Плакат в советском искусстве (Моор, Дени, Корецкий, Кукрыниксы)

 

Плакат является самым массовым видом графического искусства, который выполнял задачи убедительной политической агитации или служил средством распространения рекламы, инструктажа и иной информации. Каждый такой плакат напечатан в типографии массовым тиражом или размножен от руки – распространён по всей стране и имеет множество зрителей. А для того, чтобы завоевать их внимание, он должен являться полноценным и настоящим произведением искусства.

Во времена зарождения Советского плаката – в 1920-х годах происходил эксперимент по созданию нового общества. Этот период характеризовался ожиданием новой жизни, бедностью народа, но при этом происходило бурное развитие промышленности, отсутствовала строгая цензура. Художники того времени перестали принимать имеющиеся каноны в искусстве и, осознав определенную свободу творчества, создавали собственное новое революционное искусство и общество. Основной задачей большинства из них являлось внедрение искусства в быт, украшение серых будней более яркими красками. В то же время начинало активно развиваться авангардное течение, которое весьма повлияло на развитие плакатного дизайна.

Серьезное влияние на плакатный дизайн в нашей стране оказали Окна РОСТА – серия плакатов, созданная в 1919-1921 годах советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). «Окна РОСТА» были посвящены злободневным событиям, являлись иллюстрациями к телеграммам, передававшимся агентством в газеты. Необходимость «Окон РОСТА» была обоснована отсутствием каких-либо иных средств массовой информации, которые были бы доступны большой части населения в тот период. Плакаты выполнялись и размножались с помощью трафарета в больших количествах – до 150 и более экземпляров, а после выставлялись в витринах в столице и других городах.

Советский плакат образует весьма обширную и интересную область советского графического искусства. Рождённый в суровые годы гражданской войны и интервенции, советский политический плакат быстро завоевал одно из передовых мест в изобразительном искусстве этих лет.

Строго определенные функции плаката диктуют выбор изобразительных средств, приемы работы, которые определяют особый изобразительный язык плаката и его размеры. Плакат, имеющий огромные тиражи, рассчитан на самые широкие массы зрителей и, как правило, вывешивается в общедоступных местах с большой проходимостью. Его задача –привлечь зрителя на большом расстоянии, заставить подойти поближе и вглядеться в детали, действовать мгновенно. Во имя краткости, доходчивости и выразительности используются декоративные приёмы. Особенно часто применяется острая типизация образов. Текст, являющийся обязательным элементом плаката, должен быть предельно кратким и понятным с первого прочтения. Так же он не должен механически приставляться к изображению, а плавно входить в него. И естественно, что думая о соблюдении всех этих требований, художник должен стремиться к тому, чтобы сохранить цельность, собранность плаката в пределах листа бумаги.

Советские плакаты чаще всего выполнялись художниками, которые были мастерами своего дела, поэтому имели немалую культурную ценность. Среди первых революционных плакатов выделялись работы Д.С. Моора, В. Маяковского, М.М. Черемныха, В.Н. Дени– они пользовались большой популярностью у массового зрителя. Они покоряли своей цельностью, оригинальностью и простотой раскрытия содержания.

Понять своеобразие искусства графики можно на ярком примере всем известного плаката Д. С. Моора «Помоги», появившегося в 1921 году.

Молодая Советская республика, изнуренная длительной гражданской войной, в те годы испытала ещё одно бедствие: неурожай и голод, охватившие многие губернии. Правительство призывало весь народ оказывать помощь голодающим, что и воплотилось в плакате.

Моор сознательно ограничил изобразительные средства: нет ничего лишнего, только самое важное – черное и белое. Одинокая фигура крестьянина символична – в ней образ бедствующего народа. Белый, практически призрачный силуэт, явно подчеркнутый костяк в рисунке рук и ног, впадины глазниц и рта создают впечатление, будто смерть уже коснулась этого человека. Поднятые руки с жестом выражают призыв, отчаяние и последнюю надежду. Короткая, энергичная надпись «Помоги». Всё сказано одним словом. Такова сила несколько сдержанного и условного, но выразительного и точного языка графики.

Одним из наиболее ярких примеров политического плаката является работа Моора «Ты записался добровольцем?».

Он кажется не очень сложным по исполнению – всего одна фигура в двух красках – чёрной и красной. Но этим художник сумел передать зрителю волнение, ощущаемое за внешней суровостью красноармейца. Его жест – резкий и повелительный, будто вырывает человека из толпы и заставляет остановиться. Не изображается подробно и место, лишь очертания заводов в дыму, становящихся символом целой страны, которую должна защитить Красная Армия. И озвучивает этот образ строки текста, интонация которого точно повторяют выражение лица, жест героя плаката.

Один из основоположников искусства советского политического плаката был Виктор Дени (настоящее имя Виктор Николаевич Денисов) – известнейший советский художник-график, мастер политической сатиры, имя, гремевшее в 20-40-е годы по всей стране. Он участвовал в выпуске «Окон сатиры РОСТА». Участник и организатор первых выставок плаката. Его боевое, пронизанное революционным пафосом искусство не может восприниматься бесстрастно и равнодушно. Он автор многочисленных плакатов периода гражданской войны, среди них: «Деникинская банда» (1919); «Каждый удар молота – удар по врагу!» (1920);

 

Во время Великой Отечественной войны художник внёс значительный вклад в агитационное искусство создав ряд едких сатирических плакатов направленных на деморализацию фашистов,укрепление боевого духа бойцов Красной Армии:  «Сталинград» (1942),

 «Молниеносная война» (1942), «Красной Армии метла нечисть выметет дотла!» (1943), «Фашисткая ставка. Красноармейская поправка» (1943), «На восток! На запад!» (1944), «С праздником на нашей улице!» (1945), «Что посеял, то и пожнешь! От суда не уйдешь!» (1945) и многие другие.

Во время Великой Отечественной Войны руководству СССР было, как никогда важно взыскать в сердцах народа патриотические чувства. Подлинное возрождение переживает в войну рисованный плакат. По примеру "Окон РОСТА" в 1941 - 1945 годах создавались многочисленные листы "Окон ТАСС". Они высмеивали захватчиков, разоблачали истинную сущность фашизма, призывали народ на защиту Родины. Среди художников, работающих в "Окнах ТАСС", в первую очередь следует назвать Кукрыниксов (Куприянов, Крылов, Соколов). Уже 22 июня появился плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Нередко художники прибегали к образам наших героических предков («Бьемся мы здорово, колем отчаянно, внуки Суворова, дети Чапаева», 1941). «Освободи», «Отомсти!»– взывают с плакатных листов изображения детей и стариков.

 

 

Постепенно, соответственно успехам на фронтах, плакат обретает новые черты - становится живописнее. Подчас тяготеет к станковой графике. Остроумие в творчестве Кукрыниксов не ограничивается ни текстом, ни графическим его переложением. Сатирический образ - вот что решает общую композицию произведения и пронизывает всю его структурную ткань, определяя мельчайшие детали и ассоциации. Сатирический образ строится на преувеличении, и в рисунках Кукрыниксов это специфическое средство карикатуры использовано с полной силой. Но какими бы фантастичными не казались подчас образы и гиперболы в карикатурах Кукрыниксов, они художественно убедительны, ибо реалистичны в своей основе. Здесь мы подходим к моменту, определяющему принцип комического в рисунках Кукрыниксов. В их карикатурах много градаций от смешного: от добродушного юмора дружеских шаржей до негодующего сарказма антифашистских плакатов. Но нигде и никогда смех Кукрыниксов не переходит в пустое острословие, в зубоскальство. В основании шуток и насмешек Кукрыниксов лежит глубокая серьезность. Художественные средства, применяемые Кукрыниксами в их сатире, чрезвычайно богаты. Создавая сатирические образы, художники используют все многообразие мира животного и растительного, явления природы, предметы быта - одежду, мебель, утварь - мифологические образы и литературные ассоциации, пословицы и поговорки. Именно басенный, народный принцип, его лукавая витиеватость и неожиданно смелый поворот к самой сути дела сохраняется в искусстве Кукрыниксов как оригинальная, национальная особенность русской сатиры, ими открытая в изобразительном искусстве - в советской сатирической графике. Созданные за время войны плакаты и рисунки Кукрыниксов проникнуты священной ненавистью к фашизму, гневом и презрением к врагу.

В годы Великой Отечественной войны Виктор Корецкий создал свыше сорока плакатов и листовок. В своих плакатах в ярких и запоминающихся образах выразил чувства и чаяния советского народа, подтверждением этого стал плакат «Наши силы неисчислимы» (1941).

 

Плакаты этого времени отличают публицистическая страстность и ненависть к фашистским захватчикам. Эмоциональное и психологические воздействие работ художника Корецкого на воинов Красной Армии было столь высоко, что по некоторым сведениям, его творчество высоко оценили идеологи нацизма и Виктор Борисович Корецкий был в списке личных врагов фюрера, наряду с Кукрыниксами и другими художниками.

 

После окончания войны основной темой советского плаката стала борьба за мир, за дружбу между народами.

Основными чертами советской плакатной живописи в искусстве следует считать: доступность и понятность массовому зрителю, лаконичность, яркость и насыщенность красок, выразительность образов, простота, карикатурность.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: