Материалы к лекции № 2

Дополнительная

1. Биркенбиль Ф.В. Коммуникативный тренинг: Наука общения для всех. / пер. с нем. Н. Чупеева. - М.,: ФАИР- ПРЕСС, 2002.
2. Битянова Н.Р. Психология личностного роста.- М: Международная педагогическая академия, 1995.
3. Игры обучение, тренинг, досуг. / Под ред В.В. Петрусинского. - М.: Новая школа, 1994.
4. Ковалев Г.А., Коряк Н.М, Петровская Л.А. Проблемы активного социального обучения. - Вопросы психологии, 1982, № 5 с. 166-167.
5. Ковальчук Г.А., Петровская Проблема группового тренинга в зарубежной психологии. - Вопросы психологии, 1982 №2 с. 140-146.
6. Козьяков Р.В. Упражнения для развития компетентности в общении. -Тула, 2000
7. Клюева Н.В. Технологии работы психолога с учителем., 2000.
8. Лингарт И. Перлаки И. Модель активного социального учения. - Вопросы психологии, 1977. - № 6, с.30-39
9. Лоос В.Г. Об Активных методах в психологической подготовке руководителей и педагогов (методические вопросы). - Психологический журнал., 1982, т. 3, №5 с. 73-81.
10. Методы социальной психологии. / Под ред. Кузьмина Е.С., Семенова В.Е. - Л., 1997.
11. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. - М., 1991.
12. Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании (психологические упражнения и коррекционные программы). -М., 1992

Тема: «Развитие представлений о материи, движении, пространстве, времени»

Основные понятия и термины:

Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен): проблема поиска первоначала. Атомистический материализм Левкиппа и Демокрита. Учение Аристотеля о 4 причинах и первоначалах всего сущего. Гераклит: идея безостановочной изменчивости вещей. Механическая картина мира: единственная форма материи – вещество, состоящее из дискретных корпускул. Материальная точка — основная абстракция классической механики. Описание механического движения материальной точки: координаты, скорость, траектория. Лапласовский детерминизм. Электромагнитная картина мира: две формы материи — вещество и непрерывное электромагнитное поле. Волна как распространяющееся возмущение физического поля. Длина волны. Спектр электромагнитных волн. Волновые процессы: интерференция и дифракция. Эффект Доплера: зависимость измеряемой длины волны от взаимного движения наблюдателя и источника волн. Концепции близкодействия и дальнодействия. Абсолютные пространство и время Ньютона. Современная научная картина мира: формы материи — вещество, физическое поле, физический вакуум.

Вопросы на семинар для самостоятельной работы:

1. Как отвечали на вопрос «Из чего все?» натурфилософы древности и ученые, которые являлись представителями классического естествознания?

2. Опишите основные особенности модели корпускулы.

3. Опишите основные особенности модели континуума.

4. Явления дифракции и интерференции как проявление волнового характера движения объекта.

5. Каковы причины движения и его изменения по представлениям натурфилософов древности; ученых классического естествознания?

6. Содержание законов И.Ньютона.

7. Каковы причины взаимодействия объектов природы по представлениям классического описания? Влияет ли наличие одного взаимодействия на возможность реализации другого? Какими свойствами должны обладать объекты, чтобы была возможность участвовать в этих взаимодействиях?

8. Каковы возможные механизмы передачи взаимодействия?

9. Опишите особенности гравитационного взаимодействия. Закон всемирного тяготения И.Ньютона.

10. Абсолютное пространство и абсолютное время И.Ньютона. Обратимость механических процессов.

11. Опишите особенности электромагнитного взаимодействия. В чем суть уравнений Дж.Максвелла?

12. Свойства электромагнитного поля. Шкала электромагнитных волн.

13. Что понимают под детерминистической картиной мира? Есть ли место случайности в классическом естествознании? «Лапласовский детерминизм».

Литература:

  1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М. 2008.
  2. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 2009. (есть в сети)

Посмотрите фильм:

«Из чего состоит наш мир?» (ВВС: «История науки», 2/6. 2010) https://www.youtube.com/watch?v=ob4uwBHkQNc

(Можно скачать здесь: https://narod.ru/disk/61470770001.8d23db02e10dd13497bfe622af40c690/%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F%20%D0%9D%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B8_2_%D0%98%D0%B7%20%D1%87%D0%B5%D0%B3%D0%BE%20%D0%A1%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B8%D1%82%20%D0%BD%D0%B0%D1%88%20%D0%9C%D0%B8%D1%80.avi.html)

Постарайтесь выделить основные вехи в истории науки и ответить на вопрос:

Какие представления о материи были характерны для каждой эпохи?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: