Трудовые песни и припевки. Характерные черты трудовых песен

• Трудовые песни - самая обширная группа народно-песенного творчества, которая включает как песни о труде, так и песни и припевки, исполнявшиеся непосредственно в процессе трудовой деятельности.

• Говоря о трудовых песнях, надо иметь в виду, что почти все народно- песенное творчество, так или иначе, отражало различные виды трудовой деятельности. О труде говорится в колыбельных и детских песнях, балладах и былинах (ратный труд), лирических, хороводных и игровых песнях, частушках и многих других жанрах песенного фольклора.

• Понятия «труд» и «жизнь». Их синонимичность в сознании народа. Функционирование народной песни с определенной практической или жизненной целью.

• Любая работа у русского народа сопровождалась пением, известны песни лесорубов, лесосплавщиков, грузчиков, носильщиков, плотников, гребцов, бурлаков. Крестьянский труд сопровождался пением сеятельных, покосных! зажиночных, жатвенных, дожиночных, помочанских и многих других песен, исполняемых до работы и после работы. Трудовая жизнь городских «низов» также была заполнена песенным творчеством: до нас дошли песни ткачей, извозчиков, ямщиков, песни фабричные, шахтерские, лакейные и др.

• Настоящий раздел посвящен песням, сопровождавшим трудовые промыслы.

• Промысловый труд на Руси иначе назывался отходничеством: временный уход крестьян на заработки в города был широко распространен среди помещичьих оброчных крестьян и особенно усилился после реформы 1861 г. Важнейшими из промыслов были бурлацкий, плотницкий и лесосплавный, у жителей побережья Белого моря - неводный промысел. Бурлацкий промысел, иначе судовой, расшивной, или промысел «тяги судна бечевой» возник вместе с развитием на Руси судоходства - с конца XVIII века. Первые суда назывались «расшивами» (отсюда название промысла), на них зажиточные крестьяне - владельцы расшив перевозили хлеб с низовьев Волги до Рыбинска и дальше в Петербург и за границу,41

• Первые записи о трудовых артелях людей, толкающих судна, относятся к 40-м годам XVII века. Существовало несколько способов передвижения судна против течения: либо с берега его тянули бурлаки за толстый канат (это называлось «идти лямкой»), либо судно проталкивали «подачами» специальной лодкой «завозней». Артели бурлаков, которых также называли «лямочниками», насчитывали от 50 до 150 человек - это зависело от размера судна и груза. Такая работа требовала большой выносливости и силы, а продвижение артели возможно было только при условии строгой организации совместных усилий.

• Пение в процессе трудовой деятельности одновременно выполняло две функции: с одной стороны организовывало, направляло и корректировало работу артели, с другой - отвлекало от осознания физической усталости, развлекало и в этом плане облегчало труд.

• Время складывания большинства бурлацких песен приходится на период развития промышленности, торговли и судостроения (конец XVIII - начало XIX века). Исследователь жанра трудовых песен А.А. Банин отмечает, что в это время возникли такие известные песни, как «Дубинушка», «Эй, ухнем», «Во всю-то ночь мы темную», «Подуй, подуй, непогодушка». Особую популярность они приобрели благодаря публикациям этнографов и русских композиторов, в частности деятельности М.А. Балакирева.

• С появлением пароходов бурлацкий промысел постепенно начал угасать, однако и в начале XX века на Волге и ее притоках можно было увидеть «лямочников», тянущих судно или плот (причем не только мужские артели, но и женские).

• Лесосплавный промысел. Этот вид наемного труда получил развитие в середине XIX века и включал такие виды работ, как сборка и разборка плотов, погрузка и разгрузка самосплавных судов (белян); снятие плотов с мели, сопровождение плотов во время сплава леса, подтягивание бревен к берегу реки, торможение слишком быстрого хода плота при большом течении реки и другие. Работа эта была не только трудной, но и опасной. Лесосплавщики пели те же песни, что и бурлаки, некоторое отличие можно увидеть в том, что работа с лесом требовала более значительных по силе, но менее продолжительных трудовых усилий, резких и точных движений. Отсюда продолжительные трудовые песни, удобные для монотонной и однообразной ходьбы у бурлаков, уступили место коротким призывным припевкам, четко организующим рабочие движения. Множество таких трудовых припевок записал исследователь трудовых песен и припевок А.А. Банин в бассейнах рек Волги и Ветлуги.

• В трудовых припевках - коротких песнях-командах - многократно повторяются слова:- «еще раз», «ой, да берем», «давай еще раз», «ой да еще». Собственно поэтический текст и сюжет в них отсутствуют, главными становятся командные реплики, которые приобретают конкретный практический смысл. Важно то, что эти команды исходят не от наблюдающего начальника, а от самих рабочих (возможно от запевалы). Музыкальная сторона припевок, а именно интонация и ритм, определялись речевыми возгласами: обилием кварто-квинтовых интонаций, четкой акцентной метрикой, квадратностью построений.

• Трудовые песни, создаваемые простыми рабочими для слаженной работы артели подчас поражают современных профессиональных музыкантов и исследователей фольклора своей стройностью формы, развитостью мелодической линии напева, сложной организацией многоголосной ткани («Ой, да разгребем-ка, братцы, лодочку»)- •

• Плотницкий промысел. Возникновение этого вида промысла восходит к глубокой древности. Крупные постройки общественного значения, например церкви, на Руси возводились «всем миром», работа на «вздымках» (возведении крыши крестьянской избы) также требовала коллективных усилий. Однако плотницкое дело вплоть до XIX века оставалось уделом мастеров-одиночек, только с ростом промышленного производства оно приняло значение промыслового артельного труда. Для строительства мостов, плотин, крупных хозяйственных построек владельцы на тех же бурлацких базарах нанимали бригаду плотников из числа крестьян. Развитие и бытование артельных плотницких песен было связано именно с коллективной формой труда, в котором песня играла организующую роль.

• Одной из самых любимых в народе трудовых артельных песен была «Дубинушка». Ее возникновение, вероятнее всего, было связано с другим древнейшим артельным трудом - валкой леса. Обилие лесных массивов в Центральной России, несомненно, способствовало формированию особого вида трудовой деятельности, связанной с лесоповалом. У восточных славян издревле существовал беспахотный способ обработки земли: в лесной чаще валили деревья, сжигали их, убирали остатки несгоревших пеньков и сеяли в золу семена хлебных злаков. Крупный исследователь русской народной песни XIX века Е.В. Гиппиус на основании изучения текста высказал предположение о том, что повторяющиеся слова: «дубинушка, ухни», «дубинушку ухнем» надо понимать, как «дуб повались». Кроме того, лес являлся строительным материалом для крестьянских построек, позже лес валили для сплавки его по рекам - все это подтверждает предположение о наличии особых трудовых песен и припевок, который помогали валить деревья. Одной из древних песен этого промысла, дошедших до нас, явилась «Дубинушка».

• Дальнейшими исследованиями этнографов был зафиксированы факты «кочевания» «Дубинушки» из одного промысла в другой: ее пели плотники в момент забивания сваи в землю, лесосплавщики - при подтягивании плота к месту перегрузки. Множество существовавших вариантов «Дубинушки» А.А. Банин подразделяет на быстрые (скорые, веселые) и медленные, протяжные, варьирование темпа исполнения зависело от характера трудовой деятельности. В любом случае акцентируемые слова припева песни «сама пойдет», «ухнем» и другие певцы приспосабливали к коллективным трудовым усилиям: поднятие или опускание сваи, перестановку ноги в шаге, поднимание доски на плечо, усилия рук при гребле и т.д.

• Трудовые артельные песни разнообразны и разнохарактерны: среди них немало «проголосных», т.е. медленных протяжных песен, близких крестьянской традиционной лирике, что свидетельствует о том, что формирование жанра трудовых песен происходило не изолированно, а в тесной связи с другими песенными жанрами. С другой стороны, многие трудовые песни, возникнув в среде артельных рабочих, затем имели широкое бытование («Вниз по матушке по Волге», «Дубинушка»),

• С точки зрения социально-бытового назначения, трудовые песни имеют общий признак - они исполняются во время работы, этим определяется их организующая функция.

• Для большого числа трудовых песен типична куплетная форма, с ярким контрастом между запевом и припевом. Запев обычно более напевный, импровизированного характера, а припев представляет собой командный возглас. Такое строение всецело определяется бытовым назначением и организующей функцией песни: на запеве рабочие готовятся к общему трудовому усилию, а с помощью припева его осуществляют. При этом все внимание поющих сосредоточивается на припеве, а содержание раскрывается в запеве. Содержание трудовой песни обычно незамысловато и часто наполнено любовными шутками, намеками, ироничными «поддевками».

• Форма одной и той же трудовой песни может варьироваться в зависимости от конкретных трудовых действий, и даже количества работающих. Так запев, звучит столько времени, сколько этого требует подготовительное рабочее движение, количество повторяемых в припеве команд-возгласов также зависит от успешности общего дела («Эй, ухнем»).

• В трудовых песнях встречается строфическая форма, которая более всего характерна для лирических, хороводных и других песен. Ее проникновение в жанр трудовых песен говорит о глубокой взаимосвязи песенного фольклора.

• Специфическими средствами музыкальной выразительности трудовых песен являются: ходы в мелодии на кварту, квинту и сексту, пунктирный и синкопированный ритм, регулярно-акцентный метр (двухдольный); четкая и ясная структура песни.

• К особенностям поэтического текста трудовых песен относятся обилие междометий «ах», «ой», «ох», особенно характерных для бурлацких песен.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: