Маршрут квеста по окрестностям Дома Павла Сергеевича Строганова

 Маршрут квеста по окрестностям Дома Павла Сергеевича Строганова:

Литейный проспект, 4 — Литейный проспект, 6 — улица Чайковского, 11/2 — улица Чайковского, 10 — Моховая улица, 5 — Моховая улица, 1/9Д — Гагаринская улица, 3 — Гагаринская улица, 1/24 — набережная Кутузова, 4.

Интерактивная версия карты: https://yandex.ru/maps/-/CCUEYZshXB

Адреса маршрута: https://yandex.ru/maps/-/CCUEYZGJ3C

Краткое описание объектов маршрута:

1) Литейный проспект, д. 4. Литейный двор, Старый арсенал, окружной суд (не сохр.); здание МВД России.

Ул. Чайковского (бывшая Сергиевская) составляла Литейную часть Санкт-Петербурга, которая была организована в 1710-х гг. по приказу Петра I.

В 1711 г. у нынешнего Литейного моста были построены артиллерийские палаты и Литейный двор, где отливали пушки. Вскоре после этого первый архитектор Санкт-Петербурга, Доменико Трезини, спроектировал застройку района, проложив Пушкарские «линии». Шпалерная ул. тогда считалась 1-й линией, Захарьевская ул. – 2й, Сергиевская – 3-й, Фурштатская – 4-й, а Кирочная – 5-й, а вся эта часть города именовалась Пушкарской слободой и отделялась от Невского проспекта Летним садом.

Изначально Петр I задумывал сделать Литейную часть центром Санкт-Петербурга. Набережную Пушкарской слободы было предложено сделать продолжением Дворцовой, на ней расположились придворная канцелярия, каменные и фахверковые дворцы графы и члены царской семьи. На Пушкарских линиях располагались дома мелких служащих и работников Литейного двора. Шпалерная, Сергиевская и Кирочная были главными улицами. Так, в 1714 – 1716 гг. участки между Захарьевской и Сергиевской улиц были отданы служащим двора царевича Алексея Петровича.

Но уже в 1716 г. Петр I стал рассматривать в качестве центра не эту часть города, а Васильевский остров, из-за чего элитная застройка прекратилась. К середине XVIII в. часть домов принадлежала принятым на русскую службу иностранцам. Другая часть построек была отдана под мануфактуры, строительные службы, склады дров и продовольствия. А свободные участки отвели для младших офицеров, священников и чиновников Артиллерийского и Дворцового ведомств.

В 1733 г., по приказу Анны Иоанновны, по Литейной части расселились артиллерийские офицеры, в связи с чем Пушкарские линии были переименованы в Артиллерийские. К середине XVIII в. бывшая придворная Пушкарская слобода постепенно превратилась в заводскую: в зданиях стали располагаться мануфактуры, строительные службы, склады дров и продовольствия.

На 1770 – 1840-е гг., с началом эпохи классицизма, пришелся новый этап развития Литейной части. На ее улицах появились казармы лучших полков гвардии и здания Ведомства императорского двора. Здесь продолжали селиться зажиточные дворяне, к ним в правление Павла I и Александра I присоединялись и такие государственные деятели, как М. М. Сперанский и А. А. Аракчеев.

В начале XIX в. в Литейной часть появились также первые русские салоны. Здесь проживали Н. М. Карамзин, А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов. В 1834 году историк А. П. Башуцкий писал, что Литейная часть Санкт-Петербурга, куда входила Моховая улица, представляет собой царство лучшего общества, место жительства людей высшего круга, большого, тонкого и модного света.

Очередной период развития этого района Санкт-Петербурга связан с правлением Николая I.Это было время разложения феодально-крепостнической системы, развития капиталистических отношений, роста производства и прогресса культуры. Все это подготовило расцвет Санкт-Петербурга во второй половине XIX в.: увеличивалось население и площадь города, в связи с чем в 1850 – 1860-х гг. были разработаны новые градостроительные планы.

Менялся и облик Литейной части. В 1846 г. здесь появился первый водопровод Санкт- Петербурга, в 1847 г. – первые омнибусы, а еще через два года вместо Литейного двора – наплавной Литейный мост (в 1875 г. его заменили на металлический).

В том же 1848 г. император Николай I подписал указ, который запрещал строить деревянные дома в центральных районах города. В районе возобновилась элитная застройка уже в новой стилистике: с середины XIX в. вместо классицизма популярным стало направление эклектики, город стали украшать неоренессансные и необарочные постройки.

На рубеже XIX – XX вв. в этой части города появилась первая в России частная женская гимназия и Мариинская школа кружевниц. Здесь также располагались многочисленные музыкальные, литературные и художественные салоны. Здесь в течение десятилетий жили писатели: М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. С. Лесков, В. В. и Д. В. Стасовы, композиторы П. И. Чайковский, Ц. Кюи и Н. А. Римский-Корсаков, художники Н. А. Ярошенко и Н. П. Богданов-Бельский. В Литейной части проживали и такие общественные деятели, меценаты и благотворители, как княгиня М. Ф. Барятинская, Ю. С. Нечаев-Мальцов, С. В. Панина, В. И. Икскуль, великая княгиня Ольга Александровна.

С 1880-х гг.в этом районе стало появляться все больше пятиэтажных доходных домов (некоторые из них были надстроенными кирпичными зданиями эпохи классицизма). Владельцами и жителями домов становились крупные предприниматели. Вплоть до революции почти треть зданий Литейной части принадлежала придворному, гвардейскому ведомствам или храмам.

6 октября 1923 г. Петроградский губернский исполком издал постановление о присвоении группе городских улиц имён в честь революционных деятелей и деятелей искусства. Шпалерная ул. была переименовала в ул. Воинова, Захарьевская - в ул. Каляева, Сергиевская - в ул. Чайковского, Фурштатская - в ул. Петра Лаврова, Кирочная - в ул. Салтыкова-Щедрина. Литейный проспект стал называться проспектом Володарского, а Воскресенский проспект - проспектом Чернышевского.

Сегодня существует две версии о переименовании Сергиевской ул. в ул. Чайковского. Такое название было дано либо в честь Петра Ильича Чайковского, который часть жизни провел в доме №12 на бывшей Сергиевской ул. и в 1850 – 1859 гг. учился в Училище правоведения на пересечении с набережной реки Фонтанки. Либо Сергиевскую переименовали в честь Николая Васильевича Чайковского, одного из основателей молодёжных революционных кружков.

Вопрос о возникновении названия Сергиевской улицы тем не менее остается открытым. Многие исследователи Литейной части считают, что такое название улица получила в 1762 г. в связи с Собором преподобного Сергия Радонежского на пересечении с Литейным проспектом. К сожалению, сам собор до нас не дошел: на его месте, по адресу Литейный пр., д. 6, сегодня находится здание Главного артиллерийского управления.

 

2) Литейный проспект, д. 6/ул. Чайковского, д. 14. Здание Главного артиллерийского управление (Сергиевский всей артиллерии собор до 1934 г.)

В 1731 г. на этом участке архитектором И. Шумахером была сооружена деревянная церковь для мастеровых Литейного двора, где изготавливали пушки для армии и флота. В 1737 г. храм сгорел, и в 1744 – 1746 гг. И. Шумахер перестроил его в камне.

В 1796 – 1800 гг. церковь вновь была перестроена и в 1803 г. получила статус собора во имя преподобного Сергия Радонежского. Еще спустя тридцать лет он был передан в военное ведомство и стал называться Сергиевским всей артиллерии собором.

Храм XIX в. был построен в стиле классицизм. Это был вытянутый с запада на восток объем с массивным куполом на востоке, над алтарем, и двухъярусной колокольней на западе, над главным порталом. Фасады были украшены портиками с колоннами, которые обрамляли вход в собор.

Собор был базиликального типа: внутри него было цельное пространство без привычного нам деления четырьмя колоннами на отдельные нефы. Основной объем заканчивался алтарной зоной.

В 1914 – 1916 гг. храм был расширен по проекту архитектора Л. Бенуа, к нему пристроили часовню. А в 1934 г. архитектор И. Ф. Безпалов перестроил собор в здание органа государственного управления по охране государственной безопасности, которое стоит здесь и сегодня. В память о располагавшемся здесь соборе Сергия Радонежского в 2008 г. на здании Главного артиллерийского управления была открыта мемориальная доска.

 

Бывшая Сергиевская, нынешняя ул. Чайковского, как уже было ранее сказано – одна из старейших в Санкт-Петербурге: она возникла в 1710-х гг. по проекту Доменико Трезини. В отличие от других бывших Пушкарских (Артиллерийских) линий, она проходила от Потемкинской ул. не до Литейного проспекта, а до нынешней ул. Оружейника Федорова (быв. Косой канал): между каналом и Фонтанкой были устроены пруды для развода рыбы и находился Запасной двор – склад припасов царского двора. В 1770 г. канал и пруды засыпали, и Сергиевскую улицу продлили до набережной реки Фонтанки.

В XIX в. Сергиевская ул. была центром Литейной части. До середины столетия большая часть домов строилась из дерева, многие были с каменным низом и деревянным верхом. Но в 1848 г. появился запрет на строительство деревянных лицевых домов в центральных районах Санкт-Петербурга, с тех пор на Сергиевской улице стали возводить каменные постройки.

Нынешний облик улицы сформировался именно в середине – второй половине XIX в. – в период популярного на тот момент направления в искусстве – эклектики. В мемуарах «Петербургское общество 1860-х годов» писали: «В то время Сергиевская улица уже так обустроилась, что по справедливости могла считаться петербургским Faubourg St. Jermain и многим дамам очень нравилось это сравнение».

Над архитектурным оформлением этой улицы работали выдающиеся мастера эклектики, среди которых был Ипполит Антонович Монигетти (1819 – 1878 гг.) – архитектор Дома Павла Сергеевича Строганова на бывшей Сергиевской ул., д. 11/2.

 

3) Ул. Чайковского, д. 11/Моховая ул., д. 2. Дом Строгановых

По переписи 1727 г., участок, на котором расположен дом, изначально принадлежал капитан-поручику Преображенского пола Федору Фирсову. И только в начале XIX в. его владельцами стали Строгановы. Павлу Сергеевичу Строганов дом перешел по наследству от его деда – графа Григория Александровича в 1857 г. и в 1857 – 1859 гг. был перестроен по проекту архитектора Монигетти И. А. Через двадцать лет архитектором Месмахером М. Е. была надстроена домовая церковь, а позднее – еще два этажа.

Дом Павла Сергеевича был частью усадьбы, которая состояла из нескольких построек. В основном объеме здания располагались парадные комнаты и комнаты членов семьи Строгановых. Слева от него по ул. Чайковского, через ворота, был двухэтажный флигель с хозяйственными помещениями внизу и комнатами для прислуг наверху. Во дворе же располагалось служебное здание в четыре этажа, в нем были помещения для служителей и сторожей, а также конюшни.

Сам дом расположен буквой «Г» и выходит окнами на две улицы: Моховую и Чайковского. Изначально двухэтажный, он был построен в стиле эклектики – популярного на тот момент направления в архитектуре.

Внутри дома и сегодня, на беломраморной лестнице, находится мраморная скульптура лисицы, в лапах которой – картуш с вензелем из двух переплетенных букв «С». Похожие лисицы изображены и на гербе Строгановых. На нем также расположена надпись «FERAM OPES PATRIAE, SIBI NOMEN», что в переводе на русский значит «Родине – богатство, себе — имя».

Род Строгановых был одним из наиболее состоятельных и влиятельных в России. Его вотчина сформировалась к середине XVI в. и была крупнейшей в стране: в начале XVIII в. она достигала 10 млн десятин, что соответствовало размерам небольшого европейского государства. Такое крупное состояние позволило Строгановым оказывать финансовую поддержку Петру I в Северной войне со шведами, Ермаку – при организации похода в Сибирь, Минину и Пожарскому – при создании ополчения.

За особые заслуги Петр I пожаловал Строгановым дворянский титул. В 1722 г.  представителям рода был дарован титул баронов, а в 1761 г. – титул графов Священной Римской империи. Вместе с этим Строгановы породнились с представителями правящего дома (Нарышкины и Скавронские) и с представителями других знатных родов России: Шереметевы, Бутурлины, Голицыны, Шаховские, Трубецкие, Демидовы. Все это приблизило Строгановых к верховной власти: они начали занимать высшие бюрократические посты и встали в один ряд с династиями Разумовских, Шереметевых и Юсуповых.

Помимо этого, Строгановы известны не только как государственные деятели, но и как меценаты. В императорской России меценатской деятельностью занимались род Демидовых, Н. П. Румянцев, В.А. Кокорев, М. Беляев, Н. фон Мекк, П. Захер, К.В. Третьяков. Первым меценатом из фамилии Строгановых был Александр Сергеевич Строганов (1733 – 1801 гг.) – прадедушка Павла Сергеевича.

Павел Сергеевич был продолжателем дела своего прадеда и следовал его решениям. Они оба оказывали поддержку представителям искусства. Александр Сергеевич создавал школы для крепостных и оказывал материальную помощь поэтам и художникам: Дмитрию Левицкому, Владимиру Боровиковскому, Гавриилу Державину, Ивану Мартосу и другим. Павел Сергеевич был почетным членом Академии Художеств и Общества поощрения художников. Музею общества он передавал ценные предметы искусства, а в 1860 г. вовсе организовал денежную премию своего имени.

Ф. А. Васильев (1850 – 1873 гг.), который трижды выигрывал премию ОПХ, стал фамильным художником Строгановых.

По аналогии с прадедом, у Павла Сергеевича был свой крепостной архитектор, П. С. Садовников. Он спроектировал несколько зданий в стиле эклектики в Центральном районе города: по Соляному переулку и набережной Фонтанки.

Наконец, как и Александр Сергеевич, молодой граф путешествовал по Европе и с 1850 – 1860-х гг. закупал произведения старого и современного искусства в свое собрание. Как раз для размещения своей европейской коллекции Павел Сергеевич решил перестроить дом на нынешней ул. Чайковского. Считается, что идеи для его оформления родились из путешествия Павла Сергеевича с отцом по Италии в 1840-х гг. так же, как вдохновением для отделки интерьеров Строгановского дворца на Невском проспекте послужила поездка Александра Сергеевича в Европу в 1770-х гг.

В журнале «Пчела» писатель и коллекционер Дмитрий Васильевич Григорович (1882 – 1900 гг.) опубликовал описание дома Павла Сергеевича. В статье говорилось, что проект планировки был разработан с учетом размещения предметов собрания графа: «…кaждoй вeщи прeднaзнaчaлся зaрaнee уютный угoл, кaждaя стeнa и oкнo вывoдились с цeлью выгoднoй устaнoвки и oсвeщeния».

В художественной коллекции дома Павла Сергеевича с 1849 г. был также скульптурный бюст Фавна работы итальянского мастера Бачо Бандинелли. Сейчас он находится в стенах Государственного Эрмитажа, но до того, как перейти к Строгановым, он был в коллекции военного историка, мемуариста и директора Публичной библиотеки генерал-майора Дмитрия Петровича Бутурлина (1790 – 1849 гг.)– отца жены Павла Сергеевича, Анны Дмитриевны Строгановой.

Бутурлин был представителем еще одного графского рода Российской империи. Его жене (теще Павла Сергеевича), статс-даме Елизавете Михайловне Бутурлиной (урожденной Комбурлей; 1805 – 1859 гг.), принадлежал дом напротив – по адресу Сергиевская ул., д. 10.

4) Ул. Чайковского, д. 10. Дом Е. М. Бутурлиной

Первым владельцем участка в первой половине XVII в. был артиллерист, капитан-бомбардир, генерал-майор Василий Дмитриевич Корчмин, который командовал батареей на Стрелке Васильевского острова и с именем которого связывают название этого района города. Участок перешел к Е. М. Бутурлиной только в 1844 г.

Сам дом был перестроен после смерти Д. П. Бутурлина, в 1857 – 1860 гг., архитектором Гаральдом Эрнестовичем Боссе (1812 – 1894 гг.). Мастер эклектики, он разрабатывал варианты архитектуры как неоренессанса, так и необарокко.

Дом Е. М. Бутурлиной является примером необарокко (или, «второго барокко»). Трехэтажное здание богато украшено скульптурой, колоннами и лепными декоративными элементами. Ранее на его карнизе были расположены фигурные вазы, а над аркой ворот – герб Бутурлиных. Южный фасад здания поделен на три части: центральная часть немного отодвинута вглубь участка, что создало на фасадах игру света и тени. Из-за большого количества балконов исследователи в шутку называют дом Е. М. Бутурлиной «гимном балкону», т.к. он свидетельствует об ином отношении архитектуры XIX в. к удобству и комфорту. В этой постройке барочная игра фасадов соединилась с новым пониманием функции жилого дома.

После смерти в 1859 г. Е. М. Бутурлиной дом перешел ее сыну – Петру Дмитриевичу, а затем ее брату – Петру Петровичу, который с 1863 г. стал сдавать в нем квартиры. Еще через четырнадцать лет дом по наследству получила А. Д. Строганова и в следующем году продала его графу Петру Андреевичу Шувалову, приближенному Александра II.

В 1860-х – 1917 гг. в бывшем особняке А. Д. Бутурлиной находилось австро-венгерское посольство, из-за чего дом после объявления Первой мировой войны забросали камнями и подожгли, после чего в нем располагался Совет австро-венгерских солдатских депутатов (солдат-военнопленных), которые топили печи мебелью. Вплоть до 1920-1930-х гг., когда здание было перестроено в многоквартирный жилой дом для руководящих сотрудников партийных и советских хозяйственных учреждений, у дома не было постоянного владельца.

Сегодня бывший особняк А. Д. Бутурлиной остается жилым домом. Неподалеку от него, по адресу Моховая ул. (быв. Хамовая), д. 5, находится бывший особняк Г. А. Щербатова, с именем которого связана дальнейшая судьба собрания Павла Сергеевича Строганова.

 

5) Моховая ул., д. 5. Особняк Г. А. Щербатова, Дом А. Г. Толстой (с 1906 г.)

Впервые участком в 1779 г. завладел придворный чиновник Иван Моисеевич Гудимов. Им был выстроен двухэтажный каменный дом со въездными воротами, который выходил другой стороной на Гагаринскую ул. Затем участок менял владельцев, и в 1830 г. он перешел к Бибиковым – семье тайного советника Дмитрия Гавриловича Бибикова. При них дом был украшен в распространенном в то время стиле позднего классицизма и в 1836 г. был поделен на два участка, которые теперь выходили окнами: один – на Хамовую ул., другой – на Гагаринскую ул.

В 1852 г., после продолжительной аренды особняка, его купил князь Григорий Алексеевич Щербатов (1819 – 1881 гг.) – помощник, а затем и попечитель Петербургского учебного округа, председатель Цензурного комитета. В 1853 г. началась перестройка дома архитектором Г. Э. Боссе (который в 1857 – 1860 гг. построил уже рассмотренный нами дом Е. М. Бутурлиной).

В 1905 г. дом по наследству перешел дочери Щерабтовых, А. Г. Толстой, при которой особняк был надстроен архитектором Александром Артемьевичем Полещуком на один этаж. В таком виде он дошел и до нас.

В годы СССР он был отдан под общежитие Ленинградского текстильного института им С. М. Кирова и под коммунальные квартиры, претерпели изменения и интерьер, и фасады дома. Без изменений сохранилась только отделка первого этажа.

6) Ул. Чайковского, д. 7. Особняк Е. Н. Нарышкиной

Первые владельцы этого участка, как и во всей Литейной части, жили еще в XVIII в. С 1748 г. до 1830-х гг. это был пустырь без какой-либо постройки или постоянного владельца. В 1835 г. он перешел к действительной статской советнице Донауровой – жене приближенного Павла II – Михаила Ивановича Донаурова (1758 – 1817 гг.). На участке был выстроен двухэтажный каменный дом на высоком цоколе. Вскоре участок выкупил государственный деятель Михаил Михайлович Сперанский.

После кончины М. М. Сперанского его дочь продала дом Екатерине Николаевне Нарышкиной – супруге поручика лейб-гвардии Конного полка Эммануила Дмитриевича Нарышкина.

Эммануил Дмитриевич Нарышкин был еще одним крупным благотворителем, проживавшем в Литейной части. После отставки он оказывал финансовую поддержку народному просвещению и на вотчине, в Тамбовской губернии, создал несколько учебных заведений. Позднее он сочетался вторым браком с Александрой Николаевной Чичериной, которая тоже занималась благотворительной деятельностью.

В 1841 – 1843 гг. Г. Э. Боссе занимался перестройкой и расширением дома, пристроив к старому зданию справа объем и разместив в нем парадный подъезд. Новая часть имела другие пропорции, форму и размер окон. Чуть позже к зданию было пристроено три дворовых флигеля, что сделало его доходным домом.

Г. Э. Боссе как мастер эклектики разрабатывал варианты как необарокко, так и архитектуры на стыке классицизма и неоренессанса. Фасады его построек выглядят сдержанно и упорядоченно. Вместо ордера их украшают традиционные для флорентийского ренессанса XV в. элементы: рустовка, горизонтальные тяги и прямоугольные наличники. Окна под балконом на первом этаже называют «брамантовскими»: своей формой они напоминают аркаду, а их изобретение которых приписывают итальянскому архитектору Ренессанса Д. Браманте. Интересной чертой дома Е. Н. Нарышкиной является металлический зонтик над подъездом – один из первых металлических козырьков в гражданской архитектуре Санкт-Петербурга.

Нарышкины владели участком с 1839 г. по 1851 г. С 1879 г. дом принадлежал Екатерине Алексеевне – жене профессора Медико-хирургической академии, Сергея Петровича Боткина. В 1879 – 1885 гг. на втором этаже особняка работало первое высшее учебное заведение для женщин в России – Высшие женские (Бестужевские) курсы.

В дальнейшем, с 1893 и вплоть до революции домом владел род Волконских, после чего в особняке размещалась Северная областная станция защиты растений от вредителей сельского хозяйства. В 1958 г. бывший дом Е. Н. Нарышкиной был перестроен под онкологическую больницу, которая находится здесь по сей день.

Неподалеку от Сергиевской ул., д. 7 расположено еще два особняка в стиле неоренессанс. В середине XIX в. в них проживали графы Николай и Григорий Александрович Кушелев-Безбородко.

7) Гагаринская ул., д. 1/Кутузова наб., д. 24. Особняк Г. А. Кушелева-Безбородко; Дом А. Г. Елисеева

Набережная Кутузова, на которую выходит один из фасадов здания, несколько раз меняла свое название. Первоначально, при Петре I, она была продолжением Дворцовой набережной: на ней возводили свои дома представители высшие сословия России, в том числе члены царской семьи. С 1892 г. на ней размещалось французское посольство, а в 1902 г. в Россию нанес визит президент Лубэ, в связи с чем набережная получила название Французской.

В 1770-х гг. участок по адресу Гагаринская ул., д. 1/Кутузова наб., д. 24 (быв. Дворцовая наб.) получил будущий генерал-аншеф артиллерии, барон Иван Иванович Меллер-Закомельский. Он возвел трёхэтажный дом с главным фасадом, выходящим на Неву, к нему пристроил два флигеля высотой в два этажа и еще один одноэтажный. После этого особняк постоянно сдавался внаем.

В 1799 г. его приобрел граф Петр Кириллович Разумовский (1751 – 1823 гг.), который в 1827 г. продал особняк графу Александру Григорьевичу Кушелеву-Безбородко (1800 – 1855 гг.). При нем особняк был перестроен по проекту архитектора В. А. Глинки для размещения в нем собрания классических скульптур.

После кончины Александра Григорьевича особняк перешел его сыну, Григорию Александровичу (1832 – 1870 гг.) – литературному деятелю, благодетелю и собирателю предметов искусства.

Особняк Г. А. Кушелева-Безбородко является примером ордерного варианта неоренессенса и включает в себя элементы тосканской архитектуры XVIв. Он был перестроен в 1857 – 1858 гг. архитектором Р. Р. Генрихсеном, который сохранил стены и форму окон прошлого трехэтажного здания. Изменилась отделка фасадов: первый этаж был обработан рустом, второй и отчасти третий этажи были декорированы пилястрами и барельефами с путти – элементами отделки ренессанса. При этом пропорции фасада и простые наличники напоминают об эпохе классицизма.

После смерти Григория Александровича особняк перешел его сестре, а затем – князю Михаилу Сергеевичу Волконскому (1832 – 1909 гг.), при котором дом все так же оставался одним из культурных центров Санкт-Петербурга: на его сцене устраивались любительские спектакли.

С 1892 г. владельцем особняка был купец первой гильдии, сооснователь товарищества «Братьев Елисеевых» – Александр Григорьевич Елисеев. В 1893 – 1894 гг. семейный архитектор А. К. Гаммерштедт перестроил часть дома, которая выходила окнами на Гагаринскую ул. При Г. А. Кушелеве-Безбородко первый этаж был подсобным, на втором жила семья владельца, а квартиры третьего этажа сдавались внаем. Аналогичным образом в особняке проживали Елисеевы, сдавая внаем часть помещений.

В квартире А. Г. Елисеева тоже находилось небольшое собрание произведений искусства: 56 «бронзовых фигурок», «галерея с 18-ю картинами маслом», 44 иконы в драгоценных окладах, коллекция серебра и орденов.

После революции здание было отдано под коммунальные квартиры. В 1920-х гг. в доме временно располагалось посольство Эстонской республики и Фабрика эксцентрического актера под руководством Григория Козинцева и Леонида Трауберга.

В 2001 г. дом был признан памятником федерального значения. Реконструкция дома началась только в 2011 г., когда в нем появился элитный клубный дом «Особняк Кушелева-Безбородко» с квартирами в аренду. К 2015 г. были надстроены дворовые флигели и основной объем здания.

 

8) Гагаринская ул., д. 3. Дом И. И. Меллер-Закомельского; Особняк графа Н. А.Кушелева-Безбородко (с 1840-х гг.), Малый мраморный дворец (с 1873 г.), Особняк Екатерины М. Долгоруковой (С 1881 г.)

При Петре I по нынешней Гагаринской ул. проходила граница между постоялыми дворами и дворцовым Запасным двором со складами, прудами и «гаванцем», который засыпали в середине XVIII в., а на его месте возвели ряд флигелей для дворцовых служащих. Оформление квартала закончилось после постройки Прачечного моста через р. Фонтанку (1766 – 1769 гг.) и сооружения гранитных набережных (1763 – 1768 гг.). С этого времени район был разбит на участки, и на нем началось строительство частных особняков.

В XVIII в. участком по адресу Гагаринская ул., д. 3 владел князь С. Трубецкой. В начале XIX в. он принадлежал купцу Д. Образцову, который выстроил каменный двухэтажный дом в форме буквы «Г». Справа от него был одноэтажный хозяйственный флигель, уходящий вглубь участка. В 1820 – 1830-х гг. здесь располагалось прусское посольство: дом был расширен со стороны двора, а на участке появилось еще несколько флигелей.

В 1840-х гг. участок с домом приобрел граф Александр Григорьевич Кушелев-Безбородко (1800 – 1855 гг.) и соединил его со своим другим, соседним особняком на Гагаринской ул., д.1 / наб. Кутузова, д. 24.

Проект перестройки обоих участков составил архитектор Мартынов. Уличный фасад дома №3 следовал традиции зрелого классицизма: он был поделен на три части. Центральная часть была акцентирована балконом на третьем этаже и выше – аттиком. На фасадах был скромный декор: простые сандрики, лепные венки и орнаментальный фриз. До сих пор неизвестно, какой архитектор выполнил задумку Мартынова. В литературе ошибочно упоминается имя Г. Э. Боссе, чей проект по перестройке в 1846 г. служебных флигелей в домашний театр и летнюю оранжерею был одобрен, но не осуществлен.

В 1855 г., после смерти Александра Григорьевича, дом №3 перешел по наследству его сыну, Николаю Александровичу. Тогда же, по проекту архитектора Эдуарда А. Шмидта, к флигелю, который примыкал к дому со стороны двора, были пристроены оранжерея и корпус с театром, библиотекой и парадным залом для коллекции фарфора. До нас дошли поэтажные планы построек и фасад оранжереи в стиле ренессанс: нижний этаж был рустован, а верхний – оштукатурен.

С 1857 по 1859 гг. Э. А. Шмидт представил проект перестройки дома. По сторонам от лицевого фасада он добавил два новых объема и оформил особняк в формах итальянского зрелого ренессанса. Вскоре архитектор представил новый проект, в котором фасад был облицован розовым тивдийским мрамором. Подобная мраморная отделка была лишь у Мраморного дворца (1768 – 1785 гг.) и Исаакиевского собора и сближала особняк с итальянским «палаццо».

Внутри корпуса была создана новая парадная лестница, парадные залы, гостиные и жилые комнаты. Парадная лестница была отделана розовым и черным мрамором, украшена скульптурами и вазами. Интерьеры залов были богато украшены лепниной и скульптурой, а также плафоном итальянской работы XVII в. Большой кабинет был отделан дубовыми панелями и тисненой кожей и был копией кабинета короля Карла Vв Брюгге. Первоначальная отделка интерьеров особняка сохранялась до 1917 г.

В дом был также проведен водопровод из р. Невы.

Помимо самого дома Николай Александрович унаследовал от отца коллекцию картин, основание которой положил еще канцлер времен Екатерины II,светлейший князь А. А. Безбородко. В 1846 г. А. Г. Кушелев-Безбородко открыл в нынешнем доме галерею, которая работала по четвергам с 12 до 14 ч. Вместе с картинной галереей в особняке располагался и концертный зал, который граф сдавал артистам бесплатно.

Сам Николай Александрович дополнил собрание современными произведениями французских художников. После его смерти в 1862 г. коллекция живописи была передана в Академию Художеств для открытия общедоступной «Кушелевской» галереи, в 1922 г. собрание перешло в Государственный Эрмитаж.

В 1873 г. вдова Николая Александровича продала дом великому князю Константину Николаевичу, владельцу Мраморного дворца. В документах придворной конторы бывший особняк Н. А. Кушелева-Безбородко стал называться Малым мраморным дворцом. В 1881 г. дом был приобретен Министерством императорского двора для княгини Екатерины Михайловны Юрьевской – многолетней подруге и будущей жене императора Александра II.  

После продажи особняка другому владельцу в 1913 г. по проекту гражданского инженера Н. Н. Игнатьева на месте театра, сада и оранжереи был поставлен шестиэтажный жилой дом в стиле неоклассицизма и тремя флигелями с дворами-колодцами. В 1927 г. в бывшем особняке разместился Научно-исследовательский институт охраны труда.

В 1970-х гг. особняк Н. А. Кушелева-Безбородко был взят под охрану как памятник архитектуры второй половины XIX в., были отреставрированы плафоны, интерьеры дома и его фасад, в залах (в картушах) были восстановлены инициалы княгини Е. М. Юрьевской.

9) Кутузова наб., д. 4/ Шпалерная ул., д. 18/ Кричевский пер., д. 2. Особняк А. Д. Шереметева

Первым владельцем участка был гвардии капитан-поручик П. О. Кожин: в 1780-е гг. он выстроил трехэтажный особняк с фасадами, выходящими на три улицы. С конца века по 1850-е гг. в доме размещались офицерские квартиры.

А в 1858 г. отставной штабс-капитан барон Борис Александрович Фитингоф-Шель (1828 – 1901 гг.) купил здание и сразу начал его перестройку по проекту Е. А. Тура. Архитектором была изменена внешнее и внутреннее оформление дома, который приобрел барочно-ренессансный облик.

При Борисе Александровиче в особняке организовывались литературно-музыкальные вечера. Среди постоянных гостей были писатель В. А. Соллогуб, композитор А. С. Даргомыжский и скульптор Н. С. Пименов. С подачи В. А. Соллогуба вечера стали называться «Клубом ярых ревнителей», в котором соблюдался особый устав: запрещались карточные игры, восторг можно было показывать молча, поднимая вверх глаза, а любезничать с женщинами можно было не раньше, чем за ужином, чтобы не мешать другим музицировать и слушать чтение.

В 1883 г. последним владельцем особняка стал граф Александр Дмитриевич Шереметев, который для его переделки позвал четырех архитекторов: В. Г. Тургенева, В. А Пруссакова, А. И. Гогена и Д. Д. Зайцева.

К 1885 г. особняк получил обновленную отделку внутренних помещений и фасадов.

Над парадной лестницей Г. В. Барановским была сооружена домовая церковь. Проекты зала и парадных комнат частично повторяли интерьеры дома Шереметевых на Фонтанке, 34. Архитектором выступил Барановский Г.В.

На фасадах появились крытые балконы.

В особняке А. Д. Шереметева располагалось собрание картин и мрамора, а также семейные реликвии. Часть этой коллекции поступила затем в Государственный Эрмитаж. Так же, как и предыдущий владелец, граф был большим любителем музыки. В своем доме он устраивал благотворительные концерты для широкой публики.

В 1918 г. граф с семьей эмигрировал во Францию, а его дом на наб. Кутузова был разграблен в 1922 г. С 1934 г. в нем размещался Дом писателя.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: