Лекция №3. «Культура безопасности»
Вопрос 1. Определение и понятия
Такое на первый взгляд странное сочетание слов «культура» и «безопасность АЭС» возникло в результате обсуждения причин катастрофической аварии на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС членами группы МАГАТЭ INSAG (в 1986 г.) И действительно, безопасность АЭС обеспечивается системой инженерного оборудования, связанного технологическими схемами, обеспеченными приборами сигнализации, резервным и дублирующим оборудованием (подстраховкой), приборами контроля и автоматики.
На инженерном жаргоне все вместе это часто называют «железом» А культура - это ни в коем случае не железо. Это нечто гуманитарное, связанное с развитием человеческой цивилизации. Дело, возможно, в том, что со времени пуска первой в мире АЭС в Обнинске в 1954 г. были разработаны и внедрены в практику АЭС, использующих ядерную (атомную) энергию, «Правила технической эксплуатации АЭС» и «Основы радиационной безопасности установок».
В этих трудах отражен (или подробно проанализирован, описан) опыт прошлого, который может послужить во благо технике безопасности в будущем, если в этом «будущем» будут воспроизводиться те же производственно-технические ситуации (и на том же оборудовании), что уже встречались в прошлом. Опыт прошлого пригоден настолько, насколько он будет воспроизведен в будущем. Однако если речь идет о новой технике, то она потому и является новой, что в ней используются новые физические явления или процессы, промежуточные теплофизические или теплохимические процессы, а значит, появляется отличная от нуля вариативность развития событий, где опыт прошлого оказывается неуместным. Обеспечить безопасность в этом случае можно только на базе глубокого знания существа процессов, условий их протекания, свойств оборудования и его динамических качеств, при этом внимательно контролируя ход процессов и оперативно и грамотно реагируя на все отклонения от штатного протекания процессов. Это может быть осуществлено только обладая культурой безопасности.
Итак, техника безопасности и НТД, направленная на ее реализацию, обращена к технике, т.е. к миру материальному, а культура безопасности, обращена к человеку, к его духовным способностям видеть, замечать, анализировать, предвидеть и соответствующим образом действенно реагировать. Поэтому так же, как в мире вещей (техники) осуществлены системы, играющие роль препятствия на пути опасности и, тем самым, охраняя и сохраняя безопасность (система управления и защиты реактора, предохранительные клапаны, взрывные клапаны, различные блокировки, стопорные клапаны, РОУ, БРОУ ит.п.), точно так же должны быть сформулированы умения и навыки у операторов АЭС: видеть опасности, близкие или далекие во времени, своевременно их предотвращать.
Понятие «Культура безопасности» включает в себя активные действия не только (а быть может, не столько) персонала АЭС, но и всей иерархической структуры атомной энергетики от самого верха (правительственные органы) до непосредственных исполнителей, управляющих оборудованием АЭС. Разумеется, все разработанные правила соблюдаются и не могут не соблюдаться, поскольку они в совокупности являются границей, как бы громко это ни звучало, между атомной энергетикой как отраслью народного хозяйства, которая обеспечивает безбедное и безопасное существование человечества в обозримом будущем, с одной стороны, и мгновенным разрушением цивилизации с многими людскими потерями, с другой. Таковы реалии современного мира.
Над проблемой безопасности добываемой из недр атома теплоты трудились выдающиеся ученые всего мира, было опубликовано и изучено соответствующими специалистами много томов теоретической литературы и практических рекомендаций с целью сохранить эту границу незыблемой. И тем не менее за прошедшие полвека существования развития и совершенствования атомной энергетики произошли на АЭС две радиационные аварии. По итогам второй аварии (ЧАЭС СССР), которая явилась катастрофической, перед специалистами вновь встал вопрос о целесообразности базирования человеческой цивилизации на атомной энергетике, чреватой возможностью принести в мир ужасы ядерной катастрофы. Настоятельно требовалось ответить на вопрос, почему при наличии научно-технической документации, отражающей опыт успешно действующих АЭС, изучаемой всеми работниками АЭС и неукоснительно выполняемой ими.
Атомная энергетика не забывает свое «происхождение», пугающе часто демонстрирует свой взрывной характер, напоминающий человечеству о рядом живущей смертельной опасности.
Moгут быть два ответа на этот вопрос:
Научно-техническая документация, содержащая свод требований к персоналу действующих АЭС, основана на опыте практически работающих АЭС, то есть на опыте, уже приобретенном в прошлом, который не обязательно будет воспроизведен (в тех же обстоятельствах) в будущем. Действительность гораздо богаче, чем наши представления о ней.
Атомная электростанция представляет собой сложный комплекс оборудования, в каждом из которых происходят физические, теплофизические, физико-химические и механические процессы, которые управляются автономно системами контрольно-измерительной аппаратуры и связаны между собой в едином технологическом процессе трубопроводами и арматурой разного назначения. Главная ответственность за целенаправленность и безопасность этих процессов лежит на человеке. Таким образом, образуется сложная система (человек—машина), которая руководствуется разными законами. Поэтому когда правила технической эксплуатации, а также радиационной безопасности разрабатываются без учета роли человека в системе, на его место необходимо поставить некий действующий субъект.
Автору представляется, что этому отвечает культура безопасности. Для обеспечения безопасности необходимы соответствующее оборудование и требования к его содержанию. Это необходимое условие обеспечения безопасности АЭС. Безопасность отвечает на вопрос ЧТО надо делать, чтобы не было аварии и соответственно риск для целостности оборудования и здоровья людей был бы равен нулю. Культура безопасности отвечает на вопрос КАК, КАКИМ ОБРАЗОМ, С КАКОЙ скоростью надо делать ТО, чтобы не было аварии. Если содержание работы в рамках безопасности выражается глаголом, то в рамках культуры безопасности содержание выражается обстоятельством (или обстоятельствами) образа действия и является достаточным условием для достижения цели обеспечения работы АЭС без риска для оборудования и сохранения здоровья людей. С этой целью МАГАТЭ в течение многих лет занимается разработкой общих принципов безопасности атомной энергетики.
Непосредственно под эгидой МАГАТЭ обобщением опыта эксплуатации АЭС и установлением правил, направленных на обеспечение их безопасности, занимается международная консультативная группа по безопасности (International Nuclear Safety Advisiry Group — INSAG), которая предложила в 1956 г. определение его.
«Культура безопасности — это такой набор характеристик и особенностей деятельности организаций и поведения отдельных лиц, который устанавливает, что проблемам безопасности АЭС, как обладающим высшим приоритетом, уделяется внимание, определяемое их значимостью». В этом определении соединены понятия «действия» («поведения») и цели его, что несколько затрудняет восприятие самого определения. Возможно, по этой причине в дальнейшем появилось много иных определений культуры безопасности, по-иному раскрывающих это понятие. В действительности дело в том, что в развитии цивилизации были утрачены некоторые ступени развития мысли. Для обозначения понятия «деятельность» Аристотель, как и другие античные авторы, употребляет обычно «energeiu» (энергия) и «enieteheia» (энтелехия). Те же термины применяются для понятия «действительность».
Фактически в аристотелевском, а в какой-то мере вообще в античном, словоупотреблении не возникало необходимости для четкого противопоставления «деятельности» и «действительности»... Терминологическим истолкованием обоих упомянутых аристотелевских выражений служит трактовка Гегеля, согласно которой энтелехия — это «свободная деятельность, которая имеет в себе цель и есть реализация этой цели», а энергия — это «чистая деятельность из самой себя».
Исходя из трактовки Гегеля было бы логично, если бы высокомудрые мужи из МАГАТЭ и INSAG ввели бы вместо термина «культура безопасности» термин «энтелехия безопасности», который не требовал бы дополнительных пояснений и расшифрован, а читался бы прямо: деятельность, которая имеет целью безопасность и достигает ее. А значение слова «Энтелехия», обозначающего одновременно и действие (действия) и его цель (цели), легко и органично врастает в разнообразную и обширную техническую литературу научно-технической направленности, правила эксплуатации инженерных сооружений и их безопасности, а также радиационной и пожарной безопасности.
Из предыдущего материала видно, что безопасность АЭС обеспечена многочисленными нормами, государственными стандартами, отраслевыми нормами и правилами на уровне проектирования и в процессе изготовления оборудования.
Эксплуатация АЭС осуществляется согласно Регламенту Госатомнадзора, специальной научно-технической документации и инструкциям, в которых четко расписаны действия оперативного персонала во всех практически возможных ситуациях. Эксплуатационный персонал проходит длительную теоретическую и практическую подготовку, в том числе на полномасштабных тренажерах, перед допуском к эксплуатации и сдает обязательные экзамены для получения разрешения на эксплуатацию действующего оборудования АЭС. В процессе работы в оперативном звене все члены команды проходят с заданной периодичностью обязательное обучение в учебно-тренировочных центрах или учебно-тренировочных пунктах с целью повышения квалификации и закрепления навыков.
При этом статистика показывает, что, несмотря на все перечисленное, в течение года число фиксируемых аварий, инцидентов или просто отклонений от заданного режима работы оборудования суммарно по всем АЭС в мире исчисляется сотнями.
Ответ на вопрос, что же надо сделать еще, чтобы обеспечить безупречную безопасность АЭС и соответственно ее социальную приемлемость, дал анализ причин аварии на Чернобыльской АЭС.
Только с помощью инженерных систем АЭС, включая системы безопасности (активные и пассивные), добиться требуемого уровня, по-видимому, нельзя. Требуется включить в систему как необходимое звено человека. Отношение человека, личности, занятого созданием и эксплуатацией АЭС, к проблеме ее безопасности получило название «культура безопасности».
Любой вид человеческой деятельности связан с опасностью. Абсолютной безопасности нет, и ядерная энергетика не является исключением. Задача людей, занятых в ядерной энергетике — сделать безопасность АЭС настолько высокой, чтобы она воспринималась обществом как абсолютная. С этой целью INSAG разработала следующие определения понятия культуры безопасности.
Культура безопасности входит в число основных принципов безопасности, без чего реализация других основных принципов невозможна. Культура безопасности имеет особенности, выделяющие ее из ряда иных принципов безопасности.
Культурой безопасности должна быть пронизана деятельность всех организаций и предприятий, участвующих в создании АЭС, на всех этапах создания АЭС от разработки технико-экономического обоснования создания АЭС до снятия ее с эксплуатации, а также отдельных лиц на всех уровнях служебной иерархии.
В отличие от других принципов обеспечения безопасности, которые направлены на решение научных, инженерных, технических, медико-биологических проблем, обеспечивающих безопасность АЭС, культура безопасности адресована непосредственно человеку, личности.
Наличие культуры безопасности означает адекватное отношение всех участников создания и эксплуатации АЭС к проблеме безопасности АЭС в соответствии с ее значимостью для существования АЭС вообще. Таким образом, культура безопасности суть поведенческая категория.
Формирование культуры безопасности означает воспитание у каждого человека, имеющего отношение к ядерной энергетике, такого состояния, при котором он окажется просто не способным сделать какой-либо, хотя бы малый шаг, в ущерб безопасности, даже если вероятность реализации опасности чрезвычайно мала.
Из этого следует, что культура безопасности обладает еще одной особенностью: она проявляется (или должна проявляться) на всех уровнях глубокоэшелонированной защиты, повышая эффективность регламентных мероприятий и усиливая действие физических барьеров, препятствующих выходу радиоактивных материалов из объемов, для них предназначенных.
Вопрос 2. Системный подход к безопасности АЭС
Соотношение этих факторов определяет одно из важнейших условий из области культуры безопасности — психологическую готовность персонала к адекватным действиям в нормальных и нештатных условиях труда. Однако каждый из перечисленных факторов при выходе его за нормативные грани способен сыграть роль источника ошибочного действия человека при управлении объектом. На практике психологическая готовность к работе выражается в чувстве уверенности человека в том, что его действия необходимы, безошибочны и дадут ожидаемый результат.
Но уверенность появляется только тогда, когда человеку хорошо известны последствия его действий. Любая неопределенность вызывает психологическую напряженность, а если источников напряженности несколько, то каждый из них усиливает значение других. Поэтому очень важно снимать или компенсировать постоянно действующие источники дестабилизации психоэмоционального состояния работника. К таковым в последнее время все чаще относятся факторы социально-экономической нестабильности, усиливающей напряженность людей и конфликтность в коллективах.
При исследовании возможности безопасного и надежного функционирования сложных человеко машинных комплексов и создании таких комплексов, особенно потенциально опасных объектов, например, таких как атомные станции и др., при подходе к их конструированию рассматриваются возможности, предусматривающие три способа распределения функций между человеком и автоматизацией:
1) человеку-оператору отдается центральная или главная роль в контуре управления техникой и обеспечения надежности функционирования объекта. Однако из-за сложности процессов, большого числа параметров и дефицита времени даже очень опытный оператор допускает ошибки и не справляется с задачами в экстремальных ситуациях. А некоторые аварии на объекте могут быть «запроектными», не рассчитанными и не предусмотренными в алгоритмах функционирования техники. В этих сложных и неопределенных ситуациях оператор не справляется с качественным анализом происходящего и не может принимать правильное решение. Вот в этих-то нестандартных и заранее не изученных ситуациях проявляются различные формы иррационального поведения человека-оператора в межсистемном взаимодействии в системном комплексе типа «человек—машина»;
2) альтернативный вариант, когда проблему безопасности и надежности проектанты стремятся решать средствами автоматики, а человеку-оператору отводится второстепенная роль, тоже проблемы не решает. Дело в том, что при «всемогуществе» автоматики вместе с компьютерной техникой препятствием является наличие множества неопределенностей в межсистемном взаимодействии;
3) существует возможность реализации третьего подхода, названного равнозначным подходом. Его суть заключается в том, что человек-оператор и машина-автоматика взаимно резервируют друг друга. Автоматика резервирует человека-оператора при превышении допустимого диапазона сложности субъективной деятельности, а оператор резервирует автоматику при возникновении не устраняемых автоматически отказов или «запроектных» ситуаций управления путем перехода на полуавтоматический или даже ручной режим управления.
Атомные электростанции относятся к категории таких объектов и технологий, где цена ошибки человека особенно высока, на каком бы этапе она ни была совершена: в период проектирования, при выполнении строительных работ, при вводе в эксплуатацию, на этапе освоения мощностей, в период эксплуатации при управлении энергоблоками, при выводе их из эксплуатации.
В связи с продолжительностью и масштабностью процессов жизни электростанции, оказались очень жесткими требования и к операторам, и к обществу в целом; операторы должны иметь развитое чувство долга, ответственности и отвечать высоким стандартам психологических профессионально важных личностных качеств, а общество, со своей стороны, обязано создать такие условия труда для операторов, в которых не были бы запрограммированы их ошибки.
В условиях социально-экономической и политической нестабильности эти взаимные обязательства становятся трудноисполнимыми, а значит, риск аварийных состояний увеличивается.
Дело в том, что на надежность действий человека при управлении техникой оказывают влияние внутренние, в том числе психологические, и внешние факторы. К внутренним факторам относим состояние здоровья, уровень работоспособности, состояние мышления, внимания, памяти и психоэмоциональную напряженность, к внешним — социально-психологические характеристики смены (группы), в которой работает оператор; технико-технологические эргономические характеристики рабочего места и инженерно-психологические характеристики информационного обеспечения операторов; социально-экономические условия жизнедеятельности.
Вопрос 3. Достаточна ли безопасность (или минимизирован ли риск)
По своему содержанию культура безопасности включает в себя два общих компонента: первый из них представляет собой необходимые рабочие условия в организации и относится к ответственности управляющей иерархии, вторая составляющая — позиция персонала на всех уровнях, являющаяся реакцией на эти условия и вытекающая из них.
Как показывает опыт, первая составляющая, отражающая позицию руководства АЭС, является решающей для формирования культуры безопасности.
Проблемы совершенствования культуры безопасности могут быть решены, если известны ответы на вопросы:
Есть ли критерии обеспечения культуры безопасности?
Есть ли принципы обеспечения культуры безопасности?
Как реализованы и реализуются ли эти критерии и принципы и какими ресурсами и возможностями необходимо обладать для решения проблем?
Какой должна быть практика выявления дефицитов культуры безопасности, внедрения корректирующих мер и как она реализуется?
Наличие культуры безопасности означает адекватное отношение всех участников создания АЭС к проблеме безопасности в соответствии с ее значимостью для существования АЭС вообще. Таким образом, культура безопасности есть поведенческая категория.
Формирование культуры безопасности означает воспитание у каждого человека, имеющего отношение к атомной энергетике, такого состояния, при котором он окажется просто неспособным сделать какой-либо шаг в ущерб безопасности, даже если вероятность реализации опасности чрезвычайно мала.
Из этого следует, что культура безопасности обладает еще одной особенностью: она проявляется (или должна проявиться) на всех пяти уровнях глубокоэшелонированной защиты, повышая эффективность регламентных мероприятий и усиливая действие физических барьеров, препятствующих выходу радиоактивных материалов из объемов, для них предназначенных.
Несмотря на то, что ядерная энергетика от момента своего рождения развивалась с оглядкой на таящиеся внутри вещества мощные ядерные силы и предпринимала соответствующие научные и инженерные усилия, чтобы не вызывать обеспокоенности у общественности, некая озабоченность сосуществованием с ядерной энергетикой у людей сохраняется. Это обстоятельство является, можно сказать, ментальной базой существования и развития культуры безопасности. Удачный пример соотношения озабоченности риском и практической его приемлемости людьми приведен в докладе на одной из конференций по атомной энергетике Хельдио Перейра Вальяром из регионального центра ядерной физики (Бразилия).
«Давным-давно, когда эта идея (безоговорочного доверия новым разработкам) еще не была полностью оформлена, признание новых идей требовало времени. Хорошим примером скачкообразного признания опасного изделия является самолет. Будучи вначале очень опасным занятием, являющимся почтиисключительно времяпрепровождением сорвиголов и каскадеров, полет в настоящее время представляет собой удобный, приятный и безопасный способ передвижения. Хотя он не имеет по сравнению с другими способами передвижения возможность промежуточной остановки, полет считается более безопасным, чем любая измерительная линейка. Даже начинающие летчики теперь входят в реактивные самолеты с полной уверенностью, что ничего страшного не случится.
Интересным аспектом этого общественного доверия к воздушному путешествию является то, что оно не подогревалось никакими особыми усилиями авиакомпаний или изготовителей самолетов, чтобы подчеркнуть безопасность полетов. Правда, от бригад бортпроводников международными правилами требуется перед взлетом продемонстрировать технику безопасности, но очень немногие пассажиры действительно обратят на это внимание. Но как показал синдром 11 сентября, страх перед полетом является реальным. Усердный бизнесмен мог бы хорошо уладить эту проблему, делая акцент на безопасность. Его самолеты были бы безупречно чисты, и пассажирам показывали бы отчеты о результатах технического обслуживания, подтверждающие, что заменяемые детали обычно замещаются намного раньше, чем это требуется технически. При ожидании взлета пассажиры смотрели бы видеофильм, в котором бы объяснялось, как произошли последние воздушные аварии, и заверялось, что это никогда не может случиться с самолетами этой компании. Наконец, чтобы снять любые остающиеся опасения, каждый пассажир был бы обеспечен, на всякий случай, парашютом.
Нетрудно предсказать будущее такой компании (и даже всей авиационной промышленности, если такая компания когда-либо появится): столкнувшись с таким акцентом на безопасность, потенциальные клиенты были бы, конечно, полностью напуганы, потому что они раньше не представляли реальной опасности воздушного путешествия. Рьяный предприниматель перешел порог, отделяющий «достаточную безопасность» от «слишком большой безопасности». Человек всегда жил со страхами и старался минимизировать их, особенно при вводе новых технологий. Чем более опасно предприятие, тем более сильный интерес проявляется к безопасности, для того чтобы затронуть правовые требования и, главным образом, гарантировать одобрение общественности. Но, кажется, этому наступит предел, и возможное представление одобрения общественности чего-либо опасного показано на рис. 8.3. Представлены прямые взаимоотношения между риском и озабоченностью безопасностью, если эта озабоченность пересекает некоторый порог, риск оценивается как слишком высокий, чтобы быть приемлемым. Похоже, что ядерный сектор уже пересек этот порог».
«Культура - прежде всего понятие коллективное. Отдельный человек может быть носителем культуры, может активно участвовать в ее развитии. Тем не менее, по своей природе культура, как и язык, - явление общественное, то есть социальное». Для общества «культура» означает то же, что для отдельного человека – память.
Следовательно, культура имеет двоякую природу - коммуникационную и символическую.
Культура человечества насчитывает тысячелетия, она не теряется в веках потому, что в ней сохраняется предшествовавший опыт. Таким образом, культуру можно воспринимать как «негенетическую» память человечества.
Вопрос 4. Культура безопасности на зарубежных АЭС
Все страны мира можно разделить на три группы: страны, эксплуатирующие АЭС много лет; страны, только вступившие или вступающие в клуб обладателей мирной атомной энергетикой; и страны, которые только приобретают опыт общения с ядерной энергией как с источником тепла или излучения для нужд национального хозяйства.
Франция. Франция — лидер по выработке электроэнергии на АЭС. Подчеркивается важность открытого обсуждения внутренних проблем на АЭС: подчиненность отдельных звеньев организационной структуры как составляющих полной управляющей цепи. Цель такого подхода — достигать коллективного понимания тактических и стратегических задач в постоянно изменяющихся обстоятельствах в процессе эксплуатации оборудования станции. Это сокращает потери времени на бесплодные дискуссии по рабочим вопросам, ликвидирует поводы для возникновения инцидентов и т.п.
Каждый трудовой коллектив в своем развитии проходил периоды, когда он был нацелен то на «качество работы», то на «повышение эффективности работы». Эти периоды с точки зрения современного состояния борьбы за «культуру безопасности» могут рассматриваться, как «история успеха», имея в виду, что истинная культура безопасности вырастает из прошлого как интеграл от суммы прошлых успехов и культуры безопасности.
При сопоставлении профессионализма оперативного персонала АЭС и ее администрации всегда пальма первенства остается за персоналом. Поэтому самым разумным решением во взаимоотношении администрации и персонала является такая диспозиция: администрация непосредственно участвует в процессе эксплуатации, этот опыт анализирует, выделяет из него позитив и негатив и на этом опыте учит персонал, что обеспечивает доступность материала, понятность выводов и внутреннее желание у персонала воплотить полученное знание в жизнь.
Для обеспечения безопасности на АЭС немаловажное значение имеют налаженные внешние связи с подрядчиками, поставщиками оборудования и приборов, со смежными предприятиями и атомными станциями, расположенными в ближайшей округе.
Особое внимание уделяется тем мероприятиям, которые инициируются и разрабатываются на АЭС. В их обеспечение проводится глубокий и всесторонний профессиональный анализ мероприятия. Ответственным администратором этого мероприятия называют лучшего профессионала в данной области, при этом не имеет значения занимаемая им должность. Для проведения мероприятия создается временная рабочая группа инженеров, отличающихся высокой профессиональной компетенцией.
Поступательное развитие принципов культуры безопасности происходит в соответствии со стратегическим планом, составленным на несколько лет. Этот план существует и в национальном, и в локальном масштабе. Для управления АЭС такой план составляет его руководство, и он является эталонным для руководства АЭС и для ее персонала по проблемам культуры безопасности.
На каждой АЭС выпущена книга «Руководство по безопасности», которая служит для того, чтобы каждый сотрудник мог убедиться, что распоряжения администрации соответствуют требованиям обеспечения безопасности на каждом иерархическом уровне, включая наинизший.
С 1982 г. проводятся регулярные встречи членов руководства АЭС, ответственных за безопасность, с группой сотрудников, входящих в актив по культуре безопасности, куда входят операторы, руководители, имеющие отношение к состоянию и эксплуатации оборудования. Это составляет примерно 20 человек на каждой встрече. На встречах обсуждаются ежегодные отчеты по культуре безопасности. Для всего персонала АЭС дается развернутая информация об итогах обсуждения отчета, чтобы показать, что все действия персонала, которые имеют отношение к культуре безопасности, находят свое отражение в отчете.
При обсуждении вопросов, связанных с культурой безопасности, акцент делается не на инженерных вопросах, а скорее, на гуманитарных: говорят о поведении участников производственного процесса, об их отношении к безопасности и друг к другу при реализации рабочего процесса для обеспечения безопасности, а также об отношении к руководству и к коллективным интересам организации.
Культура безопасности предполагает децентрализацию власти в области безопасности, усиливая роль личности в ее обеспечении, т.е. демократизацию безопасности. Это одновременно означает, что возникает необходимость проведения локальных внутренних проверок и контроля работ по повышению безопасности во всех ее аспектах.
Следует отметить, что молодые работники более готовы к восприятию культуры безопасности, но не весь персонал. Поэтому следует учитывать этот аспект в работе с людьми, всячески акцентируя внимание на важности культуры безопасности (но не на необходимости). Чрезвычайно трудно оценить материальные эффекты наличия культуры безопасности в работе АЭС. Наблюдается различимая связь, тем не менее, между совершенствованием эксплуатации и степенью важности, которую придает эксплуатационный персонал вопросам безопасности. Инженеры отдела безопасности АЭС все чаще стали консультироваться с операторами. Достигнуто общее понимание, ибо общие усилия должны быть сосредоточены на лучшем обнаружении событий в ходе эксплуатации оборудования, для чего надо добиться максимальной прозрачности внутренних и внешних событий. Для этого с 1994 г. начали проводить еженедельные встречи для текущего контроля хода работ, где представлены все категории работающих и открыто обсуждаются все текущие вопросы безопасности с инженерами отдела безопасности АЭС.
Великобритания. Собственно Британия представляет собой островное государство, расположенное на ограниченной площади. На этой площади размещено 35 энергоблоков АЭС.
Учитывая достаточно высокую плотность населения, в этом государстве придается большое значение безопасности АЭС. Этому служит Ее величество Служба инспектирования ядерных установок, которая считает своим долгом способствовать созданию эффективного процесса управления предприятиями ядерной индустрии, куда основной частью входит управление системой безопасности. Базой для этой работы служат доклад консультативного комитета по безопасности ядерных установок «Организация безопасности», отчет МАГАТЭ «Безопасность ядерных установок» и «Культура безопасности» (отчет МАГАТЭ).
Длительная и планомерная работа по повышению культуры безопасности АЭС дала свои плоды. Начиная примерно с 1991 г., на АЭС работало много рабочих групп по разным направлениям деятельности станции. Например, в области безопасности проходило примерно две сотни рабочих встреч в год, что заметно оказало воздействие на работников АЭС. Отсюда общепризнанно, что наиболее сильно на формирование позитивного поведения индивидуума по отношению к ' безопасности влияет демонстрация в организации, где работает индивидуум, повышенного внимания к охране труда и культуре безопасности.
В Великобритании разработана и в последнее время широко используется на АЭС фирмы BretishEnergy Международная Система Рейтинга Безопасности (МСРБ), которая является беспристрастной системой аудита и может быть использована для систематического повышения уровня управления безопасностью, а также здравоохранения. Аудиты МСРБ проводятся с использованием объективной системы подсчета баллов, которая оценивает введенные в действие процессы и насколько систематично и полномасштабно они были внедрены.
Эти результаты используют для оценки текущего положения и выявления ключевых проблемных областей. МСРБ является модулем программы здравоохранения и безопасности и состоит из 20 элементов.
Каждый элемент делится на несколько подэлементов, которые объединяют международный передовой опыт. Например, элемент 5 подразделяется на 6 подэлементов, каждый из которых оценивается определенным количеством баллов.
Возможное количество баллов:
-система расследования аварии/происшествия — 250;
-участие руководства производством — 45;
-основные и наиболее вероятные аварии/происшествия — 70;
-корректирующие меры и последующие действия — 120;
-отчеты по происшествиям (около аварийным ситуациям) и их расследование — 60;
-техобслуживание по результатам отчетов по происшествию — 60. Общее возможное количество баллов — 605.
Внутренняя структура МСРБ представлена на примере связи между элементами. Система учитывает, что проблемы и происшествия, ведущие к материальному ущербу, нередко (если не всегда) являются результатом не одной лишь причины. Поэтому МСРБ была разработана как интегрированная программа, включающая модель причинности ущерба, состоящую из пяти последовательных этапов анализа:
1) недостаток контроля;
2) основные причины;
3) непосредственные причины;
4) событие;
5) потери (ущерб).
МСРБ исследует качество контроля до события (в том числе и перед событием), во время события и после него, а также контроль работы руководства.
Очевидно, что многоуровневый контроль работы персонала АЭС и ее руководства с объективной оценкой в баллах, о чем персонал постоянно информируется, не может не дать положительных результатов.
Япония.В Японии утвердился следующий подход к проблеме культуры безопасности:
1) проводится предварительное (по литературе) исследование характеристик поведения и менталитетов, преобладающих в предполагаемом районе размещения АЭС в послевоенной Японии;
2) проводится анализ фактической ситуации по безопасности на АЭС Японии по сравнению с другими АЭС мира;
3) на действующей станции проводится анкетирование руководителей и работников АЭС по безопасности и другим вопросам организации эксплуатации;
4) по результатам анкетирования выпускается аналитический обзор, который публикуется для общего ознакомления.
Примерный перечень вопросов для анкетирования:
-Каковы ресурсы для повышения безопасности и надежности АЭС?
-Каков стиль управления в ядерной энергетике и на данной АЭС?
-Какими качествами должен обладать член коллектива АЭС (или части ее, например, рабочей группы), чтобы успешно выполнять свою работу?
-Какие мероприятия, которые можно отнести к культуре управления, способствуют повышению безопасности ядерной энергетики?
Для повышения безопасности разработаны специальные эксплуатационные программы. Особенностью японской атомной энергетики является то, что она создается и эксплуатируется в творческом союзе проектантов оборудования и систем АЭС, изготовителей и монтажников оборудования для них. Импульсом для повышения требований по безопасности АЭС послужили аварии на АЭС ТМА-1 и Тsuruga (Япония 1981 г.).
На АЭС Японии обязательно проводятся периодические проверки состояния оборудования, даже если это проходит с ущербом для выработки электроэнергии. Поэтому коэффициент загрузки на них меньше, чем на других АЭС. Так, в сравнении с США на АЭС Японии неплановые остановы АЭС происходят более продолжительно, так как их не эксплуатируют, пока окончательно не будет ясна причина, вызвавшая неплановый останов. Однако неплановые остановы в Японии происходят реже, чем в США, что можно объяснить высоким качеством проектов и изготовления оборудования вместе с периодическим неспешным профилактическим его обслуживанием. С одной стороны, это эффективно, а с другой — это необходимо для обеспечения социальной и политической приемлемости АЭС в Японии.
Руководящие принципы японской ядерной энергетики:
-объединение усилий всех звеньев в ядерной энергетике;
-укрепление позиций каждой организации путем определения позиций каждой действующей единицы в общей связке;
-сначала безопасность, а затем долгосрочная позиция в энергетике.
Культура безопасности - не первичная цель, но мера безопасности: насколько безопасна, достаточно ли безопасна. Система управления должна подстраиваться под этот вопрос, но с учетом японской специфики:
1) приоритет группы перед приоритетом личности;
2) неоднозначность против окончательного вывода;
3) существование семейных установок (достаточно твердых);
4) склонность к чрезмерному порядку;
5) склонность к приобретению вещей;
6) уважение к мастерству как к таковому.
Китай. Находясь в социальном обществе, культура предприятия, конечно, находится под влиянием этого общества. Культура безопасности ядерных объектов является сердцевиной культуры предприятия. Как формальное выражение, по определению МАГАТЭ, культура безопасности фактически брала начало из обобщенного опыта западной ядерной промышленности, особенно после имеющих мировое значение аварий на атомных электростанциях ThreeMilesIsland и Чернобыльской. Исходя из географической теории культуры, существует проблема, внутри которой скрыто противоречие: с одной стороны, ядерная энергетика, откровенно говоря, сравнительно молодая, только развивающаяся промышленность в Китае, а с другой стороны, Китай обладает непрерывной историей традиционной культуры в течение более пяти тысяч лет. Другими словами, войдут ли новые и иностранные ценности в противоречие или будут творчески усвоены нашим традиционным мышлением - важный вопрос, на который нужно отвечать в любой программе развития культуры безопасности.
После того, как атомная электростанция Guangdong под контролем Атомной энергетической корпорации Guangdong была введена в промышленную эксплуатацию в 1994 г., она непрерывно прилагала усилия к тому, чтобы развивать культуру безопасности с китайской спецификой. Как показывает отличная работа атомной электростанции, все эти усилия уже сторицей оплачены. Кроме того, данная практика была успешно применена и далее новаторски развита в строительстве и подготовке к эксплуатации атомной электростанции Lingао второго проекта Атомной энергетической корпорации Guangdong в Dava Bav.
Что такое культура? Это очень трудно определить особенно в таких понятиях, которые позволяют не философам, а инженерам и механикам понять это так же ясно, как концепцию физики или методику регулировки машины.
С точки зрения китайской традиционной философии, которая, скорее, является набором идей как нам следует жить, чем любым видом логической модели, культура являет собой противоположность концепции Природы. Более 2500 лет назад Конфуций, великий китайский философ, сказал: «Когда естественная субстанция превалирует над культурой, Вы получаете деревенскую невоспитанность. Когда культура превалирует над естественной субстанцией, Вы получаете педантизм клерка. Только когда культура и субстанция должным образом смешаны, Вы получаете истинного джентльмена».
Какими бы ни были определения, некоторые характеристики могут быть получены, а понимание этих характеристик, конечно, важно для развития культуры безопасности.
Во-первых, культура не имеет биологической природы, и таким образом не является выходом для инстинктов, но результатом обучения, понимания и гармоничного проживания с природой. Эта характеристика означает, что созидательная и инновационная способность человека является ключом к успеху развития культуры.
Во-вторых, развитие обозначенной культуры является, по существу, обучением и подготовкой людей в «истинных джентльменов», или, в наших выражениях, в квалифицированный персонал предприятия.
В-третьих, культура не приписывается никакому конкретному отдельному лицу, но группе, корпорации, сообществу и нации, и таким образом культура имеет социальную природу. Эта характеристика ведет нас к убеждению в том, что до тех пор, пока концепции и ценности не будут признаны, приняты и осуществлены большинством персонала нашей корпорации или предприятия, нам нечем гордиться.
Четвертой характеристикой культуры является тот факт, что требуется постепенный длительный процесс, чтобы превратиться в человека. Для национальной культуры требуются годы, поскольку без такого длинного и постепенного процесса невозможно иметь достаточные запасы знаний, веры, искусства, нравственных критериев и т.д. В конечном счете определения культуры выявляют значимость проблемы, то есть развитие культуры безопасности является стратегической проблемой величайшей важности.
На процессе интеграции техники и человеческого фактора опыт продемонстрировал, что наиболее трудным, так же, как наиболее важным, является содействие честности персонала, изменению его мышления и поведения в отношении безопасности электростанции. Согласно традиционным допущениям о людях, предполагается, что большинство персонала хочет хорошо выполнять свою работу и что мотивация людей основана на их потребностях, проверенных и регламентированных правилами, но по существу они мотивированы душевной силой, которую лелеют в своих сердцах. Принимая во внимание это допущение, развитие корпоративной культуры требует максимальных усилий для стимулирования потребностей персонала, упрощения правил и усиления их душевной силы. Процесс развития культуры, как говорилось ранее, является длительным, постепенным и непрерывным процессом. Что касается корпорации, то для высшего руководства совсем не просто выступать с программными речами и повторять их на различных встречах.
Требуются систематические практические действия, начинающиеся с ежедневной работы каждого отдельного служащего.
Среди всех элементов совершенствования душевных сил наиболее важным является честность отдельных лиц. Эта честность означает искренность в отношении к безопасности так же, как к чьей-либо совести, поскольку в китайской традиционной системе ценностей честность имеет приоритетное значение, без которого «ничто не может быть достигнуто с достоинством, и стоять долго». Именно поэтому древние философы делали большой акцент на том, что мы сегодня называем самооценкой. Конфуций сказал: «Истинный джентльмен проводит самооценку три раза в сутки», и «Без усовершенствования никто не сможет прокормить семью, не говоря уже об управлении государством».
Менеджеры корпорации, конечно, играют решающую роль в процессе развития культуры. Их личная честность, обязательства в отношении к ценностям, а также действия по реализации своих концепций и т.д. — все это делает их маяком для персонала, который следует за ними. Как говорил Конфуций, «тот, кто управляет с помощью душевной силы, подобен Полярной звезде, которая остается на своем месте, в то время как все меньшие звезды отдают ей дань уважения».
Менеджеры должны быть конструкторами, а также и тренерами. Мало того, что они, как полагается, направляют и управляют, но от них также ждут, что они тщательно спланируют и лично покажут или объяснят, как должна быть сделана работа и, конечно, когда работа будет успешно завершена, они отойдут на задний план, давая возможность своему персоналу почувствовать гордость за выполненную работу.