Экзаменационные вопросы по дисциплине

Экзаменационные вопросы по дисциплине

1. Национальное своеобразие и мировое значение русской литературы XIX века.

2. Основные этапы развития русской литературы 1-й половины XIX века.

3. Романтизм как творческий метод. Особенности русского романтизма.

4. Поэтика реализма. Основные темы и жанры в литературе русского реализма.

5. Творчество В. А. Жуковского. Жанры элегии и баллады.

6. К. Ф. Рылеев – представитель революционного направления в романтизме.

7. «Думы» К. Ф. Рылеева: основные темы и художественные особенности.

8. Поэма К. Ф. Рылеева «Войнаровский»: система образов и конфликт в поэме.

9. Басня как литературный жанр. Новаторство И. А. Крылова в жанре басни.

10. Проблематика и особенности конфликта комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Проблема ума и безумия в комедии.

11. Образ Чацкого. Авторское отношение к герою.

12. Основные этапы творческого пути А. С. Пушкина.

13. Поэма А. С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» в контексте поэтики романтизма.

14. Романтическая поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Связь поэмы с фольклором.

15. Проблематика поэмы А. С. Пушкина «Кавказский пленник».

16. Особенности метода и жанра романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Образ автора в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

17. Противопоставления и сопоставления как принцип построения системы персонажей в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

18. Эволюция героев и авторского отношения к ним в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

19. От романтизма к реализму (смена эстетических ориентиров в творчестве А. С. Пушкина).

20. Проблематика поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник».

21. Роман А. С. Пушкина «Дубровский»: проблематика, конфликт, система персонажей.

22. Особенности и функции фантастики в повести А. С. Пушкина «Пиковая дама», символика карт и карточной игры.

23. Основные темы и мотивы лирики А. С. Пушкина. Этапы ее развития.

24. Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина.

25. Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина («Пророк», «Поэту», «Я памятник себе воздвиг…» и др.).

26. «Повести Белкина»: основные темы повести, принцип циклизации.

27. Тема «маленького человека» в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель».

28. Жанровое своеобразие романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

29. Система образов в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

30. Лирика М. Ю. Лермонтова: основные этапы, ведущие темы и мотивы, их эволюция, особенности лирического героя.

31. Тип героя и особенности конфликта в романтической поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри».

32. «Демон» М. Ю. Лермонтова как философская романтическая поэма. Образы Демона и Тамары.

33. Личность и толпа в лирике М. Ю. Лермонтова (на материале стихотворений «Парус», «Смерть поэта», «Поэт», «Дума», «Как часто, пестрою толпою окружен» и др.)

34. Образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Философская проблематика романа.

35. Композиция романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Художественный метод романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

36. Особенности фантастики и художественного метода «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя.

37. Идейно-художественное своеобразие повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Особенности построения характеров.

38. Исторический контекст повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

39. Петербургская «фантасмагория» в петербургских повестях Н. В. Гоголя («Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет»)

40. Уездный город в «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Н. В. Гоголя.

41. Проблематика повести Н. В. Гоголя. «Нос». Роль фантастики и гротеска в повести.

42. Тема «маленького человека» в повести Н. В. Гоголя «Шинель»

43. Тема маленького человека в творчестве А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя (на материале повести «Станционный смотритель» А. С. Пушкина и повести «Шинель» Н. В. Гоголя).

44. Образ Хлестакова в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Смысл заглавия комедии.

45. Образ города как художественное обобщение русской жизни в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».

46. Жанр и композиция поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души». Особенности замысла и его воплощения. Смысл заглавия.

47. Функции символических образов (дороги, птицы-тройки и т. д.) в романе Н. В. Гоголя «Мертвые души. Роль лирических отступлений.

48. Образ Чичикова и его роль в романе Н. В. Гоголя «Мертвые души».

49. Система персонажей в романе Н. В. Гоголя «Мертвые души».

50. Основные тенденции развития русской литературы первой трети XIX века.

Литература

История русской литературы. Том пятый. Литература первой половины XIX века / под ред. В.А. Десницкий, В.В. Гиппиус. - М.: Директ-Медиа, 2010. - Ч. первая. - 1187 с. - ISBN 9785998916748; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=41338 (07.04.2016).

История русской литературы. Том шестой. Литература 1820-1830-х годов / под ред. Б.П. Городецкий, Д.Д. Благой. - М.: Директ-Медиа, 2010. - 1552 с. - ISBN 9785998916755; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=41339 (07.04.2016).

Коровин, В.И. История русской литературы XIX века: в 3-х частях / В.И. Коровин, Н.Н. Прокофьева, С.М. Скибин. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. - Ч. 1. 1795-1830-е годы. - 480 с. - ISBN 5-691-01409-9; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56582 (07.04.2016).

Манн Ю. В. История русской литературы первой трети XIX века: учебник для академического бакалавриата / Ю. В. Манн. – М.: Юрайт, 2015. – 441 с. – (Бакалавр. Академический курс) (Рек. УМО высшего образования для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям)

Янушкевич А. С. История русской литературы первой трети XIX века: учебное пособие / А. С. Янушкевич. – 2-е изд., стереотип. – М.: Флинта: Наука, 2015. – 752 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: