Структура комплексной механизации открытых горных работ

 

Комплекс механизации – это качественное (по видам и моделям) и количественное соотношение средств механизации по всем основным и вспомогательным процессам.

Структура комплекса оборудования зависит от числа входящих в него звеньев механизации (числа машин: бурстанков, экскаваторов, транспорта, вспомогательной техники) и способа взаимодействия между звеньями. Звенья комплекса всегда соединяются в технологическую линию, т. е. грузопоток. Таким образом, комплекс оборудования, составляющий структуру комплексной механизации, формируется в карьере по отдельным грузопотокам. Число грузопотоков в карьере не менее 2-х, например, для транспортирования вскрышных пород и полезного ископаемого. Отдельные вскрышные грузопотоки выделяются в следующих случаях: при больших масштабах вскрышных работ; значительных размерах карьерных полей; перевозке вскрыши на внешние и внутренние или рассредоточенные отвалы; различных видах транспорта на горизонтах и т. д.

На крупных карьерах отдельные грузопотоки делят их поля на технологические зоны. Эти зоны включают в себя обслуживаемую часть рабочей зоны карьера (часть уступов, находящихся в разработке) и нерабочую часть карьера, где располагаются транспортные коммуникации данных грузопотоков. В каждой технологической зоне действуют свои комплексы бурового, погрузочного и транспортного оборудования.

Комплекс оборудования формируется из основного и вспомогательного оборудования отдельных технологических процессов: подготовка пород к выемке; выемочно-погрузочные работы, перемещение горной массы; отвалообразование; складские работы и первичная переработка полезного ископаемого.

Основаниями к выбору оборудования и формирования структур комплексной механизации карьеров служат природные, технологические и технические, организационные и экономические факторы.

Из природных факторов наибольшее влияние оказывают крепость пород, условия залегания полезного ископаемого, вид и его назначение, топография поверхности карьера и климатические условия.

Из технологических и технических факторов – производительность карьера по полезному ископаемому и вскрыше, требования к восстановлению поверхности. Производительность карьера влияет на выбор параметров горных и транспортных машин (емкость ковша, грузоподъемность транспорта, диаметр скважин и др.).

Организационные факторы – это необходимые качественные и количественные взаимосвязи в работе оборудования смежных процессов в комплексе и самих комплексов в динамике развития горных работ.

Из экономических факторов на выбор оборудования оказывают влияние капитальные и эксплуатационные затраты.

В целом формирование структур комплексной механизации карьеров базируется на следующих основных положениях.

1. Рациональное качественное и количественное формирование основного и вспомогательного оборудования грузопотоков.

2. Состав машин комплекса с техническими характеристиками, соответствующими характеристикам пород и условиям залегания полезного ископаемого.

3. Обоснованный количественный резерв машин или резерв их производительности.

4. Взаимоувязка мощности, параметров, производительности и числа машин и механизмов основных и вспомогательных производственных процессов.

5. Ведущими машинами технологического процесса, с которыми увязываются параметры, производительность и число машин других звеньев, в том числе и вспомогательных, являются погрузочные и транспортные машины.

Порядок выбора структуры комплексной механизации следующий.

1. Исключаются структуры, которые не могут быть применены в данных условиях по природным и техническим факторам.

2. Из оставшихся структур выбирают наиболее вероятные структуры, которые удовлетворяют природным, технологическим, техническим, организационным факторам.

3. Наиболее вероятные структуры оцениваются по их техникоэкономическим показателям.

 




double arrow
Сейчас читают про: