Речевые механизмы
Понятие речи
Глава 9. Речь
Функции воображения
Воображение выполняет несколько специфических функций:
1. Представление действительности в образах для оперирования ими в процессе мышления.
2. Регулирование эмоциональных состояний. Представление позитивных либо негативных образов может существенно изменить эмоциональное состояние человека. Эта функция часто используется в психотерапевтической работе. Кроме того, с помощью воображения человек может управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Например, человек может с помощью воображения влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела и т.п. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.
3. Участие в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека. Воображаемые образы являются необходимым условием произвольного восприятия, памяти, мышления, речи.
|
|
Речь — исторически сложившаяся в ходе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком.
Речь – это специфически человеческий способ формулирования мыслей с помощью языковых средств. Сложность овладения речью состоит в максимально полном и совершенном овладении знаками языковой структуры.
Речь изучается не только психологией речи, но и психолингвистикой, физиологией речи, лингвистикой, семиотикой и другими науками.
Психологию интересует в первую очередь взаимоотношение речи с мышлением, сознанием, памятью, эмоциями и пр.; при этом очень важны ее особенности, отражающие структуру личности и деятельности.
Центральные управляющие отделы, называемые речевыми, сосредоточенные в левом полушарии головного мозга. Они включают специальные зоны, ответственные за моторные функции речи (моторный центр речи Брока, названный по имени открывшего его французскою хирурга) и сенсорные функции (сенсорный центр речи Вернике, названный в честь открывшего его немецкого нейрохирурга Вернике).
К исполнительным отделам речевого механизма относится артикуляционный отдел, обеспечивающий человеку возможность произносить разнообразные речевые звуки. Он состоит из гортани, гортанной части глотки, ротовой и носовой полости, голосовых связок.
Видовая классификация речевых процессов связана сих модальностью и степенью активности индивида.
Актив | Пассив | |
Зрение | Письмо | Чтение |
Слух | Говорение | Аудирование |
Таб. 2. Виды речевых процессов.
|
|
1) Слушание, или аудирование, речи – является ведущим во всей структуре. С помощью него формируются первые перцептивныe эталоны, позволяющие человеку различать звукокомплексы между собой и соотносить с ними различные объекты окружающего мира.
Длительное вслушивание в разнообразные звуковые обозначения приводит к умению отличать их друг от друга, узнавать, соотносить с ними объекты и явления мира. Конечная цель слушания – это понимание речи даже в условиях помех, частичного искажения, пропусков, появления незнакомых обозначений.
2) Г оворение является наиболее диагностическим речевым процессом, т.к. дает возможность судить личностных и интеллектуальных особенностях человека, а также его возрасте, профессии, происхождении и т.д. Говорение занимает 30% речевого времени и вместе с аудированием на 3/4 закрывает собой все речевые процессы.
3) Из зрительных модальностей речи более распространена ее пассивная форма – чтение. Эта форма относится к поздним, и более того, к факультативным (в слабо развитых обществах может быть поголовная неграмотность). Направленность чтения может быть самой разнообразной – от поверхностного просматривания напечатанных или написанных текстов до углубленного многократного изучения, включающего конспектирование. Чтение – это мощный познавательный процесс, позволяющий самостоятельно усваивать самую разнообразную информацию.
4) Письменная речь слабее всего представлена в общей структуре речевых процессов, так как обилие технических устройств делают сам графический процесс трудоемким, старомодным и непопулярным.