Существует ряд форм государственной поддержки инноваций:
1) прямое привлечение государственных средств в высокотехнологичные отрасли. Этот способ основан на создании так называемых институтов развития - государственных фондов или компаний, которые предоставляют кредиты под небольшой процент, инвестируют или соинвестируют в высокотехнологичный бизнес;
2) снижение издержек высокотехнологичного бизнеса - специальные налоговые режимы для технологичных компаний, пониженные ставки взносов во внебюджетные фонды и т.д.;
3) создание инфраструктуры - технологических университетов, дата-центров, технопарков, бизнес-инкубаторов. С развитием Интернета и проведением высокоскоростных каналов связи по стране вклад государства здесь становится менее актуальным, однако в отдаленных регионах Севера и Дальнего Востока с инфраструктурой остаются проблемы;
4) трансфер технологий, т.е. перевод интеллектуальной собственности из государственных рук (НИИ, образовательные учреждения, военные технологии) в частные. Сюда же можно отнести поддержку перспективных исследований (гранты, создание государственных лабораторий, поддержку образования ученых за границей).
Каждый из перечисленных способов опосредуется в нормативных актах. Остановимся подробнее на вопросах соответствующего правового регулирования.
Институты развития. Задача институтов развития - финансовая поддержка инноваторов. Это производится различными организациями в соответствии с масштабами необходимого финансирования.
Снижение издержек (косвенное регулирование). Косвенное регулирование позволяет инноваторам снижать издержки, таким образом повышая норму прибыли в высокотехнологичных отраслях. К сожалению, при отсутствии прибыли такое регулирование не работает, косвенное регулирование в этом случае должно сочетаться с иными методами, действующими на ранних стадиях развития инновационного бизнеса. В России используются следующие формы косвенного регулирования инноваций:
1) сниженные ставки налогов. В первую очередь следует отметить пониженные либо нулевые ставки налога на добавленную стоимость на научно-исследовательские работы;
2) пониженные ставки взносов в государственные внебюджетные фонды для ИТ-компаний, аккредитованных в Министерстве связи и массовых коммуникаций РФ;
3) пониженные ставки взносов для резидентов "Сколково" и т.д.
Преимущество такого регулирования - отсутствие государственных расходов. В то же время терминологически определить инновационное производство и отделить его от неинновационного чрезвычайно сложно, что увеличивает риск злоупотреблений. Поэтому такие косвенные нормы либо несут большой конфликтный потенциал (нулевые ставки НДС), либо сложны для применения (пониженные ставки взносов во внебюджетные фонды). И то и другое закрывает путь к льготам для небольших компаний.
Создание инфраструктуры для развития инноваций. Разработка многих направлений инноваций требует специальной технической инфраструктуры. Именно из-за отсутствия инфраструктуры в России и Восточной Европе, странах ЕАЭС развиваются в основном инновационные предприятия в сфере компьютерных технологий. Высокоскоростные сети и удаленные дата-центры ликвидировали потребность ИТ-предпринимателей в специальных технопарках.
Для комплексного развития территорий за рубежом часто используется механизм специальных экономических зон, в которых инновационная инфраструктура совмещена со специальным налоговым и таможенным режимом. В России с этой целью Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" предусматривает технико-внедренческие экономические зоны с инновационной инфраструктурой. Пока их пять: в Дубне, Зеленограде, Санкт-Петербурге, Томске, Татарстане ("Иннополис").
Резиденты этих зон пользуются льготными ставками налога на прибыль, на имущество организаций, а также пониженными ставками взносов в государственные внебюджетные фонды. Резиденты также могут использовать инфраструктуру технико-внедренческих зон, применять специальный таможенный режим.
Трансфер технологий. Исключительные права на изобретения и другие результаты интеллектуальной деятельности, созданные на государственные средства, остаются в управлении государственных организаций, в первую очередь вузов и научных институтов. Они, с одной стороны, не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью; с другой - не имеют права передавать государственную собственность в частные руки. В результате полезные разработки остаются "под стеклом".
Для передачи (трансфера) современных технологий в промышленность необходимо установить специальные правила, по которым исследовательские центры смогут "приватизировать" государственную интеллектуальную собственность. Так, в США Закон Бэя - Доула (Bayh - Dole Act), принятый в 1980 г., установил, что результаты исследований, финансируемых государством, переходят в собственность вузов и научных центров, которые имеют право продавать их частным компаниям. В результате резко увеличилось коммерческое применение результатов исследований, что оказало эффект на экономику в целом.






