Государственный строй Италии в последней трети XIX - начале XX столетия

Литература

  1. Маныкин А.С. Новая и новейшая история стран Западной Европы и Америки. – М.: Слово; Эксмо, 2004.
  2. Новая история стран Европы и Америки. 1870-1918 / Под ред. И.В. Григорьевой. – М.: МГУ, 2001
  3. Новая история стран Европы и Америки: Учеб. для вузов / Под ред. И.М. Кривогуза. – М.: Дрофа, 2003.
  4. Пономарев М.В., Смирнова С.Ю. Новая и новейшая история стран Европы и Америки: Практическое пособие: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений: В 3 ч. – М.: Владос, 2000.

Создание Итальянского королевства в 1861 г. явилось важным этапом растянувшихся почти на столетие битв за национальную независимость и объединение страны. Однако потребовалось еще почти десять лет для завершения Рисорджименто. В 1866 г. в ходе австро-прусской войны Италия, выступив на стороне Пруссии, обрела Венецианскую область — последний форпост австрийского влияния на Апеннинском полуострове. В 1870 г., когда из-за франко-германской войны ослабло давление европейских держав на итальянские дела, осуществилась мечта патриотов Италии — были освобождены Папская область и Рим от светской власти папы Пия IX. Они были присоединены к Итальянскому королевству, и в Рим была перенесена его столица.

Поскольку на завершающем этапе Рисорджименто умеренно-либеральным кругам удалось взять верх над демократами и республиканскими силами, объединение Италии произошло вокруг Пьемонта и правившей там Савойской династии, а король Пьемонта Виктор Эммануил II стал итальянским королем. Он сохранял широкие властные полномочия: определял состав и курс правительства, осуществлял руководство вооруженными силами, внешней политикой. Вокруг короля и королевского клана группировалась «партия двора», куда входили представители знатных дворянских родов, высшее офицерство и видные сановники, склонявшиеся к сохранению прежних монархических устоев. Однако власть короля была ограничена Конституцией – Статутом, действовавшим с 1848 г. в Пьемонте, а с 1861 г. – во всем королевстве. В Италии признавались такие важные гражданские права и свободы, как неприкосновенность личности и жилища, частной собственности, свобода печати, собраний, ассоциаций. Упразднялся ряд сословных привилегий.

Согласно Статуту в стране функционировал двухпалатный парламент. Члены верхней палаты парламента — сената — назначались королем пожизненно; в нем были широко представлены знать, генералитет, чиновничество, духовенство, видные деятели культуры. Нижняя палата — палата депутатов — была выборной. На первых порах вес и авторитет парламента были невелики, но он способствовал консолидации политических сил и формированию политических партий.

Важная роль в стране принадлежала католической церкви и ее всемирному центру – папству. В 1871 г. в Италии был принят закон «О гарантиях прерогатив папы и святого престола и о взаимоотношениях государства и церкви». Особа папы объявлялась священной и неприкосновенной. Ему предоставлялась полная свобода в осуществлении духовных функций, в интерпретации религиозных вопросов, признавалось право на дипломатические отношения с другими государствами. Владения папы были ограничены Ватиканским и Латеранским дворцами в Риме и загородной виллой (в 1929 г. получили название государства Ватикан). Но это не исключило острейшей конфронтации между государством и Ватиканом. Папа Пий IX отказался признать светскую власть Савойской монархии, наложив запрет на участие католиков в политической жизни страны, в том числе в парламентских выборах и объявил себя узником Ватикана. Это способствовало сохранению антигосударственных настроений в широких слоях католиков и подогревало антиклерикальные воззрения в правящих либерально-конституционных кругах и в демократических организациях. На почве антиклерикализма возрос роль масонских организаций в политической жизни страны.

2. Внутренняя и внешняя политика «Правой» (1861-1876).

Первые полтора десятилетия существования единого королевства у власти находились умеренно-либеральные круги — так называемая «Правая», выражавшая интересы обуржуазившегося дворянства, а также богатой торгово-финансовой и промышленной буржуазии более развитого в экономическом отношении Севера (Пьемонт, Ломбардия). На плечи сменявших друг друга правительств «Правой» (десять за 1861 - 1876 гг.) легло решение гигантской задачи — унификация административной, финансово-кредитной, налоговой, судебной систем и иных сфер государственной деятельности, обеспечение единства весьма неоднородных по уровню социально-экономического развития, политическим традициям и историческому опыту регионов страны, еще недавно бывших отдельными государствами.

Особое внимание деятели «Правой» и стоявшие за ними силы уделяли социально-экономической политике, с тем, чтобы ускорить складывание единого национального рынка и ликвидировать барьеры между различными провинциями и регионами. Решающее значение имели введение единой денежной системы и системы мер и весов, ликвидация таможенных перегородок внутри королевства и установление единых таможенных тарифов на экспортируемые и импортируемы товары. Был создан Национальный банк с преимущественным правом денежной эмиссии и управлением государственным долгом и займами. Строительство железных и шоссейных дорог, портов, телеграфных линий способствовало индустриализации страны, а вместе с тем расширению и укреплению позиций предпринимателей и банкиров, развитию рыночных отношений. Вместе с тем ускорилось разорение и обнищание широких слоев крестьян и ремесленников, усилилась эксплуатация растущего числа наемных рабочих.

Следствием стало углубление и обострение социальных противоречий. Умеренно-либеральные круги уклонились от решения вопроса о земле и ликвидации феодальных устоев, делавших бесправными основную массу населения — крестьянство. В Италии, особенно в ее южной и островной части, прежде всего, в Сицилии, сохранилось крупное помещичье землевладение в виде латифундий, нередко насчитывавших десятки тысяч гектаров земли. В них широко использовался труд колонов-испольщиков, поденных рабочих-батраков, малоземельных крестьян-арендаторов. Систематическое недоедание (основным продуктом питания была кукурузная лепешка или похлебка при почти полном отсутствии в рационе мясных и молочных продуктов) и непосильный изнурительный труд от зари до зари осложнялись зачастую нехваткой доброкачественной питьевой воды. Бедствием страны оставались болезни — пеллагра, малярия, кишечные заболевания, особенно в болотистых местностях Южной и Центральной Италии.

Конфискация и распродажа части церковных и монастырских, а также общинных земель удовлетворили лишь часть купивших их крестьян, тогда как большинство сельского населения не получило ничего. Сохранение крупного помещичьего землевладения и докапиталистических отношений, особенно в южной и островной Италии, затрудняло развитие товарно-денежных отношений и повышение эффективности сельского хозяйства. Исключением были Пьемонт, Ломбардия, а также некоторые провинции Центральной Италии, где в сельском хозяйстве преобладали капиталистические отношения. Это различие между развитым Севером и отсталым Югом породило «южный вопрос». В своей основе этот вопрос был аграрным, но питал бандитизм и сепаратизм. Юг надолго стал источником социальной напряженности и массовой эмиграции.

На протяжении почти полутора десятилетий властям пришлось вести вооруженную борьбу с неповиновением жителей бывшего Неаполитанского королевства.

В основу внешнеполитического курса Италии «Правая» положила лозунг «собирания сил» и превращения страны в фактор порядка, свободы и мира в Европе. Особые дипломатические усилия правящих кругов были направлены на международное признание итогов Рисорджименто и предотвращение опасного для судеб Италии альянса Ватикана с консервативно-клерикальными силами Австро-Венгрии, Франции и других европейских государств.

Правительство «Правой» проводило политику «открытых дверей», отказавшись от характерной для прежних итальянских государств политики протекционизма. Это имело не неоднозначные последствия, особенно для Юга страны.

Не обошла Италию и колониальная лихорадка. При поддержке правительства деловые круги, прежде всего владельцы пароходной компании Рубаттино, основали колонию Ассам побережье Красного моря, ставшую форпостом их колониальной экспансии в Африке.

3. «Парламентская революция» 1876 г. «Левая» и ее политика.

Узость массовой базы нового государства и глубина разрыва между верхами и низами общества рано стали осознаваться наиболее дальновидными политическими деятелями. В 1874 г. один из идеологов либерализма Ф. Де Санктис призвал правящие круги стать на путь реформ и демократизации. Он видел серьезный порок государственного устройства Италии в том, что Статут «в значительной степени остался на бумаге; он не понят и не претворяется в жизнь с искренностью и справедливостью, в духе равенства; свобода есть, но она не вошла еще в наши обычаи». Многие деятели, участвовавшие в борьбе за объединение страны, с болью осознавали нищету населения и отсталость Италии от более продвинувшихся по пути экономического и социального развития стран Европы. Это способствовало сплочению в 70-х годах более прогрессивной части либералов и умеренных демократов, признавших конституционно-монархическую форму правления, в блок, названный «Левой». Его программа включала встречавшие сочувствие и поддержку в стране требование избирательной, налоговой, административной реформ, оздоровления финансов, в особенности устранения гигантского дефицита бюджета и государственного долга, совершенствования системы образования и здравоохранения и т. п.

Конфликт между «Правой» и «Левой» разрешился в 1876 г. «парламентской революцией» — поражением «Правой» на очередных парламентских выборах.

Создание правительства «Левой» пробудило надежды населения на перемены к лучшему. Повсеместно проходили демонстрации с одобрением программы реформ, требования введения всеобщего избирательного права. Вопреки противодействию консервативных сил формировавшиеся «Левой» правительства шаг за шагом реализовали часть своих обещаний. Были изданы законы о начальной государственной школе, вводился институт гражданского брака — меры, вызвавшие крайнее раздражение клерикальных кругов. В 1880 г. был ликвидирован ненавистный крестьянам налог на помол зерна. После долгих дискуссий в 1882 г. был принят новый избирательный закон. Он предусматривал снижение имущественного и возрастного ценза. В результате расширился круг избирателей (от 2 до 7% взрослого населения), и в парламенте увеличилось число защитников интересов предпринимателей и других слоев городского населения.

В период правления «Левой» был осуществлен поворот от политики фритредерства к протекционизму. В интересах аграриев были введены высокие пошлины на зерно, ввозимое из-за границы, что повлекло повышение цен на хлеб в городах и сельской местности. Правительство покровительствовало предпринимателям сахарной, металлургической, машиностроительной, а также текстильной промышленности и строительству железных дорог.

Деятели «Левой» придавали большое значение внешней политике, в частности колониальным захватам и активному участию Италии в решении европейских и средиземноморских проблем. Важную роль сыграло подписание в 1882 г. договора с Германией и Австро-Венгрией, получившего название Тройственного союза. Опасаясь дипломатической изоляции, правительство пошло на крайне непопулярный в Италии союз с Австро-Венгрией, который был навязан Риму Бисмарком в качестве непременного условия итало-германского сближения. Вместе с тем Италия активизировала колониальную политику в Северо-Восточной Африке. С этой целью была использована колония Ассам, ставшая базой дальнейших приобретений. В 1885 г. с согласия Англии итальянские экспедиционные силы оккупировали Массауа. Началось проникновение в пограничные с Ассамом и Массауа территории Сомали и Эфиопии, потребовавшее немало средств и человеческих жизней.

Политика «Левой» способствовала индустриализации Италии, а вместе с тем и углублению социально-политических противоречий.

Наряду со стихийными волнениями разорявшихся крестьян, особенно в южных районах страны, характерной чертой общественного развития становились выступления рабочих, число которых увеличилось до 4 млн., а положение оставалось тяжелым: оплата их труда была одной из самых низких в Европе; трудового законодательства и социального страхования еще не существовало.

Политикой «Левой» были недовольны широкие слои городского и сельского населения, интересы которых она игнорировала или даже попирала. Это недовольство использовали светские и католические деятели для формирования и активизации оппозиционных сил различной ориентации.

В появившихся тогда рабочих организациях, в крестьянских союзах и кооперативах имелись различные течения. Одни стремились к укреплению чисто рабочих организаций для экономической борьбы — «операисты». Другие пытала увлечь бедноту идеями Бакунина – анархисты. Активизировались и сторонники марксизма – Антонио Лабриола, Ф. Турати.

Среди широких слоев населения все более популярными становились республиканцы и радикалы. Подобно социалистам, они, резко критикуя внутреннюю и внешнюю политику «Правой» и «Левой», придавали большое значение борьбе за республиканский строй, ратовали за всеобщее избирательное право, социальные реформы, выступали против милитаризма и колониализма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: