Виды налоговых проверок. В первую очередь в зависимости от формы проведения различают камеральные и выездные налоговые проверки. Проверки могут носить, плановый или внеплановый характер, предусматривать встречный контроль или проводиться без такового.
Камеральная налоговая проверка — форма налоговой проверки, не предусматривающая выхода сотрудников налоговых инспекций непосредственно па объекты. Проверка осуществляется в налоговом органе на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов, имеющихся у налоговой службы. Она проводится уполномоченными должностными лицами в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа.
Срок проведения камеральной налоговой проверки ограничен тремя месяцами со дня представления налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. При проведении контроля налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
С 1 января 2007 г. круг документов, которые может потребовать налоговая служба у организации в рамках проверки ее отчетности, ограничен. Дополнительные сведения и документы должны быть представлены лишь в установленных случаях. В частности, это документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговые льготы, а также обосновывающие правомерность налоговых вычетов но НДС.
В ходе камеральной проверки о выявленных ошибках в заполнении документов или противоречивых сведениях, содержащихся в представленных документах, сообщают налогоплательщику с требованием представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. Если проверкой выявлены суммы доплат по налогам, то налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени. По результатам камеральной проверки и анализа бухгалтерской отчетности в налоговом органе составляется акт, согласно которому может быть выявлена необходимость проведения последующей документальной проверки.
Выездная налоговая проверка — форма налоговой проверки, осуществляемой уполномоченными должностными лицами налоговых органов непосредственно на предприятиях и в организациях. Основанием для ее проведения является решение руководителя налогового органа. Предмет проверки - правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. Нельзя проводить две и более проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период. Как правило, запрещается в отношении одного налогоплательщика проводить более двух проверок в течение календарного года.
Выездная налоговая проверка охватывает период, не превышающий грех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении.
Установлена продолжительность проверки — не более двух месяцев. По определенным основаниям этот срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев. Срок выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. По некоторым основаниям (истребование документов, проведение экспертиз, перевод на русский язык документов) возможно приостановление проверки, но на срок не более шести месяцев. Проверка структурных подразделений. В рамках выездной налоговой проверки допускается обследование деятельности филиалов и представительств налогоплательщика. Также налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную проверку этих подразделений по правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и местных налогов. В этом случае срок проверки — не более одного месяца.
Законодательством допускается повторная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период. Она может проводиться:
1) вышестоящим налоговым органом — в порядке контроля деятельности ранее проверяющего органа;
2) тем же налоговым органом на основании решения его руководителя - в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.
В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку и вручить ее налогоплательщику. В случае уклонения от получения справки она направляется заказным письмом по почте.
Заранее, до начала проверки, вырабатывается конкретная концепции (цель) предстоящей проверки.
С учетом ряда факторов (вид предприятия, характер его деятельности, данные материалов предыдущей проверки, наличие сигналов о нарушении налогового законодательства и др.), а также па основе выработанной концепции создается и утверждается программа проведения документальной проверки.
Обычно при документальной проверке проверяют правильность: а) отражения в учете различного вида доходов и расходов; б) исчисления налоговых платежей (НДС, акцизы, налог на имущество организаций и т. д.); в) пользования льготами по всем проверяемым налогам; г) определения налогооблагаемой прибыли и составления расчета по налогу на прибыль. Кроме того, выявляется верность исчисления и полнота перечисления в бюджеты различных уровней доходов от приватизации, дивидендов по принадлежащим государству акциям, арендной платы от сдачи в аренду государственной собственности.
В ходе проверки уполномоченные должностные лица налоговых органов могут проводить не только инвентаризацию имущества, осмотр (обследование) помещений и территорий, но и проводить изъятие документов у налогоплательщика, экспертизу. Для изъятия документов необходимо наличие у проверяющих лиц достаточных на то оснований. Экспертиза проводится в случае, если для решения вопросов требуются специальные знания в науке, технике, искусстве и назначается постановлением должностного лица налогового органа. Эксперт дает заключение от своего имени в письменной форме.
Привлечение свидетелей, которым могут быть известны те или иные обстоятельства, важные для осуществления налогового контроля, также возможно: Кроме того, в ходе проверки могут быть использованы специалисты, переводчики, понятые для совершения ими процессуальных действий (осмотр помещений, выемка документов и т. д.).
Достоверность фактов хозяйственной жизни предприятия устанавливается двояко:
1) путем формальной и арифметической проверки, когда проверяющие не только удостоверяются в правильности заполнения всех реквизитов документов, но и определяют правильность подсчетов в них;
2) путем сверки учетных данных предприятия с соответствующими учетными данными предприятия-контрагента.
Порядок оформления результатов проверок
При проведении действий но осуществлению налогового контроля составляются протоколы. Общие требования, предъявляемые к данному виду документа, приведены в ст. 99 Кодекса.
В случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа составляется акт по установленной форме в течение 10 дней после ее окончания (ст. 100 Кодекса, в ред. Закона от 27.07:2006 г. № 137-ФЗ).
Результаты выездной налоговой проверки также оформляются актом не позднее двух месяцев со дня составления справки и на основании ее данных (ст. 100 Кодекса). Форма и требования к составлению акта устанавливаются налоговыми службами.
В акте налоговой проверки указываются, в частности: документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, если они имели место; выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений; ссылки на статьи Кодекса, предусматривающие соответствующую ответственность.
Акт должен быть подписан сторонами. В случае отказа налогоплательщика от подписи проверяющим инспектором в акте делается соответствующая отметка.
Акт налоговой проверки передается руководителю организации-налогоплательщика либо индивидуальному предпринимателю (под расписку, пересылается по почте заказным письмом).
Если налогоплательщик не согласен с положениями акта налоговой проверки, то он должен в течение 15 дней со дня получения акта представить в налоговый орган письменное объяснение (разъяснить мотивы отказа подписать акт; дать возражения по акту в целом или по отдельным его частям; приложить необходимые с его точки зрения документы).
Материалы проверки рассматриваются руководителем налогового органа или его заместителем. Налогоплательщик заранее извещается о времени и месте рассмотрения материалов проверки. В случае неявки проверяемого производство по делу не приостанавливается.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки выносится решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении: Копия его вручается лицу (представителю) под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения. По выявленным нарушениям, за которые физические лица или должностные лица организаций подлежат привлечению к административной ответственности, составляется протокол об административном правонарушении (ст. 101 Кодекса, в ред. Закона от 27.07.2006 г. № 137-ФЗ).
В соответствии со ст. 101.3 Кодекса решение о привлечении к ответственности подлежит исполнению со дня его вступления в силу. Обращение решения к исполнению возлагается на налоговый орган. На основании решения, вступившего в силу, лицу направляется требование об уплате налога (сбора), соответствующих пеней, а также штрафа.