Первые века христианства. Византия
Язычество живо. Много других вариантов построения мира. Наступает – в военном смысле – христианства.
Новая культура и искусство. Искусство – разрыв с прежним. Рубеж 2-3в нэ – появление катакомб. Выйдя из катакомб это искусство становится другим.
Вопрос о том, как передать в изображении вечность. Вопрос об образах: понятные посвященным и непонятный непосвященным – появляется символическое искусство. Изображение языческих тем тоже стало изобр христ сюжетов. Вырабатывался язык новый - новое миропонимание. Реализуется проблема зрителя: есть категория людей, которые относятся к искусству, как к языку для разговора о Боге, о душе. Проблема: как изображать бесплотное, духовное. Смысловой центр: глаза, через них контакт устанавливается.
4в – Миланский эдикт. Христианство – госрелигия. Начинают крестить детей – они не знали другой системы ценностей, это естественное состояние мира. Духовное усилие для восприятия катакомбной живописи стало не нужно. Сохранился язык символов: позволял выразить глубокий смысл. На месте символич появл исторические картины. Появляется вскоре упрощение: более реалистично.
|
|
Появление икон – компромисс после того, как христ стало госрелигией. Чтобы стать понятным широкой массе людей.
Церковь становится госорганизацией. Новый вопрос: нужно специальное молельное здание. До этого оно объявлялось не принципиальным, тк нужен был только алтарь. В отличие от язычников, не нужно место, где жил бы Бог – потому что он здесь вообще не живёт. Отсутствие церкви как полного преобладания духовного над материальным. Теперь нужно новое пространство для проведения культа.
Первые постройки: переоборудованные базилики, переоборудованы. Церковь как идеология. Строительство церкви – как совместная молитва, не ремесленное строительство.
В основе базилики: подобие корабля, которые перевезет сквозь жизнь. Среда должна представлять проекцию внутреннего мира христианина вовне. Важен контраст между внешнем аскетичным и внутренним богатством. Пространство внутри осмыслялось снизу вверх. Чем выше, тем более сакральные сюжеты. Делится а 3 части по степени святости: алтарь, неф, нартекс.
Проблема организации света: Бог есть свет. Архитектура составляет мир, который заселяется христианами для проведения литургии. Мир этот упорядочен. Разные группы верующих в разных местах. Мир как храм, созданный Богом.
С 6в нэ – храм как мир.
410г. – упадок римской цивилизации. Центр культуры – в Византию. Патристика – произвед, созд отцами церкви.
Бог – красота и первопричина красоты. Нравственной и духовной. Отношение к чувственной красоте: может вести и к Богу, и от него.
|
|
Одна из основной эстетических категорий – свет. От огня до Бога (сверхсветлая тьма – определение Бога через отрицание). Через сияние и озарение смысл Бога может быть передаваем. Свидетельство божеств присутствия – неописуемое наслаждение. Поэтому важен цвет как эстетическая категория: связан со светом + символическое значение.
Теория символа у Дионисия: вселенная состоит из знаков, которые переносят знание. Свойство: не говорят впрямую, означают больше, чем они есть.
Ареопагит: теория образа. Образы подобные и неподобные. По-настоящему отсылать к непредставимому образу может то, что не имеет с ним общих черт. Для массовой церкви это невозможно. Это привело к появлению святых – в раннем их не было, тк не было посредников между человеком и Богом. Первые иконы как изображения святых – раздавали поломникам. Позже был навязан культ святых.
Византия – светская, развив светская эстетика (и церемониала тоже как искусство). Интеллектуальная культура. Особое внимание – искусству слова. Широко философия, история, светская литература.
В любовных романах новый идеал красоты: был другим до христианства – новый включает в себя внутренний мир человека, но не искл античного культа тела.
Разрабатывается литургическая эстетика. Как динамическая символическая система. Жизнь Христа не иллюстрируется, а проходит во время службы.
Экфрасис – описание произведений искусства. Со всей греци свозятся античные статуи, чтобы всё украсить. Центр культ жизни – ипподром.
Разработка типов храмов: базилика + крестово-купольное. Новые худ способы: преобразуется мозаика (появл смальта, а не галька, полупрозрачные кубики, на криволинейной поверхности (чтобы гулял свет), на белом грунте). Новые и по сюжету, и по визуальным качествам.
Роскошь – важная часть жизни и церемониала.
Разнонаправленность культурные процессов, но их связанность.
Вместо героя появляется греховный человек, раздираемый мыслями. Приходит человек духовный. Религ эстетика становится доминирующей.
Появляются иконы как молитва. Главное – глаза. Очень долго понимается как молельный образ, а не рассказ. До этого в центре культа – престол. После возникает учение, оправдывающее появление икон. Образ передает изображение так, что оно лишь похоже.
Иконы и храмовая роспись начала пониматься как библия для неграмотных. + миссионерская функция.
Особенно активно теория образа разрабатывалась в период иконоборчества. Эти традиции всё время существовали: скорее раскол общества (церковь/император). Изощренная аргументация.
Никейский собор – икона как составная часть культа. Аспекты: дидактический, психологический, догматический (свидетельствует о событии). Икона – как идеальный видимый образ. Появл теория канона. Образ указывает на реальность.
2 пол 9в – спасение не только через Слово, но и Образ (новое). Изображать можно только Х и только во время его жизни. На Руси стали рано начали нарушать этот запрет.
Античн идеал личности – уходит.
В монашестве – эстетика аскетизма (исихазма).
На Руси другая эстетика, богословие вообще закрыто. Христ воспринято эстетически, а не интеллектуально. Христианство понимается через эстетический опыт.
Первые церкви на Руси – софийские церкви: сложные идеи + образ сложный. Связывает эстетическое и интеллектуальное.
ВОЗРОЖДЕНИЕ
Экономика, политика и тд – всё в средневековых формах. Нет перехода и границ. В 19в появился как метафора (сам термин).
Появляются гуманисты – занимались гуманитарными науками – поэзия, политика, риторика, этика. Реконструкция, переводы, собирание текстов. Восстанавливают пласт культуры. В основном тексты были фрагментированы. Возрождение в области интеллектуальной культуры – интерес и возрождение античности, открытие мира и человека. Переопределяются отношения между человеком и Богом, акценты переставляются. Жизненные ориентиры переносятся на землю. Эта культура очень четко локализована – несколько городов Италии. Городская культуры – одна из областей – городское пространство, идеальное пространство из книг. Писали книги и конструировали в живописи новое пространство – свободное, не стеснено. Появляются первые площади на картинах. Символ нового города - купол Флорентийского собора (арх. Брунеллески, без купола готический). Купол – собор другого времени, он внутри светом не выявлен (купол) – воздвигнул над небесами, «вызов» Богу. Воспитательный дом, Брунеллески – его эстетическая концепция, представления об ант архитектуре и мировоззрении.
|
|
Пико делла Мирандола: «Речь о достоинстве человека». Это предисловие к 900 тезисам. Человек служит истине. Человек – это великое чудо, потребовался создателю для того, чтобы было кому любоваться миром. В основе – представление о подобии человека космосу. Не раб Божий, а свободный, служит Богу из любви. Способ служению Богу – творчество.
В основе новой живописной идеологии – превзойти природу. Художник соперничал с Богом – изобразить более совершенно. Важен не процесс, а результат. Количественный взрыв произведений. Художник должен быть своего рода священником – люди через произведения должны проникаться любовью к Богом. Культ мастера. Поворот к рациональному пониманию художнику. Искусство познаваемо. Дюрер искал идеальные пропорции – рисовал схемы фигур, замерял, вычислял, 600 схем соотношений пропорций. Гармония как то, что подчиняется определенным правилам.
Эстетическая мысль тесно связана с художественной практикой. Сами художники активно рефлексируют над тем, что они делают. Понятие красоты постоянно всплывает в течение периода.
Связь морального и эстетического.
Николай Кузанский – внутри богословской традиции, епископ, потом кардинал. Намекает на идею множественности миров. Через пропорцию и соответствия каждая часть мира соотносится друг с другом. Параллели между искусством и божественном творении - возникают представления об ответственности художника-творца, «достраивающего» мир. Человек никогда не может воплотить свой замысел целиком – это бесконечный акт, который пытается приблизиться к замыслу. Искусство может и должно вмешиваться в природу и усовершенствовать жизнь.
|
|
Человек может воздействовать на космос своим творчеством, тк является его частью. Меняется восприятие искусства. Появляется категория «удовольствие от искусства», до этого требовалось алиби.
Возникает проблема гения. Художественное, религиозное и философское расходятся. Один из ключевых признаков возрождения – даже Бог оказывается художником.
Принципиально – победа над пространством – и города, и личности, и космоса.
Сущность возрожденческой эстетики относится к платонизму.
Баланс между идеальной и чувственной красотой.
Появляется критика. Активное осмысление искусства – того, что делает человек. Важна и идея, и воплощение.
17в
2 больших стиля – барокко и классицизм, внутри разное отношение к человеку. Новый интерес к внутренней жизни, именно к человеческой, а не к чисто духовному.
Философы заняты новым осмыслением человека и Бога. Довольно сильно влияют по типу мышлению – рациональное.
Рене Декарт – трактат о музыке
Конец 17в – во Фр – спор древних и новых. Предмет спора – отношение к античному наследию. Новые считали себя продолжателями Декарта: отказ от авторитетов – это время рождается экспериментальная наука. Ориентация не на прошлые авторитеты, а на современность. Шарль Перро – яркий персонаж из новых. Древние могут быть подвержены критике так же, как и современные. По их ощущениям новое – лучше старого. Проблема о том, что что такое прогресс в искусстве и существует ли он. Осмысление разума и таланта, они находятся в оппозиции. Признать гениальность = поставить идею прогресса под сомнение. Пытались под сомнение поставить ценность таланта, тк его достижения не могут быть переданы другим.
Красоты абсолютные и относительные – представления о вкусе, это способность создавать произведения, которые нравятся публике и соответствуют эстетики современности.
Буало: разум позволяет в преходящем видеть истину. Важна традиция как накопление опыта. Современники не могут судить свое творчество – тк еще не накоплен опыт.
Ключевое слово – прогресс.
Античность в виде нерасчлененном, без этапов и эпох. Античность – это святое.
Сдвиг в сторону именно искусства. Не спорят о божественном, оттуда только аргументы. Споры о земном.
Обращение к фольклору.
Вопрос о том, прерванная ли традиция античности или нет.
Многие философы исповедовали деизм – Бог создал мир и отошел от него.
18в
Философская мысль порывает с придворным.
Главный проект эпохи – Энциклопедия – Дидро и Ламбер, попытка описать весь мир. 30 томов. Атеистическое. Новая священная книга – свод знаний о мире.
Прекрасное философов просвещения не особо волновало.
Чувственные ощущения переосмысляются разумом. Обращается к ощущениям, но пытается говорить об объективности прекрасного - Дидро.
РУБЕЖ 18-19в
Винкельман – История искусства древности. Красота – величайшая тайна. Идея эволюции стиля. Искусство может зависеть от внешних факторов.
Лессинг – строительство немецкого национального театра. Директор. Еще критик, теоретик, просветитель. «Лаокоон» - чистая теория. Визуальное и аудиальное искусство существуют по разным правилам.
Баугартен – появляется термин эстетика. Философ. Эстетическая тематика перестает быть маргинальной.
Четко выделил проблемное поле новой науки:
1. искусство пользуется материалом, свободное от всего.
2. Искусство имеет ценности вне рационального порядка.
3. Как мы об этом думаем.
Разум: рациональное и образное мышление. Наука о чувственном познании и о совершенном чувственном познании. Эстетика также философия искусства. Соотнес красоту с рациональным. Познание чувственное – затем рациональное осмысление. Главная трудность: рационализировать иррациональное. Вопрос: что делать с вымыслом? – вымысла нет, это аналитическая операция.
Единственная цель искусства – в чувственном познании красоты. Не обязательно должно поучать, это вторично.
Новая мысль – осмысление основ художественной деятельности.
Кант – классическая немецкая эстетика. Абстрактно. Не собрание знаний, как суммы, а объяснительные схема на рациональном основании. Эстетика была вписана в обязательную часть в объяснении картины мира. Эстетическое чувство: приятное или изящное (искусство диалога, сервировки стола). Появляется проблема гения – как особый вид талантливости, создатель образцов для талантливых людей.
Гёте - снова переопределяются границы мира – еще больше в сторону человека. Чистой теорией не занимался. Мир красоты был для него живым миром. Здесь гений – смертный человек, мир сложнее гения., своим желанием нельзя создать шедевр. Поэтому творчество относится к сфере демонического – в античном смысле. Поэзия – это предвосхищение рациональных знаний. Не уверен в полной прозрачности бытия, не проблема его собственного разума. Мир открывает тайну деятельному человеку – напоминание о титанизме Возрождения. Искусство – это тайна. Античность – воплощение тайны.
После Канта – художники стараются стать философами. Гёте как зачинатель этого движения
8 ноября 2013 г.
Начало 19в.
Гегель
19в
Шопенгауэр – «Мир как воля и представление»
Легализация восточных текстов. Мир есть моё представление о нём. Воля – это то, что проявляет заинтересованность человека, двигает его в мире. Познание мира возможно только через созерцание (когда человек прекращает различать себя и созерцание, становится тем, что «видит»). Христ – личностное понимание человека. Буддизм – безличностное. Субъективное переживание красоты.
22 ноября
Кон 19в – искусство делается людьми для людей. Раньше это был способ разговора с Богом. Теория посвящена конкретной проблематике по искусству. Чаще философия = искусствоведение. Искусство начинает репрезентировать себя и в слове – манифесты (движение эстетики снизу). Теоретическая эстетика теряет ощущение собственного предмета. Кризис евр культуры. Ощущение человеком некой богооставленности. Переход к дегуманизации искусства. 1
19в – Германия. Теория ночной и дневной культуры. Восприняты в России. Флоренский.
Напряжение культурной ситуации в России (вылилось в Серебряный век, расцвет философской мысли на этом фоне). Важно, что название родилось в среде, которая себя с сер веком идентифицировала, появилось название постфактум. Взрыв творчества. Попытки преодолеть культурное оцепенение. В это время русская культура синхронна европейской. Ситуация прощания – А. Белый «Петербург».
В России продолжен разговор о красоте. Запад – позитивистские, психологические теории доминируют.
Вл. Соловьёв
Самая крупная фигура в русской философии. Мистик. Одарён чувством прекрасного. Воцерковлённый. Бывал опыт визионерства.
Русская религиозная эстетика. Теория положительного всеединства. Искусство в духе свободной теургии. Сотворение мира и себя на путях к духовному совершенству.
1877 - «Философские начала цельного знания» - место эстетического опыта для себя и мира. 3 осн сферы: сфера творчества (предмет- объективн красота). Высшая ступень – мистика, потом изящное худ, физическая худ – материальная ступень. Ниже – сфера знания (ступени - теология, философия, положительная наука). Практическая жизнь – основана на воле, цель – общее благо. Мистика как опыт общения с Богом. Классификация искусства: чем менее материально, тем выше по статусу. Поэзия – только в духовном элементе человеч слова. Предмет искусства – красота. В это время о ней уже никто не говорил. Красота в искусстве – не абсолютная (ее нет в земном мире, искусство улавливает только отблески).
В западноевр культуре 3 этапа:
1. Средневековый – нет свободного искусство, вс растворено в мистике и религии
2. Возрожд – ослабевает религ чувство, господство изящных искусств
3. 19в – третье госаподство техн искусства – реального и утилитарного. Поверхностное подражание действительности. Искусство = ремесло.
Потом кризис искусство. Деградация западной цивилизации. Верил в новое возрождение искусства, когда человек вновь повернется к Богу.
Возрождение рассуждений о красоте. Она есть признак реализованности божественного замысла в жизни.
«Просветлённый уголь и окаменевшая радуга»
Идея о софии как философской категории. Опора на Библию и мистическую литературу (визионерскую).
Был еще и поэтом. Иногда выражал в простых стихах сложные философские вещи.
Для него кризис – это вопрос бездуховности и безрелигиозности.
«Три свидания»
Поэма. Рассказывает о своем опыте встреч с Софией.
Большое влияние символистов. Старшее поколение считали его родственным, а вот они ему не нравились. Ему не по душе декадентская форма – не свечение, а слабое свечение гнилушек. Символизм окончательно сложился после его смерти. Символистам близка теория свободной теургии. Пути достижения – творчество.
Новая социальная и художественная практика. Часто направлена на себя. У символистов появляется стратегия жизнестроительства: жизнь как произведение искусства.
Символисты
Расширение сферы искусства: новые архаические культуры. Открытие новых границ актуального искусства. Возрождение интереса к древнерусскому – Рерих.
Светские художники начинают расписывать церковь – Врубель, Нестеров, Васнецов, Корин. Попытка возвращения к Богу через творчество. Творческие эксерименты.
Научились раскрывать древние иконы = другой образ Бога. Выставка 1913г – показали отреставрированные иконы. Матисс видел эту выставку. Границы мира всё более широкие
Меняется соотношение искусства и жизни.
Жизнь становится самым главным произведением.
Развитие выставок, артистических кафе.
Новый тип самосознания общества – этот тип пытается выразить символизм. Стал способом понимания мира.
Идеальная духовная действительность – единственная реальность.
Важен не общественный человек, а личность, которая имеет ценность сама по себе.
Человек как продукт осмысления и выстраивания себя.
1910е – поиски языка, на котором можно говорить и о красоте, и об ужасах, и о Боге.
Кандинский – «О духовном искусстве» - 19010е есть время новой духовности
Вяч. Ива’нов
Младшее поколение символистов.
Написал диссертацию – был античником. Написана на латыни.
Работа над книгой «Дионис и прадионисийство». Влияние Ницше – признает его гениальность, но идёт дальше.
Искусство есть путь восхождения к Богу. Это последний опытпо возвращению в русской философии.