Роль рефлексии в саморегуляции

Роль рефлексии в саморегуляции

Жизнь человека (в особенности, жителей мегаполисов) в современном мире протекает в условиях информационного континуума – непрерывного потока, характеризуемого интенсивным ростом объемов и разнообразия информационного пространства, которое отличается высокой динамикой изменений и значительным количеством противоречий. С одной стороны, такие условия обеспечивают человека широким спектром знаний и вариативностью жизненных позиций, что способствует комплексному познанию окружающего мира и разностороннему развитию личности. С другой стороны, человек, заброшенный в хаотичную информационную среду, вынужден прикладывать значительное количество усилий и времени на регуляцию когнитивных и эмоциональных процессов, чтобы фильтровать, осознавать и систематизировать входящую информацию и принимать осознанные решения в личностно значимых ситуациях: разрешение конфликтов, планирование обучения, профессиональная ориентация, нравственный выбор и др.

Противоречивые условия развития (например, интеграция хобби и профессиональной деятельности) обязывают человека к углубленному изучению альтернативных вариантов и осмысленному выбору в соответствии с его потребностями, целями, способностями. Чтобы успевать адаптироваться под стремительно растущие общественные запросы, человеку необходимо развивать способности к саморегуляции психических процессов и деятельности. Как говорил И. Н. Семенов: “В непростое время перемен востребованы осознание и рефлексия их форм и причин на основе аналитического, критического и ответственного отношения к происходящему в целях его переосмысления и поиска продуктивных путей развития” [Семенов, 2012, с. 38].

Саморегуляция тесно связана с рефлексией, обеспечивающей интеграцию психических процессов и регуляцию их взаимодействия, что позволяет осуществлять контроль эмоционального состояния и когнитивных процессов, анализировать и моделировать результаты деятельности, обобщать и систематизировать жизненный опыт и др. Таким образом, рефлексия выступает предиктором личностного развития, высокого уровня субъективного благополучия и успешной профессиональной деятельности [Леонтьев, 2016].

 К сожалению, в отечественной психологии все еще отсутствует общепринятая концептуализация рефлексии,учитывающая материалы современных исследований, на что указывает вариативность теоретических подходов к изучению рефлексии [Семенов, 2009]. Одним из главных кандидатов на концептуализацию рефлексии является дифференциальная модель рефлексии (ДМР) [Леонтьев, 2011], на основе которой разработана методика дифференциальной диагностики рефлексивных процессов: системная рефлексия, интроспекция, квазирефлексиядифференциальный тест рефлексии (ДТР) [Леонтьев, 2015].

Тем временем, в зарубежном психологическом сообществе растет популярность феномена осознанности (англ. mindfulness), значимость которого отражена в высоком потенциале практического применения в психотерапии [Keng et al., 2011], однако отсутствует как общепринятый способ понимания феномена, так и систематизация психотерапевтических методов [Chiesa, 2011]. Тем не менее, исследования механизма влияния осознанной медитации в рамках психотерапевтических практик (англ. mindfulness meditation) дали толчок в изучении когнитивных процессов [Chiesa et al., 2011]: в традициях современного метакогнитивизма (в частности, генетического) осуществляются первые шаги к интеграции концепций рефлексии, осознанности и метапознания (англ. metacognition) через призму феномена «блуждающего разума» (англ. mind-wandering) [Лапина, 2015].

Проблемой данного теоретического исследования становится отсутствие общепринятой концепции рефлексии в отечественной и зарубежной психологии.

Исследуемая проблема является актуальной, так как концепция рефлексии, во-первых, имеет высокий потенциал как системообразующий фактор психологического знания и точка опора для интеграции теоретических подходов для разрешения методологических противоречий в психологии. Во-вторых, высокий интерес специалистов разных областей (педагогика, дефектология, психотерапия, нейробиология, психофизиология) к феномену осознанности отражается во многочисленных междисциплинарных исследованиях, что способствует интеграции психологии с другими научными отраслями и свидетельствует о высокой эвристической ценности изучения рефлексивных процессов [Пуговкина, 2014].

Новизна исследования заключается в новом теоретическом материале, полученном при систематизации концепций рефлексии, осознанности и метапознания на основе ДМР через призму саморегуляции, а также представлена программа эмпирического исследования влияния осознанной медитации на рефлексию с применением ДТР.

Практическая значимость результатов исследования состоит в возможностях их использования для развития методического инструментария в педагогической, консультативной и психотерапевтической практиках.

Цель исследования: сформировать теоретический фундамент для интеграции концепций рефлексии, осознанности и метапознания через призму саморегуляции на основе ДМР.

Задачи исследования:

· провести обзор литературы, посвященной рефлексии, осознанности, метапознанию, их роли в саморегуляции;

· описать характеристики состояния осознанности, рефлексивных и метакогнитивных процессов, выявить общие признаки и отличия;

· провести анализ эмпирических исследований эффективности практик, основанных на концепциях рефлексии и осознанности;

· теоретически обосновать и провести первичную интеграцию концепций рефлексии, осознанности и метапознания;

· разработать программу эмпирического исследования влияния осознанной медитации на рефлексию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: