Вопросы к экзамену по курсу «Основы литературоведения»

О. А. Клинг

 

1. Литературоведение в системе других филологических наук.

2. Основные литературоведческие направления и школы XIX в.

3. Основные литературоведческие направления и школы XX в. Многообразие подходов к тексту.

4. Состояние современного литературоведения (статьи: Р. Барт. «Структурализм как деятельность»; Ю.М. Лотман «Тезисы к семиотике русской культуры (Программа изучения русской культуры)»).

5.  Эстетическое и художественное.

6. Модусы художественности.

7. Художественное произведение как целое. Содержание и форма художественного произведения.

8.  Понятие «рама» и «фрагмент» в современном литературоведении.

9. Цикл. Цикличность в литературе.

10.  Родовая принадлежность произведения. Эпос.

11.   Родовая принадлежность произведения. Драма.

12.   Родовая принадлежность произведения. Лирика.

13.   Понятие «жанр» в литературе. Поэтические и прозаические жанры.

«Память жанра» (М. М. Бахтин)

14. Предметный мир художественного произведения.

15.  Время и пространство в художественном произведении.

М.М. Бахтин о хронотопе.

16. Персонаж. Система персонажей в литературном произведении.

17.  Сюжет литературного произведения. Сюжет и композиция произведения. Типы сюжетных конфликтов. Сюжет и фабула.

18.  Мотив: происхождение и значение термина. Типология мотивов.

19.  Психологизм литературных произведений. Своеобразие психологизма в лирике, драме, эпосе. Психологический анализ. Внутренний монолог, «поток сознания».

20.  Семиотика портрета. Функции портрета в художественном произведении.

21.  Пейзаж. Функции пейзажа в литературном произведении. Пейзаж и интерьер.

22.   Вещь и деталь в литературном произведении. Виды детали. Деталь и подробность.

23.   Современная теория автора. Автор, образ автора, «реальный», «биографический» автор (Ю. Н. Тынянов «О композиции «Евгения Онегина», М.М. Бахтин «Автор и герой в эстетической деятельности).

24.  Повествовательная организация текста. «Образ автора», повествователь, рассказчик.

 

25.  Лирический субъект, лирический герой. Автор и герой в лирике

(Ю.Н. Тынянов «Блок»)

26. Композиция литературного произведения. Сюжет и его композиция. Основные вехи композиции.

27.  Повествование, описание, рассуждение в художественном произведении.

28.  Диалог и монолог как основные формы речевого общения. Жанр диалога. Диалогичность в литературе (М. М. Бахтин).

29.  Термин «точка зрения». Сходство и различия литературных родов.

М.М. Бахтин. «Автор и герой в эстетической деятельности».

30.  Понятие «поэтический словарь». Способы расширения поэтического словаря.

31.  Теория тропов. Метафора, метонимия, эпитет и другие виды иносказательности на уровне слова.

32.  Функции цитаты в литературном произведении. Понятие «интертекстуальность»

33.   Категория стиля в литературоведении. Стилевая доминанта. Стиль как содержательная форма.

34.  Стих. Стихосложение. Стиховедение как наука.

35.  Проза: разные значения этого понятия. Оппозиция «стих» и «проза».

36.  Поэтический синтаксис. Понятие «фигура».

37.  Традиционные системы русского стихосложения: тоническая, силлабическая, силлабо-тоническая.

38.  Неклассические формы стиха: логаэды, дольник, тактовик,

свободный стих.

39. Силлабо-тоническая система стихосложения. Понятие «метр»

и «ритм» в стиховедении XX в.

40. Особенности русской метрики (ямб, хорей, трёхсложные размеры,

дольник, тактовик, свободный стих, др.).

41.Понятие рифмы. Классификация рифм.

42. Строфика. Простые, сложные строфы. Твердые формы.

43. Фоника.

44. Поэтическая графика.

45.Адресат и читатель литературного произведения.

46. Творческая история произведения.

47.Массовая литература.

48. Архетип. Ритуально- мифологическая школа.

49.Художественный образ. Эйдос у Платона и Аристотеля.

50. Знак. Знак и образ.

51. Символ в художественном произведении.

52.  Стадиальность развития литературы (С.С. Аверинцев, М.Л. Андреев, М.Л. Гаспаров, П.А. Гринцер, А.В. Михайлов. «Категории поэтики в смене эпох»).

53.  Понятие «направление» и «школа» в литературе. Основные литературные направления.

54. Литература как вид искусства. Понятие «художественная литература» и границы этого термина.

55.  Филология как наука (С.С. Аверинцев. «Филология»).

56.   Концепция «смерти автора» (Р. Барт. «Смерть автора»,

    М. Фуко «Что такое автор?».

57.    Мифологема.

58.  Неомифологическая школа в современном литературоведении.

59. Анализ прозаического произведения: многообразие подходов к тексту (А.П. Чехов. «Дамас собачкой).

60.  Анализ поэтического произведения: многообразие подходов к тексту (Н.С. Гумилев. «Заблудившийся трамвай»).

61.  В.Б.  Шкловский. «Искусство как прием».

62. Б.М. Эйхенбаум. «Как сделана «Шинель» Гоголя».

 

      


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: