Тема занятия №7: Органы кроветворения и иммунной защиты

1. Тема занятия №7: Органы кроветворения и иммунной защиты

2. Мотивация

Нарушения функционирования иммунной системы обусловливает развитие многих заболеваний. Поэтому ее состояние исследуется врачами при помощи разнообразных методик, в том числе, морфологических. Врач может пальпировать селезенку и лимфоузлы, изучать биоптаты лимфатических узлов и миндалин, исследовать разные популяции лимфоцитов. Система, обеспечивающая иммунные реакции, является одновременно частью системы кроветворения, т.к. в ней осуществляется лимфоцитопоэз и плазмоцитопоэз. Иммунная система организма человека представлена красным костным мозгом, тимусом, селезёнкой, лимфоузлами, гемолимфатическими узлами, скоплениями лимфоидной ткани в пищеварительном тракте, воздухоносных путях и других органах, а также лимфоцитами и макрофагами крови и лимфы. Эта обширная система определяет способность организма к иммунитету - защите организма от всего генетически чужеродного (микробов, вирусов, мутировавших клеток, трансплантированных тканей генетически отличающегося организма). Поскольку нарушение этих функций может приводить к тяжёлой патологии, изучению иммунной системы крайне важно для врача.

 

3. Цели занятия

3.1.Общая цель:В результате изучения теоретического материала и гистологических препаратов студент должен получить представления о развитии и гистофизиологии иммунной системы в целом и научиться отличать органы иммунной системы от органов других систем, а также – друг от друга.

 

3.2. Конкретные цели:

Знать 3.2.1. Источники развития лимфоидных органов, ткани образующие их строму. 3.2.2. Принципы разделения лимфоидных органов на центральные и периферические 3.2.3. Развитие, микроскопическое строение тимуса, его морфофункциональную единицу. Строение стромы, ее функции. 3.2.4. Развитие, микроскопическое строение лимфоузлов, их строение. Топография Т- и В-зон. Лимфатические синусы. Функции лимфоузлов. 3.2.5. Развитие, микроскопическое строение селезенки. Белая и красная пульпа. Строма. Топография Т- и В-зон. Лимфатические синусы. Функции селезенки. 3.2.4. Развитие, микроскопическое строение миндалин. Топография Т- и В-зон. Функции. 3.2.5.Лимфоцитопоэз. Антигеннезависимая и антигензависимая дифференцировка лимфоцитов. Понятие об иммунитете и его видах. Уметь 3 3.2.6.В различных органах, относящихся к иммунной системе, определять лимфоидные фолликулы и другие скопления лимфоидных элементов. 3.2. 3.2.7.Находить в лимфоидных органах элементы её стромы. 3. 3.2.8.На основании знания морфологии отличать друг от друга лимфоидные органы: тимус, селезёнку, лимфоузел, миндалину. 3. 3.2.9.Находить в лимфоидных органах их Т- и В- зоны. 3. 3.2.10. Охарактеризовать разные стадии лимфоцитопоэза.               

 

4. Необходимый уровень знаний

4.1. Из курса анатомии: раздел «Лимфатическая система».

4.2. Из предыдущих занятий по гистологии: кровь, кроветворение. Учебник гистологии/ под ред. Ю.И.Афанасьева и др., 2013. - «Кровь и лимфа. Кроветворение».

 




double arrow
Сейчас читают про: