Пропозиция

Семантическая структура предложения

Коммуникативный аспект изучения предложения

Структурный аспект изучения предложения

Модель или схема предложения

структурная схема N1 + Vf Светило солнце. Я ищу моего друга. Сдал бы ты экзамен. You should pass the exam. С этим докладом выступает известный ученый. A famous scientist presents this paper.

Значимость лексического наполнения предложения: Green ideas sleep furiously. - Зеленые идеи яростно спят.

Структурная схема предложения и позиционная схема предложения

символы: N1 – им.п. существительного (цифры – конкретная падежная форма); Vf – спрягаемая форма глагола; Inf – инфинитив; Adj – прилагательное; Adv – наречие; Pron – местоимение; Neg – отрицание (негация)

Мальчик читает - N1 + Vf; Ночь тиха – N1 + Adj; Москва – столица России – N1 + N1

Предложения: простые и сложные (сложносочиненные и сложноподчиненные); односоставные и двусоставные; распространенные и нераспространенные

простые осложненные предложения - с конструкциями вторичной предикации (причастные, инфинитивные, деепричастные, герундиальные обороты): Она ушла, не простившись. She went away without saying good-bye.

В. Матезиус: идея актуального членения высказывания,

тема (Т) и рема (R), тема-рематическая структура, рематизация

Днепр чуден при тихой погодеЧуден Днепр при тихой погоде (инверсия, эмотивный порядок слов)

A student came. – The student came.

Только ты знал об этом. Only you knew about that. Именно туда он пошел.

He was very, very tired. Он очень сильно устал.

Япон.: а) Ватакуси- ва кимасита «я пришел»; б) Ватакуси- га кимасита «это именно я пришел».

Кто прочитал мою книгу? Аня прочитала мою книгу. Чью книгу прочитала Аня? Аня прочитала мою книгу. Что прочитала Аня? Аня прочитала мою книгу.

Ольга приехала вчера?- Ольга приехала вчера? – Ольга приехала вчера?

по цели высказывания (коммуникативной направленности, коммуникативной интенции): повествовательные, побудительные, вопросительные

прямые и косвенные речевые акты

риторические вопросы: А почему бы и нет? С какой стати? Why not? Why should I? Warum nicht?

вопросительно-побудительные высказывания: Не сходишь ли ты в магазин? Can you pass me the salt?

полиинтенциональные речевые акты: Я хочу есть

диктум и модус

(1) Он делал это из дерева. (2) Он делал это из жалости.

полисобытийное предложение: Приезд отца обрадовал мальчика.

Виды типовых семантических структур: Он веселый – субъект и его оценка; Курение вредно – действие и его оценка; Ему нездоровится – субъект и его состояние; Он читает – субъект и его действие; Рыбы много – предмет и его количество; Школа в лесу – предмет и его местонахождение; Сестра в городе – субъект и его местонахождение; Брат – учитель – субъект и его квалификация; Брат ленится – субъект и его свойство; Мотор ломается – предмет и его свойство; Братьев четверо – субъект и его количественная характеристика.

Т.В. Шмелева – событийные пропозиции: (1) Существование: Здесь есть грибы. Там живут греки. У него вдохновение. (2) Состояние: Он голоден. У них веселье. Он в задумчивости. В Италии правительственный кризис. (3) Движение: Камень упал. Птица летит. Он вышел из дома. (4) Восприятие: Я вижу море. Он слышит пение. Его доклад хвалили. (5) Действие: Он вырыл яму. Завод выпускает станки.

активный или пассивный (статальный) признак семантической структуры предложения

семантический субъект, семантический предикат и семантический объект; семантические конкретизаторы – сопутствующие признаки: 1) логические – а) причины – Он оглох от крика; б) условия – при наличии денег…; в) цели – он слелал это ради меня; г) уступки – несмотря на болезнь… 2) ситуативные признаки – а) места (локальный конкретизатор) – В лесу можно заблудиться; б) времени (темпоральный конкретизатор) – Сегодня лил дождь. 3) определительные признаки – а) квалитативный – Он пел превосходно; б) квантитативный – он купил пять книг; в) признак способа и образа действия – Он шел прихрамывая.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: