Тема занятия № 1: Система спинного мозга

ВВЕДЕНИЕ

 

Неотъемлемым требованием новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов является компетентностный подход. Моделирование клинических ситуаций на практических занятиях и интерактивные занятия при освоении частной гистологии направлены на формирование у обучающихся следующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК-3: способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности;

ПК-4: способность и готовность анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность;

ПК-5: способность и готовность интерпретировать результаты современных методов морфологического анализа: биопсийного, операционного и секционного материала;

ПК-9: способностью и готовностью владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач;

ПК-16 (ФГОС для специальностей «педиатрия» и «лечебное дело») и ПК-21 (ФГОС для специальности «стоматология»): способность и готовность анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма человека различных возрастных групп для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов;

ПК-32: способности и готовности к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации


работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований.

Содержанием раздела «Частная гистология» является изучение развития, микроскопического строения и функционирования органов и систем органов с учетом органных особенностей строения тканей, входящих в их состав.

Каждый орган оформлен анатомически и гистологически. Ткани в различных органах образуют определенные, характерные для него или для группы органов сочетания. Например, пищеварительный канал имеет на всем протяжении одинаковый общий план строения, но разные его отделы отличаются морфологически, что обусловлено их положением в системе и выполняемой функцией.

Морфологически выделяются два основных типа органов. В одних органах ткани залегают послойно. К ним относятся все трубчатые органы и кожный покров. Каждый слой (пластинка) образован однородным по составу тканевыми элементами. Пластинчатое строение имеют как основные функциональные элементы – эпителиальный покров, мышечная ткань, так и строма – рыхлая волокнистая соединительная ткань. Слои объединяются в комплексы, называемые оболочками. В стенке любого трубчатого органа, как правило, четыре оболочки, имеющие разное строение (и различное наименование).

Второй тип строения характерен для желез с внешней и внутренней секрецией, почек, гонад и других органов. Здесь выделяют две основные части – паренхиму и строму. Паренхима – это «рабочая» часть органа, определяющая его специфическую функцию. Она может быть представлена разными тканями: эпителиальной (в большинстве желез), нервной (органы нервной системы), соединительной (в сухожилии), мышечной (в скелетных мышцах). Строма – соединительная ткань с кровеносными сосудами и нервами, которая пронизывает всю массу органа, а также покрывает орган снаружи в виде капсулы.

При изучении органов следует уделить внимание основным морфологическим элементам, определяющим функции этих органов. Иначе говоря, необходимо усвоить, из функций каких микроструктур слагаются функции органов. Необходимо также обратить внимание на расположение и строение сосудов и нервов, обеспечивающих трофику и регуляцию работы органа.

Знание этих компонентов необходимы для понимания гистофизиологии ряда органов (органы ЦНС, селезенка, печень, почка, гипоталамус, гипофиз и др.). Кроме того, в ряде органов удается обнаружить особый характер взаимосвязей паренхимы и стромы, получивших название структурно-функциональных единиц (в почке, печени, легких, щитовидной железе и др.).

С частной гистологией тесно связано изучение развития органов. Знание органогенеза представляет не только академический интерес, но позволяет глубже понять принципы строения органов в норме, механизмы возникновения аномалий развития, с которыми часто встречаются практические врачи.

Таким образом, правильные представления о гистологических структурах достигаются при изучении в диалектическом единстве их строения, развития и функции.

Успешное усвоение частной гистологии возможно при постоянной и регулярной проработке учебного материала. С учетом того, что перерыв между семестрами достаточно продолжителен, для успешного изучения частной гистологии необходимо повторить материал предыдущего семестра: цитологию, эмбриологию и, особенно, общую гистологию. Такой подход не только делает знания более глубокими, но и облегчает изучение текущего материала. Для проверки усвоения материала и закрепления практических навыков  в семестре будут предложены текущее и рубежное тестирования, итоговая контрольная работа и диагностика препаратов.

Отметка в зачётной книжке «Зачтено» выставляется при выполне­нии всего объема практических занятий, отсутствии задолженностей и достижения показателей балльно-рейтинговой системы не менее 70 баллов.

На экзамене студент должен показать знание теоретических вопросов и практических навыков по гистологическим препаратам и электронограммам, формирующих соответствующие профессиональные компетенции.

 

 

1. Тема занятия № 1: Система спинного мозга.




double arrow
Сейчас читают про: