Происхождение способностей

Происхождение способностей – один из самых сложных вопросов: наследственны ли они или формируются прижизненно.

Ответы на поставленный вопрос очень противоречивы, часто противоположны. И в пользу каждой альтернативы приводятся свои доводы. Основные из них таковы: 1) обычно считается, что доказательством врожденности способностей служитих раннее проявление у ребенка; так, у Моцарта способности обнаружились в три, у Гайдна — в четыре года; 2) о врожденности способностей заключают также на основе повторения их у потомков выдающихся людей; часто приводятся примеры одаренных семей и даже целых династий: Бахов, Дарвинов и др.; 3) бо­лее строгие факты даются исследованиями с применением метода близнецов; корреляция показателей внутри монозиготных пар оказалась очень высокой: 0,7 — 0,8, тогда как в парах сибсов коэффициенты около 0,4 — 0,5; 4) впечатляющие результаты получены в исследованиях на животных с применением метода искусственной селекции; они свидетельствуют о возможности накопления генетической предрасположенности к успешному обучению.

Для обсуждения вопросов о том, как велика роль генотипических предпосылок способностей и насколько успех в их развитии зависит от наследственных задатков, нужно рассмотреть противоположные факты, показывающие действие внешних условий, а также воспитания и обучения. А они таковы:

1) к менее точным, но достаточно впечатляющим результатам относятся результаты деятельности выдающихся педагогов, известно множество случаев, когда в разных областях деятельности вокруг одного учителя возникала большая группа талантливых учеников, по численности и уровню способностей необъяснимая с точки зрения законов статистики;

2) более точные доказательства представляют факты массового развития некоторых специальных способностей в условиях определенных культур; так, звуковысотный слух, основа музыкального слуха, оказывается много менее развитым у испытуемый русской национальности, чем у вьетнамской (здесь нужно заметить, что во вьетнамском языке высота звука несет смыслоразличающую функцию, тогда как в русском языке этого нет); считается, что этот пример показывает фундаментальный вклад условий среды и упражнения в формировании способностей;

3) достаточно убедительны доказательства, полученные в исследованиях на животных с применением метода искусственной селекции; выращивание отобранных поколений «умных» крыс в условиях обедненной впечатлениями среды и поколении «глупых» крыс в условиях обогащенной среды выяснило, что показатели последних, оказались выше.

В итоге можно сделать вывод, что ни один из полярных ответов о происхождении способностей неверен. Мнение о генетической предопределенности способностей по существу говорит о том, что они «появляются» — без процесса развития. Мнение о том, что всему можно научить или научиться, приложив старания, содержит ошибку неразличения увлекательного труда-игры, порождаемого потребностью, и труда-обязанности; нельзя научить человека, если нет его собственной активности, желания и увлеченности.

Итак, существуют природные предпосылки способностей и задатки. Но насколько проявятся задатки, зависит oт условий индивидуального развития. По результатам этого развития невозможно сказать, каков был вклад задатка; способов определения меры участия генотипического фактора пока тоже нет. Становление и развитие способностей, видимо, связано с прохождением ребенка через различные сенситивные периоды с возможным научением в эти периоды по типузапечатления. Неотъемлемая компонента способностей — повышенная мотивация, обеспечивающая интенсивную и одновременно естественно организующуюся деятельность, необходимую для развития способностей.

Неблагоприятные условия для развития способностей могут быть различны — и обедненная среда, и неблагоприятные общие условия воспитания, и неправильное обращение с мотивацией.

Очень остро стоит проблемавыявления механизмов формирования и развития способностей. Тонкие механизмы этого еще не известны, но некоторые сведения имеются.

Прежде всего это — данные о сенситивных периодах формирования функций. Применительно специальных способностей можно предположить, чтоих функциональные структуры тоже имеют свои сенситивные периоды.

Еще один вопрос, непосредственно связанный с развитием способностей, — особенности мотивации. Одаренные дети обнаруживают сильную тягу к занятиям той деятельностью, к которой они способны, и могут изо дня в день часами заниматься ею, не уставая и как бы вовсе не напрягаясь. Для них это — одновременно труд и игра. Вокруг этих занятий концентрируются все их интересы. Трудно определить, как здесь связаны высокие достижения и эмоциональная увлеченность, что здесь причина и следствие. Видимо, оба фактора взаимосвязаны и взаимоусиливаются.

Неблагоприятные условия для развития способностей могут быть различны: обедненная среда вызывает нехватку внешних впечатлений; неблагоприятные общие условия воспитания — трату ребенком энергии на неконструктивные переживания; неправильное обращение с мотивацией, вроде излишнего принуждения, — погасить спонтанную активность ребенка, "засушить" способность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: