Конспект занятия «Пресноводные рыбы»

Цель:

Формировать представления детей о рыбах, в частности - пресноводных рыбах

Задачи:

Продолжать учить выделять характерные признаки рыб

Расширять знания о пресноводных рыбах, их особенностях и повадках

Материал к занятию: презентация

Ход занятия:

¾ Ребята, попробуйте отгадать загадку:

Малышка не простая
Чешуёй сверкает,
Плавает, ныряет,
Желанья исполняет.

¾ Конечно же, это золотая рыбка. (слайд 2 или картинка 1)

¾ Однажды Золотой рыбке доставили письмо с предложением дружбы. Письмо было подписано «Щука». «Кто такаящука?» - спросила золотая рыбка. Она стала вспоминать всех обитателей своего моря, но никого из них не называли Щука. Тогда она созвала всех своих морских друзей и спросила у них. Долго думали и вспоминали морские обитатели, пока вдруг дельфин не вспомнил: «Когда я плавал вместе с людьми, один из них рассказал, что там, где он живет нет морей и океанов, а только какие-то реки. И в этих реках тоже живут рыбы, но не такие, как в наших морских глубинах. Может быть этащука оттуда?»

Золотой рыбке очень захотелось узнать, что же это за реки и какие рыбы там живут. Она решила отправиться на поиски этих рек. Но мудрый кит стал ее отговаривать от этого опасного путешествия. Он сказал, что золотая рыбка погибнет в реке. Почему, как вы думаете? (ответы детей)

¾ Вы правы. Ведь в море вода соленая, а в реках пресная. И морские рыбы не могут жить в пресной воде. Как же быть? (предположения детей)

¾ Давайте мы поможем узнать золотой рыбке об обитателях рек.Но перед этим давайте вспомним, что общего есть у всех рыб. Попробуйте выбрать, что из представленного принадлежит рыбам. (Слайд 3 или картинка 2)

¾ Для чего рыбам плавники? (ответы детей)

¾ Правильно. С помощью плавников и хвоста рыбы управляют своим движением. (слайд 4 или видео 3)

¾ Тело рыб покрыто чешуей. Их форма и размер могут быть разными. Чешуя защищает тело рыбы от повреждений. Если внимательно рассмотреть рыбью чешуйку, то на ней можно заметить колечки. По ним определяют возраст рыбы. (слайд 5 или картинка 4)

¾ А что же такое жабры и для чего они нужны? (ответы детей)

¾ Жабры – это специальное приспособление для дыхания. Вода проходит через них и обогащает кровь рыб кислородом. (слайд 6 или картинка 5)

¾ Порой случается так, что рыбам не хватает кислорода, и они могут погибнуть. Так бывает жарким засушливым летом, когда мелеют реки и пересыхают ручьи. И зимой, когда мороз мастерит на реках, прудах, озерах ледяные крыши. Чтобы спасти жителей подводного царства от гибели, рыбаки пробивают во льду лунки, прорубают проруби. Через эти оконца рыбы дышат.

¾ А как рождаются рыбы? (ответы детей) (рассматривание слайда 7 или картинки 6)

¾ Сейчас мы с вами немного поиграем, а потом продолжим дальше. Вы будете рыбами. Я буду рассказывать о рыбах. Если я буду говорить правду о них вы будете «плавать», если я скажу неправду – вы остановитесь на месте. Не забывайте, что рыбы передвигаются неслышно.

· Рыбы живут в воде

· Тело рыб покрыто чешуей

· Рыбы не умеют дышать

· Рыбы бывают морские и речные

· Рыбам помогают передвигаться крылья

¾ А теперь давайте все-таки познакомим нашу золотую рыбку с пресноводными рыбами.

¾ Кто из вас может назвать этих рыб? Кого вы узнали? (ответы детей)(слайд 8 или картинка 7)

¾ Конечно, это не все речные рыбы, их намного больше. А почему их назвали пресноводными? (ответы детей)

¾ Пресноводные рыбы водятся в разных водоемах, где вода пресная, то есть не соленая: реках, озерах, прудах.

¾ А теперь давайте подробнее узнаем об этих и других пресноводных рыбах.

¾ Среди рыб, как и среди зверей и птиц есть хищники. Есть они и среди пресноводных рыб. Это рыбы, которые питаются другими, более мелкими рыбками, мальками, икрой, могут закусить лягушкой или утащить на дно отставшего от мамы-утки утенка. Вот с этих рыб мы и начнем знакомство.

¾ Щуку называют пресноводной акулой. Щука обладает большим проворством движений. А еще щука считается санитаром водоёмов, как и волк в лесу. Она поедает слабых и больных особей, тем самым способствует оздоровлению и нормальному росту ценных видов рыб. Так как щука – рыба хищная, то её тело приспособлено для преследования добычи. Цвет тела у неё может изменяться в зависимости от ситуации, как у хамелеона. Пятнистая или полосатая окраска дает прекрасную возможность спрятаться в засаде. Плавники прижаты к мощному хвосту, позволяющему хищнице совершать быстрые броски.
Щука – самая прожорливая из всех пресноводных рыб. Она поедает всё, что попадается ей на пути: не только мелких рыб, но может напасть и на утку или кулика, которые оказались у воды Щука – долгожитель. Встречаются щуки, чей возраст достигает 30-ти лет. (слайд 9 или картинка 8)

¾ Налим – ночной хищник. В темноте эта желтовато-серая пятнистая рыба выходит из укрытий, чтобы поохотиться. Любимая пища налима – пескари, ерши.Предметом его охоты бывают и лягушки, не пропустит он и аппетитного червя или насекомое. Большую часть времени этот хищник проводит у дна. (слайд 10 или картинка 9)

¾ У налима сильное и очень длинное тело, сплюснутое по бокам, сравнительно небольшая голова, но при этом – весьма внушительная пасть с солидными зубами.

¾ окунь! Тело речного окуня продолговатое, с плотной мелкой чешуей и колючими плавниками. Окраска – в зеленых тонах, с выраженными полосами, помогающими замаскироваться.

Окунь – своеобразный чистильщик наших водоемов. Он не только охотится на рыбью молодь, но и не брезгует падалью. Охотятся окуни стаями – не то, что щука-одиночка. (слайд 11 или картинка 10)

¾ А теперь найдите рыбу с острыми колючками на плавниках. Это ёрш. Ёрш – «сварливая», «неуживчивая» рыбка. Ерши защищают свою территорию, прогоняя не только других рыб, но и сородичей. Что помогает ершу защищаться?  (ответы детей)

¾ Да, колючки.

¾ Ёрш невелик– 10-20 см. Однако эта миниатюрная рыбешка может за себя постоять: острейшие колючки на всех плавниках защищают ее от многих более крупных хищников. Окраска тела – защитная.

¾ Ёрш может питаться водной растительностью, но основу его меню составляет всяческая донная живность: личинки, червячки, моллюски. Ерши предпочитают спокойные реки и водоемы с чистой водой. Живут они в придонном иле, икру откладывают преимущественно в ямах.

¾ Обо всех пресноводных рыбах мы с вами поговорить сегодня не успеем. Но дома вместе с родителями, старшими братьями и сестрами вы можете больше узнать о пресноводных рыбах из книг, энциклопедий, интернета.

¾ Ну а сейчас мы с вами прощаемся с нашей золотой рыбкой. Теперь она знает, что и в реках у нее есть друзья.

¾ А мы с вами сейчас поиграем в игру «Ловушка». Вставайте в круг. Я буду называть слова, когда вы услышите название пресноводной рыбы,хлопнете в ладоши (поймаете слово).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: