12.02.2019
Логопедическое занятие
Тема: Дифференциация звуков Д - д’, Т - т’, «Зима».
Коррекционно-развивающие задачи:
· закрепить знания о звуках [д-д’], [т-т’];
· развивать фонематическое восприятие;
· совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;
· обогащать словарный запас;
· формировать навыки работы с деформированным текстом;
· способствовать развитию связной речи, высших психических процессов.
Оборудование:
Демонстрационное: мультимедийный проектор, компьютер, авторский медиапродукт - презентация Power Point 2007 по теме урока, авторские интерактивные задания
в программе «Hot Potatoes».
Раздаточное: зеркала, альбомы «Символы гласных и согласных звуков»,
карточки с изображением элементов букв, индивидуальные карточки со словами и с текстом.
Ход занятия
Организационный момент.
Сегодня у нас урок, на котором присутствует много гостей.
Давайте настроимся на работу.
Повторим речевые правила: Каждый день, всегда
На занятиях, в игре
Верно, четко говорим,
Никуда мы не спешим.
Мы будем разговаривать И будем выговаривать Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
№1
Сегодня, ребята, обобщающий урок и мы поговорим о тех звуках, с которыми работали на предыдущих занятиях: д-дь, т-ть.
№2
Повторим артикуляцию звуков (перед зеркалом), звуки произносим по-очереди:
Д: Кончик языка упирается в верхние зубки.
Голосовые связки работают, т.е. дрожат. (Звук звонкий)
Т: Кончик языка упирается в верхние зубки.
Голосовые связки не работают. (Звук глухой.)
Д,: Кончик языка упирается в нижние зубки.
Спинка языка поднимается вверх и прижимается к твёрдому нёбу.
Голосовые связки работают.
Т,: Кончик языка упирается в нижние зубки.
Спинка языка поднимается вверх и прижимается к твёрдому нёбу.
Голосовые связки не работают.
Губы свободно раскрыты, между зубами имеется узкая щель.
Мягкое нёбо с маленьким язычком подняты и не пропускают выдыхаемую струю воздуха в носовую полостьВоздушная струя толчкообразно прорывает смычку языка с альвеолами и основаниями зубов. Образуется взрывной твёрдый звук Д (Т).
Особое внимание при артикуляции Т и Д следует обратить на место смычки кончика языка с основанием верхних зубов и альвеолами, а при Ть и Дь также передней части спинки языка с твердым небом.
№3
-Рассмотрите предметные картинки и назовите звуки, которыми различаются слова,
Обозначающие данные предметы.
-Дайте характеристику звукам: Д - Т - Д, - Т, покажите символы звуков.
ЗВУК Д – СОГЛАСНЫЙ, ЗВОНКИЙ, ТВЁРДЫЙ.
Символ звука – квадрат синего цвета с колокольчиком.
ЗВУК Т – СОГЛАСНЫЙ, ГЛУХОЙ, ТВЁРДЫЙ.
Символ звука – квадрат синего цвета с перечеркнутым колокольчиком.
ЗВУК Д, – СОГЛАСНЫЙ, ЗВОНКИЙ, МЯГКИЙ.
Символ звука – квадрат зеленого цвета с колокольчиком.
ЗВУК Т, - СОГЛАСНЫЙ, ГЛУХОЙ, МЯГКИЙ.
Символ звука – квадрат зеленого цвета с перечеркнутым колокольчиком.
- Продолжите предложения..
Вывод: Д-Т –это парные согласные по звонкости и глухости
Д-Дь- это звонкие согласные парные по твёрдости и мягкости
Т-Ть – это глухие согласные парные по твёрдости и мягкости
№4
Будем различать наши звуки в слогах.
Ø - Продолжите предложение: Слоги образуются при помощи … (гласных звуков).
Ø -При помощи только каких звуков можно образовать слог? (Слог образуется только при помощи гласных звуков!)
Ø - Сколько гласных звуков в нашем языке? 6
Ø - Назовите их. А. смотрим на слайд
Б. по пальцам
Вывод: Правильно! В русском языке 6 гласных звуков и каждый гласный звук является слогообразующей единицей. И еще гласные являются ударными или безударными.
Ø А. Работа с альбомом.
-Я буду называть слоги, а вы покажите символы звуков из которых состоят эти слоги.
Б. Продолжите слоговую цепочку (учащиеся произносят по памяти):
| Да-Та – Дя-Тя До-То -Дё-Тё Ду-Ту -Дю-Тю Дэ-Тэ-Де-Те Ды-Ты-Ди-Ти | Да –Дя – Та – Тя До –Дё – То – Тё Ду –Дю – Ту – Тю Дэ –Де – Тэ – Те Ды –Ди – Ты – Ти | Та – Тя – Да – Дя То– Тё – До– Дё Ту – Тю – Ду – Дю Тэ – Те – Дэ – Де Ты – Ти – Ды – Ди |
№5 ЗВУКИ и БУКВЫ
Посмотрите на слайд
Ø - Продолжите предложение Звуки д, дь на письме обозначаются буквой «ДЭ»
- Сформулируйте сами Звуки т-ть на письме обозначаются буквой «ТЭ»
Ø Работа по карточкам
-Рассмотрите элементы букв и обведите только те из них, которые подходят
для букв «дэ» и «тэ»
№6-7
слова с пропущенными буквами д-т
слова с вставленными буквами
Ø Работа со слайдом.
Вставьте подходящие буквы в слова и назовите соответствующие звуки.
…ом - …ом
…ень - …ень
…уш - …ушь
…ачка - …ачка
…рова - …рава
…ина - …ина
пло..ы - пло..ы
ка…ушка - ка…ушка
Вставить пропущенную букву в карточку цветными карандашами,
назвать соответствующие звуки.
Вывод: Вы вспомнили, что есть слова, которые различаются между собой только одним звуком, но являются абсолютно разными по своему значению.
№8-9
картинки
Словарная работа.
СОВРЕМЕННЫЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ: кадушка, катушка.
№10
ДАЧКА-ТАЧКА
Ø Выразительное чтение наизусть.






