирующее действие, создаёт чувство благополучия и веселья, высвобождает эмоции, поднимает самооценку, учит прощать, но может утомить. Это отличный антидепрессант, способствует хорошему настроению. Пастельные оттенки (абрикосовый, персиковый) восстанавливают нервные затраты. Предпочтение оранжевого цвета означает: активность, позитивное самоощущение, желание перемен, открытость. Отклонение оранжевого цвета: переизбыток энергии, желание уединения, тишины, спокойствия, стремление к бездействию.

Синий цвет символизирует доброту, верность, постоянство, расположение, а в геральдике обозначает целомудрие,

Голубой цвет - антисептический.

Зеленый символизирует, действует успокаивающе, гипнотический, но может производить и угнетающее впечатление (не случайно тоску называют «зеленой», а сам человек «зеленеет» от злости). Он влияет на нервную систему, снимая раздражительность. Бессонницу, усталость, понижает кровяное давление и поднимает тонус.

Цвета, которые окружают вас, обладают способностью оказывать на нас большое влияние как физически, так и символически. Исследования показали, что цвет оказывает на нас сильное физическое воздействие. Интересна следующая классификация цветов по их психологическому воздействию на человека.

Сегодня символика цветов широко используется в бизнес - рекламе. Психологи установили, что синий, золотой, белый, черный, красный - цвета, которые можно использовать для отождествления товара с элитным сегментом, поскольку это - «дорогие» цвета, испокон веков отождествляющиеся с элитой общества. И действительно, в товарах верхнего ценового диапазона очень распространено сочетание синего или черного с золотым. Черный цвет позволяет эффектно выделить логотип (выполненный, например, золотом) или изображение самого продукта. Это делается для того, чтобы сконцентрировать внимание потребителя не на упаковке, а на самом продукте, показать его значимость и престижность. Например, этот прием используют многие производители дорогих спиртных напитков, в частности - виски Johnny Walker и Black Label, коньяк Comus или Martell. Таким образом выделяется название товара и подчеркивается, что перед вами - элитный напиток.

Если цвета премиум-сегмента должны ассоциироваться с уверенностью, солидностью, то соединение красного цвета с желтым, напротив, связано с ощущением радости, теплоты, веселья. Не случайно эти два цвета используют «народные» рестораны McDonald's и чай Lipton. Свои ассоциации есть у зеленого и голубого, которые считаются цветами майского утра. Их принято использовать для того, чтобы показать свежесть продукта.

Существуют также цвета, которые категорически запрещено сочетать друг с другом, поскольку они вызывают негативные эмоции у потребителя. Например, соединение фиолетового с оранжевым говорит о безысходности, суициде. Тот же эффект вызывает надпись, написанная, например, белыми буквами на глухом черном фоне.

В число условий нормального функционирования организма важную роль играет психофизиологическое воздействие цвета на человека. Обобщенный результат таких влияний обычно обнаруживается в разной степени эмоционального и физического состояния: приподнятости или подавленности, чувстве бодрости или утомления. Связь некоторых явлений и предметов со своими особенными цветами формируется в сознании человека в определенные эмоциональные ощущения, появляющиеся при восприятии цвета. Это дает материал для размышлений о средствах, которые можно использовать для цветового оформления касс.

Объективно же восприятие цвета очень непостоянно в зависимости от особенностей окружающей ситуации, степени физической усталости, психического состояния. Важно отметить, что в стрессовом состоянии у человека обостряется восприятие цветов, в то время как при общей расслабленности, утомленности - наоборот, притупляется. Существенное значение приобретает осознание гармонии цветовых сочетаний. При поиске цветовой гаммы важно учитывать все ранее перечисленные факторы.

Физическое, и психическое воздействие цвета во многом определяются личностными характеристиками воспринимающего человека.

Индивидуальность восприятия цветовых композиций позднее была обоснована в работах немецкого психолога М. Люшера, который доказал, что состояние (содержание сознания, эмоциональность) реципиента в момент контакта с объектом может влиять на его отношение к одному и тому же цвету.

Выбор цвета в рекламном обращении, а тем более в фирменных константах не может зависеть от вкуса дизайнера. С одной стороны, это одно из простейших средств привлечения непроизвольного внимания реципиента, с другой, сильнейший раздражитель, способный затруднить восприятие. И дизайнеру необходимо найти оптимальное решение этого противоречия. И тогда оно может быть самым неожиданным. Так, например, на изобилующих цветом полосах рекламного еженедельника скорее привлечет непроизвольное внимание читателя и будет легко воспринята черно-белая реклама, в которой цвет как таковой отсутствует. С этой точки зрения логично отказаться от использования цвета, в том числе и цветных иллюстраций, в изданиях с низким уровнем полиграфии. Качество бумаги, неточность совмещения могут значительно изменить цвет, возможно, придав обращению нежелательный подтекст.

Таким образом, кроме самостоятельного значения цвета, на его выбор влияют следующие факторы:

1.Создаваемый образ.

2.Психологические характеристики аудитории, которые зависят от ее социально-демографического состава.

.Характер объекта.

.Средства и технология передачи цвета.

. Воздействие цвета будет также зависеть от

следующих обстоятельств контекста:

·Общего цветового фона и непосредственно контактирующих цветов;

·Освещенности воспринимаемого обращения.

·Места расположения цвета относительно воспринимающих систем человека.

Цвет играет большую роль в суперграфике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: