Эпоха Возрождения в Западной Европе

В связи с развитием в Западной Европе капиталистических форм сельского хозяйства, расширением торговли, ростом поголовья, потребовались специальные знания по Ветеринарии. На английский, французский и немецкие языки были переведены сочинения римских и греческих авторов. В 1564 году итальянец Фиаски написал трактат о ковке, в 1573 году появилась сравнительная анатомия с рисунками французского анатома В. Койтре. В 1598 году Карло Руини выпустил сочинение по анатомии патологии лошади, в котором сделал попытку анатомически обосновать гиппологию. Этот труд благодаря методичности и ясности изложения пользовался большой известностью в 17-18вв. Популярен был труд по ветеринарии конюшего из Франции Ж.Соллейселя «Совершенный кузнец» (1661), «Об искусстве кузнеца» (1664), выдержавший не менее 30 изданий на разных языках. Сочинение француза Антуана де Плю Винеля «Книга лошадиного учения» в начале 16в. было переведено на русский язык.

В эпоху Возрождения наиболее известными учеными – мыслителями были: Леонардо да Винчи (1452-1519), который на протяжении всей своей жизни занимался анатомией животных и человека (витрувианский человек). Стремился ввести экспериментальный метод в биологию. Анатомические рисунки этого автора являются обобщающими изображениями, позволяющими судить об общих закономерностях строения организма человека и животных. В текстах к рисункам он освещал не только строение, но и функции органа. Везалий Андреас (1514-1564) – анатом эпохи Возрождения. Первым применил метод вскрытия трупов при преподавании анатомии. Гарвей Уильям (1578-1657) основатель физиологии и микробиологии. Описал большой и малый круги кровообращения. Впервые высказал мысль, что «все живое происходит из яйца». 

Многочисленные эпизоотии различных болезней в эту эпоху привлекали внимание исследователей к познанию причин их возникновения, распространения и затухания. В 1411 году в различных местах Европы отмечалась болезнь овец, которой болели и люди. В 1515 – 1550 гг. овцепоголовье Франции было поражено чесоткой, что заставило Филиппа I издать мандат «О чесотке овец».

 В 1599-1610 гг. в различных государствах Европы была широко распространена чума крупного рогатого скота. В1682-1683 гг. эти же государства охватила эпизоотия ящура.

К познанию проблем инфекционной патологии и эпизоотологии в те годы привлек свое внимание исследователь из Венеции Джироламо Фракасторо (1478-1553). В своем основном сочинении «О контагии, о контагиозных болезнях и лечении» (1546), он говорит о «зародышах болезни», которые он называл «первичным рассадником. Не видев их никогда, он с гениальной интуицией предполагает, что они активно размножаются и быстро распространяются по всему организму. В организм они проникают различными путями (придыхании, ранениях, через пищеварительный тракт и тд.) и приживаются в излюбленных ими органах и тканях. Он показал, что существуют болезни, общие для человека и животных. Он впервые употребил понятие «инфекция», изложил систематическое учение об инфекции и путях ее передачи.

Опустошительные эпизоотии, главным образом, чумы КРС свирепствовавшие в Европе в 14-17в. показали, что для борьбы с болезнями животных необходимы подготовленные специалисты. Это обстоятельство и накопленный за века научный материал заставили поставить вопрос о создании специальных учебных заведений. Уже в конце 17 века перед правительствами ряда европейских стран ходатайствовали об открытии ветеринарных школ: Котенус в Германии, Кампер в Голландии, Галлер в Швейцарии, Лафог во Франции.

В истории России 14-17 века занимают чрезвычайно важное место. Во второй половине 15 века Великий князь Иван III (1462-1505гг) начал присоединять к Московскому княжеству старые русские земли. Покорив и объединив под своей властью удельные княжества, он положил конец феодальной раздробленности страны. В 1480 году Русское государство, свергнув татарское иго, превратилось в свободную и независимую страну. Образование централизованного государства со столицей Москвой способствовало развитию промышленности, сельского хозяйства, торговли. Увеличилась численность городского населения, появились новые города. Так, к середине 17 века  их насчитывалось более 900.

В связи с ростом численности городского населения и расширением внешней и внутренней торговли начался процесс дифференциации ремесел и увеличение их численности. По данным Б.А Рыбакова, в 16-17вв. в крупных городах России насчитывалось до 200 разных ремесленных специальностей. Так, по данным переписной книги, в 1638 году в Москве, кроме дворцовых мастеровых, жили 2367 ремесленников, из них 210 кожевников, 116 скорняков, 208 извозчиков, 3 рудомета (кровопуски - метать руду; пускать кровь), 1 аптекарь, 4 коновала и др.

В 15 веке в Московском государстве появляются конные заводы, а в 1496 году был учрежден Конюшенный приказ, в задачу которого входило содержание и воспроизводство лошадей, принадлежавших великому князю, а впоследствии он стал заботиться об удовлетворении нужд русской армии в конном погол овье. Конюшенный приказ был создан на 125 лет раньше, чем Аптекарский приказ (1620), а в 1705 году он был преобразован в Конюшенную канцелярию.

На конюшенный приказ были возложены чрезвычайно важные функции: упорядочение воспроизводства, содержание государственных лошадей и охрана их здоровья от различных болезней. В 1676 году в 13 государевых конюшнях содержалось более 4 тыс. лошадей. Руководить приказом царь назначал наиболее именитого боярина. Первым русским конюшим стал боярин И.Л.Челяднин, а в 1586 году этот чин был пожалован боярину Б.Ф. Годунову. Конный боярин считался выше дворецкого боярина (первый боярин и чином и честью пользовался большой власть на царском дворе).

К 16 веку Конюшенный приказ представлял собой сложную организацию, имевшую в своем штате, кроме руководящего персонала - конюшего, ясельничего, дьяков и подъячих, также конюхов (стремянных, стадних, задворных, кузнецов, шорников и др. Всего было конюшенного чину людей...351 человек. В штате также были «конские мастера, лекари»). В 1680 году по Конюшенному приказу числилось 10 коновалов. В обязанности коновалов «государевых» конюшен в 17в. входило «класть жеребцов», т. е. кастрировать, распознавать и лечить различные болезни, а также охранять лошадей от «прилипчивых болезней».

Особенно большое внимание уделялось осмотру вновь приобретенных «государевых» лошадей, которых затем таврировали и регистрировали в особые «коневые» книги.

В 1626 году при государевых кобылячьих конюшнях появились специальные лечебные (лековые) конюшни, где изолированно содержали больных лошадей. Предположительно в 1665 году в царской Александровской конюшне находилось 90 больных лошадей, в том числе с «лиходейной болезнью с сапом».

Медикаменты для больных лошадей выписывали по особым требованиям (памяткам) из Санитарного приказа. Велся строгий учет больных лошадей, на которых заводили своего рода истории болезни (сказки). Конюший приказ имел свой флаг. Учитывая, что Конюший приказ способствовал распространению и внедрению в практику прогрессивных элементов зоотехнии, зоогигиены, и ветеринарии в области коневодства и борьбы с различными скотскими болезнями, его можно рассматривать как организацию, в которой были заложены основы ветеринарной службы страны.

Первым конным заводом в России принято считать государеву конюшню в селе Хорошеве (под Москвой), основанную в конце 15 века. При царе Иване IV. В 60-е годы в войсках Московского государства числилось до 65 тыс. лошадей одних только бояр. По некоторым данным, наибольшее число «государевых коней» было при царе Алексее Михайловиче (1629-1676). Лошадей содержали в конюшнях вблизи царских палат и в подмосковных хозяйствах. В конюшнях под Москвой разводили лучшие породы верховых, артиллерийских и обозных лошадей, применяли отбор, подбор и скрещивание местных кобыл с жеребцами восточных пород. На окраинах Русского государства под влиянием народной селекции начали формироваться отечественные породы лошадей, мезенская, обвинская (Архангельск), русские битюги (Вятка), донская.

Определенное внимание уделялось развитию молочного и мясного скотоводства, овцеводства, свиноводства и птицеводства. В практике животноводства использовали методы отбора, подбора и скрещивания животных с лучшими продуктивными качествами. В результате постепенно стали формироваться породы - группы животных с более высокой продуктивностью в условиях той или иной географической зоны и хозяйственной системы. Так, трудами крестьян - «животников» были выведены калмыцкая, серая украинская породы скота, русские грубошерстные овцы и др.

Вблизи города Холмогоры (Архангельская губерния) местными жителями создана высокопродуктивная холмогорская порода молочного скота (холмогорская), племенных животных которых в 16век закупали голландские купцы. Свой знаменитый молочный скот холмогорцы часто дарили почетным гостям.

Видный ученый - зоотехник Еллий Анатольевич Богданов в своей монографии «Происхождение домашних животных» (1913) отмечал: «В овце, корове или лошади сконцентрирован труд многих сотен человеческих поколений, вкладывавшийся небольшими порциями в течение многих тысяч лет и доставивший в каждом случае нечто в своем роде чрезвычайно выделяющееся».

Надзор за земледелием и животноводством в царских вотчинах, расположенных в различных районах страны, в 15-17вв. вел Тайный приказ.

В 1516г был создан Ямской приказ, в его задачу входила организация перевозок служилых людей и различных грузов.

Так, в одном из указов, посланном воеводе города Скопина говорилось, что «при пашенном хозяйстве царского двора должна водиться всякая животина для заводу». Предписывалось завести племенных свиней, кормить и беречь их до особого распоряжения. Для овец воевода должен был построить особый двор» и на том дворе беречь, чтоб они з бараны до времени не ходили». Одновременно в указе сообщалось, что в Скопин «прибьют на корм в зиму 500 государевых подъемных лошадей» и воевода заблаговременно обязан «изготовить сена, чем можно прокормить их до травы и построить сараи, в которых тех лошадей кормить и беречь». Строить помещения предписывалось добросовестно крыть «соломою гораздо, чтобы капели не было». Указ заканчивался наставлением внимательно следить, чтобы «всякая животина была сыта и в осеннее время в ненастные дни и по ночам стояла под навесами, а зимнее время в теплых сараях».

Видный историк Николай Александрович Рожков, анализируя состояние животноводства в России в разное время, отмечал, что эта отрасль сельского хозяйства уже 16 в. доставляла населению не только продукты питания (молоко, мясо и др.) но и сырье для кустарной промышленности (кожевенная, шерстеобрабатывающая, сапожная, овечья и др.). Зарождение промышленности и трехпольной системы земледелия повлияло и на скотоводство: во многих районах стала складываться специализация в использование скота.

В 17 веке в сельском хозяйстве и в частности животноводства появляются элементы технического прогресса. Монастырские и княжеские владения начинают переводить скот на стойловое содержание.

--В 16-17вв. в России в обращении находилось значительное число рукописных и печатных произведений по ветеринарии. Очень популярен был «Домострой» (1560) — своеобразное практическое руководство, обобщающее многовековой опыт русского народа в ведении сельского хозяйства. В «Домострое» приведены наставления и советы по земледелию, скотоводству, пчеловодству, по содержанию и использованию сельскохозяйственных животных, по их кормлению: «корова дойная есть...или молодая телка...корми сеном или травой, соломою, которую изрезати да мукою посыпати овсяной или иной какой мякиною случалось, да кипятком облей желобе или еще полите да перед собою покормите да и доите». «Домострой» содержит ответы санитарного характера по доению, хранению молока и ухода за молочной посудой: «... а дойленка и всякие суды молочные теплой водой мыти и вытирати, и высушати, и в чистом месте опрокинув держати, чтоб ни кошка, ни собака, ни мышь, ни малые ребята не лазили, и не пакостили. А от корови, издобыв молоко, в ситечко процидите, да и всякие молока укрыв в чистоте держати. А самой руки омыти чисто.. и воды чистой припасти и потиральце (салфетку)...и у коровы вымя и соски вымыти и потиральцем чистым вытерти и в чистом месте издоите...».

Скотные дворы, конюшни и другие животноводческие помещения рекомендовалось держать в чистоте и сухости, а коров, лошадей, свиней, овец и птицы кормить хорошим кормом, который «лутца...и животине пригоже».

В книге «Физиогномика», переведенной на русский язык в начале 16в., рассматривались вопросы физиологии человека, в частности, особенности развития плода человека по сравнению с некоторыми животными; в рукописи Альберта Славного «Таинств женских, еще же о силах трав, каменей, зверей, птиц и рыб» (1670) описывалась анатомия и физиология женщины, частью указывались лечебные свойства животных, трав и минералов. Перевод был сделан с латинского языка. В 1676 году была переведена рукопись «Фармакопея о составлении лекарств». Определенный интерес представляла переведенная в 1685 году с полького языка «Гиппика или наука о лошадях», - предмет разных конских познаний, вскормление, учение, как разных немощей и тяжких припадков, лечение подающее Кристофа Дорогостанского. В «Травниках», «Ветроградах» и «Цветниках» многие разделы посвящены способам лечения животных и составлению лекарственных средств.

В книгах Аптекарского приказа (учреждения по управлению медицинским делом, организованного в 1620 году), сохранились описания отдельных болезней, эпизоотий с указанием признаков заболеваний, методов лечения и пресечения. Некоторые руководства по ветеринарии содержали главы, посвященные инфекционным болезням животных («О падеже конском и коровьем») и различным лекарствам. В них также встречались зоогигиенические указания по устройству конюшен, скотных дворов, «Конской аптеке» и др.

В настоящее время сохранилось 7 травников, 37 вертоградов, 50 лечебников-сборников, всего 94 рукописи.

Большинство авторов считают, что Травники, первое рукописное произведение, являются произведениями русской народной медицины. Так, В.М.Флоринский указывает, что в Травниках описывались лекарства почти исключительно из растительного царства и притом произраставшие на русской земле, поэтому Травники - это чисто народные самобытные сочинения, не содержащие из данные из европейской науки. Он особо отмечал, что  средства, рекомендовавшиеся в русских лечебниках, отличались общедоступностью, простотой, отсутствием сильнодействующих средств и не были рассчитаны на существование аптек. В лечебниках, травниках, цветниках имелись главы, касающиеся болезней животных («О падеже конском и коровьем», «О конском лекарстве», «Предохранение рогатого скота во время заразы», «О некотором способе лечить овец от смертоносной им болезни», «О скотских лекарствах», «О лекарстве от сапу у лошадей» и др.). В одном из травников, описанном В.М. Флоринским, приводятся следующие описания лекарственных трав и методов лечения: «Есть трава чан, растет коленцы, ростом в локоть и выше, цвет синь и как отцветет, точно иглы востры...и та трава добра от черния болезни, дай пить скоту, и с собой носи».

«Кеновник трава, растет подле реки, собою смугла, ростом в стрелу, ростет кустиками и дух вельми тяжел, та трава добра коням к ране прикладывай; а еще червь у коня, дай ить».

«Трава попутник, растет по пути, добра она от корму; высушив, к ране присыпать с маслом коровьим».

«Есть трава Чернобылец, растет вместе с крапивой, что крапива. Добра она от черной болезни, смешать с плакуном - поможет бог. А коням давай в овсе - не столь зачесываются».

В 15-17вв. были известны инфекционные и паразитарные болезни, общие для человека и животных, также, как сибирская язва («Антонов огонь», «Пострел», «Моровая язва»), сап («Лихой»), туберкулез («Сухотка»), бешенство («Бешиха»), чесотка («Почесуха», «Свербеж»), мыт лошадей и др.

Существовали термины, применявшиеся для определения массовых заразных заболеваний человека и животных: мор, поветрия, (эпидемия, эпизоотия), «заморные», «поветренные» места и населенные пункты, пораженные заразной болезнью. Слова «дура», «пакость», «смрад» означали заразное начало, слова «недуг», «хвора», «скорбь» - болезнь, а слова «знамя» - клинический признак (симптом).

15-17 века отмечены опустошительными эпизоотиями, которые особенно проявлялись в годы неурожая, бескормицы и войн. В некоторые годы в стране от эпизоотий погибло такое большое количество различных животных, что «числа знать было не мочно..».

В1401 году, а по Никоновой летописи в 1402 году, описывается мор «железою» в Смоленске, в 1403 году – в Пскове, в 1406 и 1407 годах мор повторяется, судя по описаниям, это была чума. После 9-и летнего перерыва чума снова посетила Россию в 1417 году, захватив, главным образом, северные области, и отличалась страшной смертностью. По картинному выражению летописца, смерть косила людей, как серп косит колосья.

От эпизоотии 1423 года в Новгороде «много померло коней и коров и птицы в лесу мерли». В 1553 году «бить глад по всем Московским городам и по всей земле Русской, а больше в Заволжье, Крыму...сухое лето, выгорело сено, страшный мор скота», в результате которого «не осталось ничего же».

В 1603-1606гг. неизвестное «моровое поветрие» в Сибири вызвало большой падеж животных в Тюменском Туринском уездах, Тобольской губернии, что «крестьяне тамышнее наделены были от казны купленным скотом, и позволено было черемисам татарам скотоводцам безданно прогонять скот на продажу в Тюмень и Туринск».

Случаи эпизоотий сибирской язвы расследовались специальными комиссиями из Москвы, состоящими из коновалов, медицинских лекарей, представителей Тайного приказа. Выяснялась эпизоотическая обстановка. Комиссии и воеводы уездов устраивали заставы на дорогах, ведущих в неблагополучные пункты с привлечением солдат. В неблагополучном пункте при погрузке трупов людям приказывали отволакивать веревками или длинными шестами с железными крючьями, на руки надевать кожаные рукавицы. Сибирская язва была широко распространена в XVII в. также среди людей и животных северных регионов Европейской части России и Сибири.

Некоторые особо опасные болезни, в частности сибирская язва нередко приводили к эпидемиям среди людей. В 1640 году в Брянске в Аптекарский приказ писали, что «во Брянском уезде в Воротнецкой волости...учинилоь дарвое падеж на лошадей, та после учинилось моровое поветрие на люди о конского падежа, как начали с падежных лошадей кони снимать».

Опустошительные эпизоотии в некоторые года вызывали настолько большой падеж, что они нередко служили причиной срыва «государевых» распоряжений по поставке продуктов питания и фуража. Так, в челобитной записки рязанских дворян и детей боярских на имя царя М.Романова от 11 июня 1638 года излагалась просьба, чтобы их освободили от посылки в дальние города по военной службе, ввиду того, что «гневом Божьим конским падежом у многих лошади попадали».

В 1665 году в г.Карачеве от неизвестной болезни «пало у даточных людей 256 лошадей, вследствие чего была приостановлена доставка в г.Могилев «зелейной и свинцовой казны».

«Пострел» (сибирская язва)- одно из наиболее частных народных бедствий, упоминается не только в официальных документах (указах, грамотах, челобитных и др.), но и в литературе. Так, в «Повести о Юлиании Лазаревской» (начало 17в.) говориться об эпидемии пострела в России в 1571 году... мор бысть на люди силен, и мноз и умираху пострелом, и оттого мнози в домах запирахуси и уязвенных пострелом в дом непущаху, и ризам не прикасахуся».

В 1608 г. в Белорусском Приднепровье, а позднее в других районах среди собак, сельскохозяйственных животных, а также среди людей было широко распространено бешенство. Для лечения покусанных людей и домашних животных применяли прижигание ран каленым железом.

В 1625 г. в России впервые упоминается чума крупного рогатого скота.

В 1677 г. эпизоотия повального воспаления легких (перипневмонии) среди крупного рогатого скота была зарегистрирована в царской вотчине с. Измайлово. Пало от этой инфекции 363 головы крупного рогатого скота разных возрастов. Общий экономический ущерб составлял более 1 тыс. руб.серебром. Для того времени это была довольно большая сумма денег (А.И. Заозерский, 1937).

В связи с массовой заболеваемостью и гибелью животных в 16-17 веках издаются указы по борьбе с эпизоотиями, главным образом по ветеринарно-санитарным вопросам. Одним из первых указов является царский указ от 5 августа 1640 года «О предосторожностях от скотского падежа и предохранения людей от болезней», изданной против пострела. Согласно указу запрещалось снимать с трупов павших животных кожи, не «метать» (бросать) трупы на улице, продавать и убивать больных животных на мясо. В указе предлагалось трупы животных зарывать глубоко в землю, в специально отведенных местах и оповещать население о появлении пострела. В заключение сообщалось, что виновников нарушения этого указа «велено бить кнутом безо всякия пощады».

Следует отметить, что в правительственном указе имеются некоторые зачатки рациональных мероприятий карантина, гигиены и ветеринарной санитарии в убойном и мясном деле. Это – запрещение убоя больного скота и продажи его мяса на рынке в неблагополучных по эпизоотии населенных пунктах страны.

Указом 1681 года запрещалось перегонять больной скот, причем предлагалось «учинить закон крепкий, чтобы отнюдь…, животины с животиной вместе не пущать». 

В 1683 году был издан указ «о неторговании рыбой и мясом в шалашах и на скамьях и о сламе оных», в котором предлагалось снести скамьи, поставленные за мостом и проезжей башней в Москве, и организовать торговлю рыбою, икрой и мясом на оброчных местах, в рядах и в лавках.

Неудовлетворительное санитарное состояние Москвы обусловило необходимость наведения санитарного порядка в Москве, особенно в местах торговли мясом. В Указе, изданном в 1686 году, говорилось о содержании улиц и переулков в чистоте и уборке трупов и разных отбросов предлагалось: «Послать в земской приказ, велеть на Москве во всех улицах и переулках всяких чинов людям сказать, чтоб они, всякой против своего двора, велели осмотреть навозу и мертвичены и всякого скаредного помету; и буде против чьих дворов какой помет и мертвечина объявиться, и то велеть очистить и вывозить на Земляной город, от слобод в дальние места, и засыпать землею тем людям, против чьих дворов такой помет объявиться; и впредь ни с чьих дворов навоз и мертвечину и всякого скаредного помету против дворов своих к тому числу (4 апреля нынешнего года) не очистят, и за то знатным людям быть в опале, а боярским и иных нижних чинов людям в жестком наказании, безо всякие пощады; да и объезжим о том в наказах написать же».

Аналогичный указ был издан в 1688 году «О свозе нечистот с улиц и переулков города Москвы». Указ о порядке торговли мясом издан в 1691 году (о явке мясникам оставшегося у них от мясоедов мяса в мытной избе и о записке оного в книге), который предлагал торговцам подвергать свежее мясо, оставшееся от продажи в рождественский мясоед, солению, причем о наличии такого мяса торговцы обязаны были сообщать и эти данные записывались в книге.

И наконец в 1699 году был издан указ "О наблюдении чистоты в Москве и от наказании до выбрасывание сору, всякого помету на улице и переулки", в котором говорилось "Буде на Москве всякии ченов люди, кто станут по большим улицам и по переулкам всякии пемет и мертвечину бросать, и такие люди взяты будут в земский приказ и там людям за то учинено судет наказание, бить кнутом да на них не взять будут цепе".

Организацией и проведение "предосторожностей от людских и скотских моровых поветрий", а также ликвидацией их в Русском государстве" занимались Аптекарский и Конюший, а иногда Тайным приказы.

Послы Московского государства имели предписание собирать сведения"о моровых поветриях в тамышних местах"и немедленно сообщать о них в Посольский приказ Москвы. Так, еще в 1455 году Московский посол в Польше немедленно сообщил в Москву о появлении нового заразного заболевания. Из Москвы после поступило указание точно выяснить, откуда болезнь появилась и как распространяется в Польше.

Начиная с XVl в.стали широко применяться карантинные мероприятия. А в XVll в. проводились повсеместно. Так, в одном из царских указов 1640 года говорилось: "Ведомо государю учинилось, что в городах лошади и всякая животина падает поветрием и которые люди с падежных лошадей и со всякие падежные животины уголи кожи снимать и от того на люди пришла болезнь и от всех болезни люди помирают». Указ предлагалось не снимать кожи, а зарывать глубоко в землю, больных животных не продавать и не покупать. Людей не соблюдавших Указ, "велено бить кнутом безо всякие пощади". Наказание кнутом зачастую производилось публично, в торговые дни, при большом скоплении народа, в присутствии семьи провинившегося.

Количество ударов кнутом указом определялось, поэтому смертный исход при этом виде наказания слыл частым явлением.

Один из первых указов, запрещавший снимать шкуры с павших животных, относится к 1631 году. Трупы животных предписывалось закапывать, причем необходимость закапывания трупов обосновывалось следующими аргументами: чтоб от падежных лошадей на лошади и животыну поветрия и всякого дурка не нанесло, трупы должно зарывать и не близь сель и деревень, а в пристойном месте, где на поле не близко дворов". В Указе 1665 года предписывалось, чтобы "руками за ту паденную животину отнюдь не принимались", а "оттаскивали б ту паденную животину в ямы веревками и шестами".

В качестве наказания за нарушение указов применялась тюрьма, ссылка и даже смертная казнь. Так, в 1631 году население Коломенского уезда было оповещено: «А только кто учнет из повтореных мест что и мать(брать) или покупать, или же животину туда гонять и тем людям от государя быть казненным смертью". То же было объявлено в Переяславле Рязанском в 1640 году, в Вязьме в 1643 году, в Переяславце Зелесском в 1691 году.

В XVll веке был распространен "сыск" или "розыск о моровом поветрии". Средствами сыска были повальный обыск и пытка; производился опрос местных жителей через сыщиков, подосланных в неблагоприятных по болезни места. За неверное показания полагалось суровое наказание, вплоть до конца.

Большое значение как мера борьбы с эпизоотиями имело устройство застав, которые начали создаваться с появлением централизованного государства. По большим проезжими дорогами устраивали заставы, проселочные дороги перекапывали канавами и заваливали деревьями. Приезжих иностранцев задерживали в русских пограничных городах и им учиняли строгие "расспрос": не было ли в стране (земля), откуда они приехали, или в городах, через которые они проезжали, моровые поветрия среди людей и скота. Лошади, на которых пребывали иностранцы и на личные вещи и товары, особенно "мягкую рухлядь" (пушнину и изделия из них) тщательно осматривали. Если выяснялось, что в чужеземных местах был или имеется мор, то приезжих задерживали в карантине до получения указания из Москвы. Так, в 1636 году по случаю "морового поветрия" в Крыму гонцы с лошадями от крымского хана были недопущены в Москву и подвергнуты карантину в Осколе.

Местность, где появилось "моровое поветрие", объявлялось неблагополучной (заморенной, заповетренной), и окружали цепью застав, на которые ставили круглосуточные сторожевые посты.

Так, в 1624 году начался в д.Горелках Тульского уезда падеж лошадей. Местные власти распорядились "около той деревни поставить заставу тульских стрельцов по всем дорогам и по стежкам, а не велели из той деревни на лошадях никому в городах на Тулу и в села и деревни никуда выезжали......а далече от той деревни лошадей отчанивать не велели, а прикащику и крестьянам и всяким тутошним людям из той деревне Горелок о кто к той деревне приедет на лошадях велели ходить пешим, а людей в ту деревню водить из иных деревень никому не велели".

В 1631 году в Переяславский уезд был послан указ.....чтобы тутошние и сторонние всякие люди с лошадьми и с коровами и со всякой животной, в которых местах на животине "моровое поветрие", " к Москве и по городам не ездили.... и беречь накрепко, чтоб из тех мест, в которых местах на животных моровое поветрие, никакие люди к Москве и по городам с лошадьми и с коровами и со всякой животиной не приходили и не приезжали".

В 1662 году распространился в Москве слух, что в Севске и во многих Комарицкой волости обнаружился на лошадях "пострел". Вследствие этого царь Алексей Михайлович приказал боярину Шереметьеву собрать необходимые сведения и в случае подтверждения наличия эпизоотии запретить войску посещать зараженные места, а "с ратными людьми сбираться в Белеве".

При перегоне больших гуртов скота внутри страны на эти гурты выдавались специальные "государевы грамоты" или свидетельства (памяти). Например, в грамоте царя Алексея Михайловича смоленскому воеводу князю Ховальскому от 17.07.1655 г. говорилось чтобы воевода задерживал и отбирал весь перегонный скот у владельцев, у которых не было государевых грамот или "проезжих памятей за красными печатями, а задержанный скот держать до выяснения в Смоленске или в селах и деревнях Смоленского уезда, где пригоже, на корму сбереженьем".

Мероприятия по борьбе с эпизоотиями осуществлялись через административные или медицинские органы, преимущественно Аптекарский приказ, учрежденный в 1620 году, на который была возложена разработках указов по борьбе с эпизоотиями. Аптекарский приказ должен был прилагать старания о всеобщем здравии сограждан и «о воспрепятствии распространения прилипчивых болезней".

В 1654 году при Аптекарском приказе была открыта медицинская школа, просуществовавшая несколько лет. Большая часть ее выпускников направлялась в Армию. Первый выпуск в количестве 30 человек, был проведен в 1660 году. В 1682 году в Аптекарском приказе насчитывается 17 иноземных врачей и 40 русских.

В развитие и укреплении русского многонационального государства положительную роль сыграли созданные при царском дворе постоянно действующие центральные органы управления приказы: Дворцовый, Конюшенный 1696, Аптекарский 1620, Санитарный, Поместный, Тайный XV-XVII, Военный, Посольский. В к XV в. насчитывалось 10 приказов, а ко II половине XVII в. уже свыше 49. Конюшенная канцелярия 1705.

В деле перевода на русский язык рукописной литературы по биологии, в том числе по ветеринарии, и распространения её в России, важную роль сыграл Посольский приказ, где работали переводчики-толмачи. В этот период были переведены с французского "Книга лошадиного учения", с латыни "Фармакопея о составлении лекарств", с польского "Наука о конях ".

Различные опасные острые инфекционные болезни человека и животных нередко заносились в нашу сторону преимущественно из западных государств Европы (Германии, Литвы, Польши). Эти эпизоотические и эпидемические болезни проникали вначале в Псков, Новгород, Смоленск, а позднее заносились в другие русские города и населенные пункты, где и распространялись.

Таким образом, период XV-XVII веков, характеризовался появлением некоторых рациональных элементов профилактики и борьбы с инфекционным болезнями, включающих обязательное извещение о появлении "мирового поветрия", выяснение эпизоотической обстановки и источников болезни в неблагополучном пункте, клиническое исследование животных, их изоляцию, запрещение использовать в пищу мясо и продукты, а также снимать с них шкуры, зарывание трупов больных животных в землю.

Этот исторический этап был не только началом организации специальных лечебных учреждений ("лековых конюшен"), но и периодом введения рациональных узаконенных царскими указами мероприятий по профилактике и борьбе с различными болезнями животных. Следует отметить, что несмотря на распространение эпизоотии чумы крупного рогатого скота и других инфекционных болезней основное внимание уделялось лечению лошадей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: