Различные виды речи

Существуют различные виды речи: звуковая речь и речь жестов, письменная и устная, внешняя речь, внутренняя и эгоцентрическая, грамотная и неграмотная, быстрая и медленная, интересная и скучная, выразительная и невыразительная, монологическая и диалогическая, официальная и неофициальная, активная (конструируемую каждый раз заново), и реактивная (цепочка динамических речевых стереотипов. Например, Как дела? – Прекрасно. А у тебя?).

Современная речь является по преимуществу звуковой речью, но и в ней жест играет некоторую роль.

Однако в настоящее время язык жестов (мимика и пантомимика) является лишь как бы аккомпанементом к основному тексту звуковой речи: жест имеет в нашей речи лишь вспомогательное, второстепенное значение.

Письменная и устная речь выполняют обычно разные функции. Устная речь в основном функционирует как разговорная речь в ситуации беседы, письменная речь — как речь деловая, научная, более безличная, предназначенная не для непосредственно присутствующего собеседника. Письменная речь при этом направлена преимущественно на передачу более отвлеченного содержания, в то время как устная, разговорная речь обычно рождается из непосредственного переживания. Отсюда целый ряд различий в построении письменной и устной речи и в средствах, которыми каждая из них пользуется.

В устной речи-беседе в распоряжении собеседников, кроме предметно смыслового содержания, имеется целая гамма выразительных средств, при помощи которых передается то, что не досказано в самом содержании.

В письменной речи, обращенной к отсутствующему или вообще безличному неизвестному читателю, не приходится рассчитывать на то, что содержание речи будет дополнено общими ситуативными переживаниями, порожденными той ситуацией, в которой находился пишущий. Письменная речь требует более систематического, логически связного изложения. В письменной речи все должно быть понятно исключительно из ее собственного смыслового содержания, из ее контекста; письменная речь — это контекстная речь.

Существенно отличны между собой, и притом также по своему отношению к мышлению, внешняя, громкая устная речь и речь внутренняя, которой мы по преимуществу пользуемся, когда формулируем наши мысли.

Выделяются три основных типа внутренней речи:

1) внутреннее проговаривание — «речь про себя», сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная звуков; типична для решения мыслительных задач в затрудненных условиях;

2) собственно внутренняя речь, когда она выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами (код образов и схем, код предметный, значения предметные) и имеет специфическую структуру, отличную от внешней структуры.

3) внутреннее программирование – формирование и закрепление в специфических единицах замысла (типа, программы) речевого высказывания, целого текста и его содержательных частей.

Эгоцентрическая речь – это речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность человека, обычно ребенка. Это одна из форм детской речи, впервые описанная швейцарским психологом Ж.Пиаже. Она наблюдается в возрасте 3-5 лет и к концу дошкольного детства исчезает. Проявляется в том, что дети говорят вслух, как будто ни к кому не обращаясь. Эгоцентрическая речь, по мнению Выготского, переходный этап от внешней речи к внутренней. Иногда при ослабленном само­контроле этот феномен свойствен и взрослым.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: