В связи с изменениями в общественном и государственном строе возникает необходимость внесения изменений в конституции. Если конституция относится к категории гибких, то ее изменение достигается путем принятия обычного закона.
Вопрос о внесении изменений в жесткую конституцию решается в зависимости от предусмотренного ею способа ее изменения.
Предложения о внесении поправок могут вносить:
· глава государства;
· правительство;
· группа депутатов парламента, например, в Турции – 1/3 от состава парламента;
· в федеративном государстве определенное число субъектов федерации – в Бразилии – ½ штатов.
Поправки в конституцию вносятся:
· на основании итогов референдума;
· по решению созванного для их принятия учредительного собрания;
· по решению парламента.
Принятие поправок к жестким конституциям осуществляется квалифицированным большинством, если парламент двухпалатный, в каждой из палат (в Нидерландах и Австрии это 2/3 от общего числа депутатов, в Испании – 3/5), либо на совместном заседании двух палат (во Франции – 3/5). При этом первое решение не во всех странах является окончательным, поскольку по конституции требуется второй вотум парламента через определенный срок после первого (в Греции – не ранее чем через 1 месяц, в Италии – через 3 месяца.)
|
|
В Бельгии, Финляндии второй вотум допускается только после избрания парламента нового созыва.
В Дании, Египте, Швейцарии и других странах решение парламента выносится для утверждения на референдум.
В ряде федеративных государств решение парламента о поправках к конституции должно быть утверждено большинством субъектов Федерации (в США ¾).
Согласно Конституциям Индии, Болгарии и других стран некоторые их положения могут быть изменены в обычном порядке, т.е. не квалифицированным, а простым большинством.
В большинстве стран конституции имеют нормы запрещающие пересматривать конкретные положения, например в Германии – это принципы правового, демократического и федеративного государства. В Бразилии, Греции, Португалии запрещается изменение конституции в течение 5 лет со дня принятия. В Испании и других странах не допускается изменение конституции в период чрезвычайного положения.
Пересмотры конституции бывают полные и частичные.
Особенно важны полные пересмотры, проводимые на основе положений действующего основного закона. Значение института полного пересмотра конституции крайне велико, поскольку он позволяет легитимно ввести новую конституцию с новыми параметрами при изменении соотношения политических сил.
Полный пересмотр возможен двумя путями:
· первый – это принятие новой конституции в соответствии с правилами прежней конституции. Так принята Конституция Швейцарии 1999 года;
· второй путь – принятие новой редакции конституции при сохранении ее прежней даты.
Пример этого пути пересмотр Конституции Нидерландов 1815 года в 1983 году.
Порядок принятия новой конституции нами уже рассмотрен, принятие же новой редакции конституции практически аналогично порядку принятия новой конституции.