Логопедическое занятие. Тема: Дифференциация звуков Д - д’, Т - т’, «Зима». Ход занятия. На занятиях, в игре. Никуда мы не спешим

12.02.2019

Логопедическое занятие

Тема: Дифференциация звуков Д - д’, Т - т’, «Зима».

           

Коррекционно-развивающие задачи:

· закрепить знания о звуках [д-д’], [т-т’];

· развивать фонематическое восприятие;

· совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;

· обогащать словарный запас;

· формировать навыки работы с деформированным текстом;

· способствовать развитию связной речи, высших психических процессов.

Оборудование:

     Демонстрационное: мультимедийный проектор, компьютер, авторский медиапродукт - презентация Power Point 2007 по теме урока, авторские интерактивные задания

в программе «Hot Potatoes».

Раздаточное:  зеркала, альбомы «Символы гласных и согласных звуков»,  

 карточки с изображением элементов букв, индивидуальные карточки со словами и с текстом.

 

Ход занятия

Организационный момент.

                     Сегодня у нас урок, на котором присутствует много гостей.

                                                    Давайте настроимся на работу.

Повторим речевые правила:     Каждый день, всегда

                                                 На занятиях, в игре   

                                                  Верно, четко говорим,

                                         Никуда мы не спешим.                                                     

                                                                Мы будем разговаривать                                                                                           И будем выговаривать                                                                                     Всё правильно и внятно,  

                                                             Чтоб было всем понятно.

 

№1

Сегодня, ребята, обобщающий урок и мы поговорим о тех звуках, с которыми работали на предыдущих занятиях: д-дь, т-ть.

№2

    Повторим артикуляцию звуков (перед зеркалом), звуки произносим по-очереди:

  Д: Кончик языка упирается в верхние зубки.

Голосовые связки работают, т.е. дрожат. (Звук звонкий)

  Т: Кончик языка упирается в верхние зубки.

 Голосовые связки не работают. (Звук глухой.)

Д,: Кончик языка упирается в нижние зубки.

  Спинка языка поднимается вверх и прижимается к твёрдому нёбу.

  Голосовые связки работают.

Т,: Кончик языка упирается в нижние зубки.

Спинка языка поднимается вверх и прижимается к твёрдому нёбу. 

Голосовые связки не работают.

 Губы свободно раскрыты, между зубами имеется узкая щель.

Мягкое нёбо с маленьким язычком подняты и не пропускают выдыхаемую струю воздуха в носовую полостьВоздушная струя толчкообразно прорывает смычку языка с альвеолами и основаниями зубов. Образуется взрывной твёрдый звук Д (Т).

Особое внимание при артикуляции Т и Д следует обратить на место смычки кончика языка с основанием верхних зубов и альвеолами, а при Ть и Дь также передней части спинки языка с твердым небом.

№3

   -Рассмотрите предметные картинки и назовите звуки, которыми различаются слова,

Обозначающие данные предметы.

-Дайте характеристику звукам: Д - Т - Д, -  Т,  покажите символы звуков.

   ЗВУК Д – СОГЛАСНЫЙ, ЗВОНКИЙ, ТВЁРДЫЙ.

Символ звука – квадрат синего цвета с колокольчиком.

ЗВУК Т – СОГЛАСНЫЙ, ГЛУХОЙ, ТВЁРДЫЙ.

Символ звука – квадрат синего цвета с перечеркнутым колокольчиком.

ЗВУК Д, – СОГЛАСНЫЙ, ЗВОНКИЙ, МЯГКИЙ.

Символ звука – квадрат зеленого цвета с колокольчиком.

ЗВУК Т, - СОГЛАСНЫЙ, ГЛУХОЙ, МЯГКИЙ.

Символ звука – квадрат зеленого цвета с перечеркнутым колокольчиком.

 

- Продолжите предложения..

Вывод: Д-Т –это парные согласные по звонкости и глухости

          Д-Дь- это звонкие согласные парные по твёрдости и мягкости

          Т-Ть – это глухие согласные парные по твёрдости и мягкости

№4

Будем различать наши звуки в слогах.

Ø - Продолжите предложение: Слоги образуются при помощи … (гласных звуков).

Ø    -При помощи только каких звуков можно образовать слог? (Слог образуется только при помощи гласных звуков!)

Ø - Сколько гласных звуков в нашем языке? 6

Ø - Назовите их. А. смотрим на слайд

                                     Б.   по пальцам

Вывод: Правильно! В русском языке 6 гласных звуков и каждый гласный звук является слогообразующей единицей. И еще гласные являются ударными или безударными.

Ø А. Работа с альбомом.

-Я буду называть слоги, а вы покажите символы звуков из которых состоят эти слоги.

Б. Продолжите слоговую цепочку (учащиеся произносят по памяти):

Да-Та – Дя-Тя До-То -Дё-Тё Ду-Ту -Дю-Тю Дэ-Тэ-Де-Те Ды-Ты-Ди-Ти                                          Да –Дя – Та – Тя До –Дё – То – Тё Ду –Дю – Ту – Тю Дэ –Де – Тэ – Те Ды –Ди – Ты – Ти   Та – Тя – Да – Дя То– Тё – До– Дё Ту – Тю – Ду – Дю Тэ – Те – Дэ – Де Ты – Ти – Ды – Ди

 

№5 ЗВУКИ и БУКВЫ

Посмотрите на слайд

Ø - Продолжите предложение  Звуки  д, дь на письме обозначаются буквой «ДЭ»

      - Сформулируйте сами             Звуки т-ть на письме обозначаются буквой «ТЭ»

Ø Работа по карточкам

  -Рассмотрите элементы букв и обведите только те из них, которые подходят

для букв «дэ» и «тэ»
№6-7

слова с пропущенными буквами д-т

слова с вставленными буквами

Ø Работа со слайдом.

      Вставьте подходящие буквы в слова и назовите соответствующие звуки.

…ом - …ом

…ень - …ень

…уш - …ушь

…ачка - …ачка

…рова - …рава

…ина - …ина

пло..ы - пло..ы

ка…ушка - ка…ушка

Вставить пропущенную букву в карточку цветными карандашами,

 назвать соответствующие звуки.

 Вывод: Вы вспомнили, что есть слова, которые различаются между собой только одним звуком, но являются абсолютно разными по своему значению.

№8-9

картинки

Словарная работа.

СОВРЕМЕННЫЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ: кадушка, катушка.   

 

№10

 

ДАЧКА-ТАЧКА

Ø Выразительное чтение наизусть.




double arrow
Сейчас читают про: