Тема: Творчество Карл Павлович Брюллова (1799-1852)

Конспект 17

Карл Брюллов ещё учеником Академии художеств имел репутацию гения. Позже его позвали Великим Карлом. Его сравнивали с крупнейшими мастерами прошлого – Рубенсом, Ван-Дейком. Именно с Брюллова русская живопись и русские художники заняли видное место среди других европейских школ. Русское искусство стало признано миром. Мастер сумел найти золотую середину между академическими приемами живописи и новыми романтическими веяниями.

Брюллов учился живописи с раннего детства: сначала дома – несколько поколений семьи Блюлло (фр. фамилия) были художниками. С 10-22 лет учился в Академии художеств. Большая  золотая медаль, получена К.Брюлловым за героико-идиллическую картину «Явление Аврааму трех ангелов у дуба мамврийского» 1821г.

 После Академии только что созданное Общество поощрения художников направило Карла Брюллова с братом Александром (будущим архитектором) за границу. Целью поездки был Рим. Братья познакомились с живописью Германии, позанимались в немецких академиях, через Венецию, въехали в Италии. Живопись ощутил благодаря Венеции.

В Риме Брюллов писал сцены из жизни современной Италии, портреты итальянок.У героинь Брюллова

· Правильные черты

· Безупречный овал лица

· Полотна словно излучают тепло южного солнца

· Золотистый колорит

· Передано очарование южных красавиц.

Главным жанром творчества становится – портрет. За годы пребывания в Италии художник работает в разных техниках – масле, акварели, сепии – создал около 120 портретов. Это люди разных характеров, индивидуальностей, профессий, душевного склада. Близкие ему люди, портреты сделанные на заказ. Но между ними есть нечто большее: герои портретов Брюллова всегда привлекательны. Брюллов избегал писать тех, кто не вызывал его симпатии.

· Камерный портрет · Парадный портрет · Портрет-картина - во всех жанрах художник достиг высот. 1. «Всадница» 1832 ГТГ портрет-картина  

        

Портрет Джованины и Амацилии Пачини, заставил говорить о нем римскую публику. Портрет появился благодаря знакомству художника с графиней Юлией Самойловой. Дочери итальянского композитора Пачини, были её воспитанницами.

Всадница пронизана бурными движениями, эмоциями, наполнена тайной, хотя сюжетное действие несложно: старшая сестра возвращается вечером с прогулки верхом, младшая её встречает. В картине Брюллова не столько изображено, сколько воспето: контраст сумрачного вечеряющего парка и освещенного зала, противопоставление прекрасно-спокойной всадницы горячему вороному коню, которого она, такая хрупкая умеет сдержать.

Идея сопряжения человеческой жизни с периодами дня или времени года воплотилась в картинах

2. «Итальянское утро» 1823

                     

                            2                                                                                 3     

Преподнесено Обществом поощрения художников в дар Александру I.

3. «Итальянский полдень» 1827 ГРМ

Эту картину Брюллов считал своей удачей и особенно любил, подчеркивая, что картина  писалась с натуры: прекрасная итальянка пышных форм позировала ему, стоя на лестнице во дворе.

Вскоре К.Брюллов прекращает отношения с Обществом поощрения художников. Ему уже около 30 лет. Он не плохо зарабатывает кистью. У него зреет замысел большой картины, который вряд бы был поддержан обществом. Это будущая картина

4. «Последний день Помпеи» 1830-1833

4

 (Помпеи – древнеримский город, погибший при извержении вулкана Везувий в I в. н.э. Пепел и лава, выброшенные вулканом за несколько часов, буквально запечатали город. Когда в конце XVIII  в., в Помпеях начались археологические раскопки, оказалось, что под его слоем окаменевшего пепла сохранилось все: улицы, дома, их росписи, мебель, театры, стадионы, ткани, монеты, посуда, продукты. Раскопки Помпей изменили представление европейцем об античности. Новости археологии не сходили с первых полос итальянских газет; о гибели Помпеи писали оперы и ставили спектакли).

Брюллов посетил раскопки Помпей с братом – архитектором. С 1828 г. Художник работает над картиной. Идея написания картины исходила от А. Демидова, одного из богатейших людей России. Промышленника мецената.

От замысла к воплощению картины прошло 6 лет. Можно выделить несколько этапов работы над картиной:

1. Сначала набросок композиции, сделанный по первому впечатлению.

2. Затем – кропотливое изучение исторических и археологических документов

- параллельно происходила разработка групп, отдельных фигур, натурные штудии.

3. Появление новых и новых композиционных эскизов до поисков окончательного композиционного построения.

4.Около трех лет работа велась непосредственно на огромном холсте.

Композиционные приемы, построение пространства художник взял, изучая «Афинскую школу» Рафаэля. На картине Брюллова столько же персонажей, как и у Рафаэля: около сорока. У Рафаэля он получил уроки пластического богатства, ритмической организации большой изобразительной плоскости. Работа над колоритом, Брюллов едет «на совет» к великим венецианским мастерам.

Образ: трагически мрачный день катастрофы. Перед лицом смерти обнажается суть человеческой души.

Оконченную картину ожидал в Италии подлинный триумф. По желанию владельца А.Демидова она была показана на Салоне в Лувре. И только после этого её отправили в Россию, где выставили в залах академии художеств. Картина получила всемирную известность.

Вернувшись в Россию в 1835 г.К. Брюллов задал себе невероятный темп:

· Руководил классом исторической живописи в Академии художеств

· Взялся за новую историческую картину «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году»

· Делал эскизы для Исаакиевского собора

· Активно работал как портретист.

Именно камерные портреты стали лучшими в последние годы жизни.

Это портреты писателей и поэтов А.Толстого, Н. Кукольника, А. Перовского, В.Жуковского, И. Крылова, А. Струговщикова 1840, скульптора И. Витали, архитектора И. Монигетти, архитектора и художника А. Брюллова. Более 80-и портретов.

                                       

   Портрет Н.Кукольника                                              Портрет А.Струговщикова

Женские портреты. Это портреты М.Бек, княгини Е. Салтыковой, сестёр Шишмаревых, княгини М. Волконской, княгини А. Багратион. И конечно, портреты Юлии Самойловой, один из самых известных

5. «Портрет графини Ю.П.Самойловой, удаляющейся с бала».1839 ГРМ

                                     

                 5                                                                                                6

Портрет наполнен радостной полнотой жизни.

После перенесенной тяжелой болезни Брюллов уезжает за границу,    В апреле 1849 года тяжелая болезнь заставила художника уехать на остров Мадейру, где он работал над иллюстрациями к историческим хроникам А.Дюма, в целебные южные края. Спустя 3 года смерть настигла его на чужбине. Одной из последних работ мастера является

6. «Автопортрет», 1848 ГТГ

Написанный за год до смерти. Художник на нем мудр, болен и утомлен. Характер мазка изменился: рука словно не может держать кисть. И эта рука прекрасна по форме и уже бессильна, показана на первом плане и сделана главным героем автопортрета.

 Работы мастера нашли живой отклик у современников как и в России так и в западной Европе. У него было много учеников и подражателей: О. Тимошевский «Итальянка у колодца», Я.Капков «Вдовушка», Т.Г. Шевченко «Автопортрет».

Домашнее задание.

Создать хронологическую таблицу жизни и творчества К.Брюллова, в соответствии с конспектом.

Дата Событие жизни Творчество
     

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: