Гражданское и смежные с ним отрасли права

Гражданское право Монголии в его современном европейском понимании возникло только после победы Народной революции 1921 г.

Согласно Конституции 1924 г. земля, ее недра, леса, воды и их богатства объявлялись исключительной собственностью государства; полностью ликвидировалась задолженность как государства, так и частных лиц иностранным капиталистам; провозглашались необходимость введения государственной монополии внешней торговли, равноправие трудящихся, а также право организации народными массами союзов, кооперативов и т.п.; не допускалось использование отдельными лицами или группами лиц своих прав во вред интересам государства.

В развитие этих конституционных положений были изданы первые гражданские законы, а начиная с 1927 г. отдельными частями был принят Свод гражданских законов. В основу Свода были положены новые производственные отношения, складывающиеся в стране. Вместе с тем в нем учитывалось и наличие остатков феодализма.

Свод гражданских законов состоял из 10 глав: об опеке (глава I); о наследовании (глава II); об органах регистрации актов гражданского состояния и порядке регистрации этих актов (глава III, в этой же главе содержались нормы семейного права); о лицах (глава IV); о вещах (глава V); о давности (глава VI); о залоге (глава VII); об обязательственном праве (главы VIII-X). Провозглашалась равная имущественная правоспособность граждан независимо от их пола, национальности и вероисповедания (ст.80). Для государства были установлены некоторые преимущества по сравнению с другими участниками экономического оборота; земля и другое имущество, изъятое из частного оборота, а также собственность казны не могли быть приобретены частными лицами по давности владения. В нормах Свода гражданских законов нашла отражение политика ограничения "эксплуататорских" классов. Был установлен, в частности, разрешительный порядок возникновения частнокапиталистических юридических лиц (ст.87). Если деятельность таких лиц противоречила законам или наносила ущерб государству, они подлежали немедленной ликвидации (ст.88). Признавались недействительными договоры противозаконные, а также противоречащие общественному порядку и общественным нравам, направленные на обход закона, явный ущерб интересам населения и государственной казны (ст. 191), а также заключенные торговцами с целью повышения цен на предметы первой необходимости "без особых на то уважительных причин" (ст. 192).

Конституция 1940 г. закрепила исключительную собственность государства на основные богатства и средства производства, круг объектов которых был значительно расширен по сравнению с Конституцией 1924 г., социалистическую собственность кооперативных и иных общественных организаций и личную собственность граждан.

Дальнейшее развитие социалистическое гражданское право Монголии получило в Гражданском кодексе МНР, принятом 27 мая 1952 г. указом Президиума Великого народного хурала МНР. Этот Кодекс состоял из 319 статей, регулирующих имущественные и некоторые неимущественные отношения участников экономического оборота. Помимо общей части, разделов вещного права и обязательственного права он содержит также постановления об авторском праве, праве на изобретение и наследственном праве. Не включаются в Кодекс нормы, регулирующие отношения, возникающие из пользования землей, пастбищными и сенокосными угодьями, отношения по найму рабочей силы и семейные отношения. Кроме того, в Кодекс не вошли нормы относительно споров, подлежащих разрешению в государственном арбитраже (ст.43 ГК), т.е. нормы, регулирующие основной круг отношений между государственными учреждениями и предприятиями, в частности отношения, возникающие из договора поставки. Эти отношения стали предметом ряда специально изданных законов и постановлений.

Абсолютное большинство положений монгольского гражданского права по ГК 1952 г. копировало соответствующие положения советского гражданского права (ГК РСФСР 1922 г. с последующими изменениями). Вещное право включало право не только собственности, но также застройки и залог имущества. Вслед за Конституцией ГК 1952 г. устанавливал три формы собственности: государственную, кооперативных и других общественных организаций, личную собственность граждан. Вся земля была национализирована и принадлежала государству.

Как и в других бывших социалистических государствах, гражданское право Монголии претерпело кардинальные изменения в связи со сменой общественно-политического строя в начале 1990-х гг.

Согласно Конституции 1992 г. государство признает любые формы общественной и частной собственности и защищает права собственности в законодательном порядке (п.2 ст.5). Экономика Монголии носит многоукладный характер (п.1 ст.5). Скот признается национальным достоянием и находится под защитой государства (п.5 ст.5).

Новый Гражданский кодекс Монголии принят в 1994 и вступил в силу 1 января 1995 г. По своей структуре и концептуальному содержанию он представляет собой сильно сокращенный вариант нового ГК РФ. В монгольском ГК всего 436 статей, разделенных на 7 частей: Общие положения (ч. I); Право собственности (ч. II); Общие положения об обязательствах (ч. III); Договорные обязательства (ч. IV); Внедоговорные обязательства (ч.V); Право наследования (ч.VI); Международное частное право (ч.VII).

Определенным своеобразием отличается классификация форм собственности. Статья 74 устанавливает общее деление собственности на частную и публичную. К публичной относится государственная собственность (ст.143), местная собственность (ст.144), собственность публичных организаций (ст.145), собственность религиозных организаций (ст.146). В отдельную главу также выделена собственность иностранных граждан, юридических лиц, иностранных государственных и международных организаций.

Поскольку ГК 1994 г. содержит крайне скупые нормы о коммерческих организациях, соответствующие отношения регулируются отдельными законами. Первым крупным актом, направленным на создание правовой базы для рыночных отношений, стал Закон о предпринимательских структурах 1991 г., основанный на Законе о хозяйственных обществах Венгрии 1988 г. В дальнейшем его заменил Закон о хозяйственных обществах и товариществах 1995 г. Последний предусматривает четыре организационно-правовые формы: полное и коммандитное товарищества, общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество.

В 1991 г. приняты законы о банковском деле, о банкротстве, о защите потребителей, в 1993 г. - законы об авторском праве, о недобросовестной конкуренции, Патентный закон, в 1995 г. - законы о ценных бумагах, об унитарном предприятии, о кооперативах. Деятельность иностранных инвесторов регулируется Законом об иностранных инвестициях 1993 г.

Как и в других бывших социалистических странах, одним из главных направлений экономических реформ в Монголии является передача государственных предприятий в частные руки. Программа приватизации началась в октябре 1991 г. с бесплатной выдачи приватизационных чеков (ваучеров) всем монголам. На втором этапе приватизации предприятия (пакеты акций) стали продаваться за наличные средства.

Особо важное значение в Монголии как преимущественно аграрной стране придается регулированию земельных отношений. Согласно Конституции 1992 г. земля, ее недра, леса, воды, фауна и другие природные богатства в Монголии принадлежат только народу и находятся под защитой государства (п.1 ст.6). Землю, за исключением пастбищ, земельных участков общественного и специального использования, можно передавать в собственность только гражданам Монголии. Гражданам запрещается продажа, коммерческая реализация, дарение и сдача земли в залог, передача ее во владение иностранцам и лицам без гражданства. Запрещена передача земли другим лицам во владение и пользование без санкции государственных органов (п.3 ст.6). Государство может накладывать на собственников земли соответствующие обязательства (исходя из государственных интересов), заменять или изымать землю с соразмерной компенсацией, а также конфисковать ее в случае использования земли во вред здоровью людей, природе, интересам государственной безопасности (п.4 ст.6).

Земельный закон Монголии 1994 г. регулирует владение и пользование землей, а также охрану земельных ресурсов. Согласно этому акту монгольские граждане и организации могут получать в аренду государственную землю сроком на 60 лет с последующим продлением аренды еще на 40 лет. Однако первоначальный срок аренды обрабатываемых земель не может превышать 25 лет. Арендное право передается по наследству.

Определенным реформам в Монголии в 1990-е гг. подверглось трудовое право, которое адаптируется к рыночным отношениям при сохранении высокого уровня гарантий трудовых прав (Трудовой закон 1991 г.). Конституция (п.4 ст.16) закрепляет право на свободный выбор профессии, обеспечение благоприятных условий труда, получение заработной платы, отдых. Не допускается принудительное привлечение к труду кого бы то ни было в обход закона. С начала 1990-х гг. в Монголии действуют свободные профсоюзы.

Уголовное право и процесс.

Первый УК Монголии был принят в октябре 1926 г. и состоял из 227 статей. Уже в 1929 г. его заменил новый УК, модифицированные нормы которого отражали обострение политической борьбы в стране (начало массовых "чисток" и репрессий). Третий УК 1934 г. увеличил число "контрреволюционных" преступлений и включал новую главу о воинских преступлениях. В 1942 г. он был заменен очередным УК, действовавшим с многочисленными изменениями до 31 января 1961 г., когда вступил в силу последний социалистический Уголовный кодекс МНР. По своему содержанию (включая структуру, перечень видов наказания, формулировки составов преступлений) он немногим отличался от ГК РСФСР 1961 г.

За 25 лет в УК МНР 1961 г. было внесено более 100 дополнений и изменений. Несмотря на это с 1 июля 1987 г. введена в действие новая редакция УК. В особенную часть были включены две новые главы: "Преступления против охраны природы и ее богатств" и "Преступления против безопасности движения". Изменения, внесенные в УК по вопросам уголовного наказания, усилили ответственность за тяжкие преступления и рецидив, одновременно смягчив ответственность за преступления, совершенные впервые или по неосторожности.

В период демократических преобразований 1990-х гг. в УК Монголии были внесены новые существенные коррективы. Декриминализированы многие деяния, направленные против социалистического строя, идеологии и господствовавших в МНР социально-экономических отношений. В то же время появилось значительное количество новых составов, направленных против неизвестных ранее видов преступлений, в частности, характерных для рыночной экономики. Среди видов наказания в Монголии сохраняется смертная казнь, которая может быть назначена только совершеннолетним мужчинам.

Уголовный процесс в Монголии до конца 1980-х гг. почти ничем не отличался от советского уголовного процесса. С началом демократических преобразований провозглашен курс на переход от инквизиционного процесса к состязательному, в уголовно-процессуальное законодательство включен целый ряд новых демократических норм и институтов, соответствующих международным стандартам. Несмотря на это уголовный процесс в Монголии все еще носит обвинительный характер, состязательность и равноправие сторон не обеспечиваются.

Конституция 1992 г., вопреки преобладающей в мире практике, не закрепила принципа судебного контроля над арестами. Для содержания под стражей по-прежнему достаточно санкции прокурора. В то же время Основной закон (п.14 ст.16) гарантирует гражданам право обжаловать в судебном порядке нарушения их прав и свобод, провозглашенных в Конституции, международных договорах; право не давать показаний против себя, членов своей семьи, родителей и детей; право на адвокатскую защиту, юридическую помощь, проверку доказательств, справедливый суд, личное участие в судебном заседании, кассационную жалобу и ходатайство о помиловании. Запрещается оказывать давление и применять силу, чтобы получить показания против себя самого. Согласно УПК любое лицо имеет право на адвоката с момента задержания, ареста или предъявления обвинения.

Судебная система. Органы контроля.

Согласно Конституции (ст.47) судебную власть в Монголии осуществляет исключительно суд. Ни при каких обстоятельствах не разрешается создавать суды вне закона и осуществлять судебную власть другим органам.

Судебная система включает Верховный суд, суды столицы и аймаков, сомонные и межсомонные, окружные суды. Суды могут быть созданы по уголовным, гражданским, административным и другим видам судопроизводства. Деятельность судов и их решения находятся под надзором Верховного суда.

Верховный суд Монголии является высшим судебным органом и имеет следующие полномочия:

1) осуществляет проверку и принимает решение на первом этапе рассмотрения уголовных дел и правовых споров, подпадающих под статью закона;

2) осуществляет кассационно-ревизионный контроль за решением судов нижних инстанций;

3) осуществляет надзор за переданными Конституционным судом и генеральным прокурором вопросами, касающимися защиты законов и законных прав и свобод человека;

4) дает официальное толкование всех законов, кроме Конституции;

5) принимает решения по другим вопросам в соответствии с предоставленным законом правом.

Решения Верховного суда являются окончательными. Если решение Верховного суда противоречит закону, то его отменяет он сам. Если разъяснение Верховного суда противоречит закону, то необходимо придерживаться закона. Верховный суд, равно как и все другие суды, не имеет права применять законы, не соответствующие Конституции или официально неопубликованные.

Верховный суд состоит из генерального судьи и судей. Генерального судью сроком на 6 лет назначает Президент по предложению Верховного суда и из его членов. Судьи Верховного суда назначаются Президентом по представлению Генерального судебного совета Великому государственному хуралу. Другие судьи - Президентом по предложению Генерального судебного совета.

Суды аймаков и столицы рассматривают по первой инстанции тяжкие уголовные преступления и крупные гражданские споры. Они также рассматривают жалобы на решения сомонных, межсомонных и окружных судов.

Судами первой инстанции являются суды сомонные, межсомонные и окружные; они рассматривают нетяжкие уголовные преступления и гражданские споры до определенной суммы иска.

В социалистический период в Монголии действовали также военные и железнодорожные суды и государственные арбитражи для рассмотрения споров между предприятиями.

Судьи судов всех инстанций несменяемы, они не могут быть уволены, кроме как на основании положений Конституции и законов о суде, по полномочному решению суда или по своей просьбе. Прежде, в социалистический период, все судьи назначались на определенный срок.

В целях обеспечения независимости и самостоятельности судей действует Генеральный судебный совет, который, не участвуя в судебной деятельности, занимается подбором судей из числа юристов, защитой интересов судей, обеспечивает условия самостоятельной деятельности судов. В Генеральный судебный совет входят 12 членов: генеральный судья; генеральный прокурор; министр юстиции; секретарь, назначенный Президентом. По два члена назначаются Верховным судом и парламентом, еще по двое представляют суды аймаков и столицы и суды первой инстанции.

В судах всех инстанций дела и споры рассматриваются и разрешаются в соответствии с принципом коллегиальности. Судья может самостоятельно решить некоторые дела, особо обозначенные в законе. В рассмотрении дел и споров судами первой инстанции, согласно порядку, предусмотренному законом, участвуют представители граждан.

В соответствии с Конституцией (ст.56) прокурор осуществляет надзор за регистрацией, расследованием дела, отбыванием наказания, от имени государства принимает участие в судебном заседании. Генеральный прокурор страны и его заместители по согласованию с ВГХ назначаются Президентом сроком на 6лет.

Суд конституционного надзора Монголии, согласно ст.64 Конституции, является полноправным органом, осуществляющим высший контроль за соблюдением Конституции. Он состоит из 9 членов. Трое из них по предложению ВГХ, трое - по предложению Президента, трое - по предложению Верховного суда назначаются на эти должности ВГХ сроком на 6 лет. Председателем Суда конституционного надзора выбирают сроком на 3 года одного из его членов, получившего большинство голосов членов суда. Он может быть переизбран один раз.

Суд конституционного надзора разрешает споры, касающиеся нарушения Конституции, в соответствии с заявлениями и сообщениями граждан, по своей инициативе, по просьбе ВГХ, Президента, Премьер-министра, Верховного суда, генерального прокурора.

Суд конституционного надзора представляет ВГХ заключения по нижеследующим спорным вопросам:

1) соответствие законов, указов, решений ВГХ и Президента, в том числе решений Правительства, международных договоров Монголии Конституции страны;

2) соответствие Конституции решений Центральных избирательных органов по выборам членов в ВГХ, Президента, решений по проведению всенародных референдумов;

3) наличие или отсутствие нарушения закона со стороны Президента, Председателя ВГХ, его членов, Премьер-министра, члена Правительства, генерального судьи Верховного суда, генерального прокурора;

4) наличие или отсутствие оснований для отставки Президента, председателя ВГХ, Премьер-министра, для отзыва члена ВГХ.

Если ВГХ не принимает вышеуказанного заключения, Суд конституционного надзора рассматривает его повторно и принимает окончательное решение.

Если закон, указ, другие акты ВГХ и Президента, а также решения Правительства, международные договоры Монголии не соответствуют Конституции, то по решению Суда конституционного надзора эти акты признаются недействительными. Решение Суда конституционного надзора вступает в силу сразу же после его принятия.

В заключении, говоря об особенностях и значении Конституции Монголии для национального государственного строительства целесообразно выделить следующие характерные критерии:

1. Конституция - основной источник конституционного (государственного) права и системы права Монголии. В Конституции устанавливаются принципы и правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для всех отраслей права, в которых развиваются, детализируются, конкретизируются положения конституционных норм, закрепляется механизм их реализации. Конституция регулирует наиболее важные общественные отношения, способствует согласованности всего правового регулирования и систематизации Монгольского права.

2. Конституция Монголии обладает высшей юридической силой по сравнению с другими правовыми актами. Все нормы и институты текущего законодательства должны соответствовать нормам и принципам, закрепленным в Конституции.

В случае возникновения противоречий, коллизий между нормами конституции и иного правового акта, они разрешаются на основе принципа верховенства основного закона. Идея высшей юридической силы конституции имеет большое практическое значение, она служит установлению единых начал законодательства, развитию единства права в целом, укреплению законности и правопорядка в обществе.

3. Конституция принимается народом или от имени народа Великим Государственным Хуралом Монголии. В Конституции 1992 года наиболее последовательно, по сравнению со всеми предшествующими, отражен данный признак.

4. В демократическом государстве, каковым является Монголия, народ является носителем суверенитета и единственным источником власти. Действующая конституция Монголии имеет учредительный характер, который проявляется в принципиальных положениях: провозглашении Монголии демократическим и правовым государством с республиканской формой правления, закреплении разделения властей, утверждении конституционных основ создания и деятельности парламента - Великого Государственного Хурала Монголии.

Сущность действующей Конституции Монголии выражается в закреплении правового баланса экономических, политических, социальных и культурных интересов различных социальных групп и слоев Монголии. В реальной жизни не всегда достигается такого рода баланс. Для того чтобы демократические нормы и принципы Конституции Монголии не остались черными буквами на белой бумаге, необходимо создать механизмы реализации их предписаний, обеспечить соответствие Конституции законов, нормативных актов Президента Монголии, Великого Государственного Хурала Монголии, Правительства, норм, принимаемых на уровне административно-территориальных единиц.

5. Конституция Монголии - это результат сплава исторического и современного опыта, сочетание идей конституционного строительства ряда стран Запада, России, Китая и, безусловно, собственного, национального.

6. На основе анализа информации об общественно-политической ситуации в стране, то есть путем сопоставления юридической и фактической конституции, можно сделать вывод о том, что конституция Монголии обладает высокой степенью реальности.

По сравнению с предыдущими, существовавшими в истории, правовыми актами аналогичного значения действующая Конституция Монголии должна быть признана значительно более прогрессивной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: