1) Предметы и задачи ФР
Объектом изучения являются растения, которые дают нашей планете, человеку и всем живым организмам продукты питания, энергию (Е), кислород О2, и используется как строительный материал, лекарства, продукты для получения одежды, бумаги и других веществ продукции.
Предметом изучения ФР является изучение продуктов жизнедеятельности растительного организма в течении всей его жизни во взаимосвязи с окружающей средой. Т.о. ФР – это наука о предметах жизнедеятельности и функциях растительного организма в течении всей жизни во взаимосвязи с окружающей средой.
Функции и процессы: минеральное питание, дыхание, фотосинтез, рост и развитие, поглощение и превращение органических веществ, их синтез.
Задачи ФР:
1. Познание закономерностей живых организмов и их жизнедеятельности
2. Разработка основы повышения продуктивности растений и его качества.
3. Разработка установок для осуществления фотосинтеза в искусственных условиях.
4. Разработка основ охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов нашей планеты.
|
|
Лесное хозяйство – один из видов культуры почвы, направлен на постоянное и наивыгоднейшеепроизводство древесины.
Основой производства является процесс фотосинтеза.
Суть заключается в поглощении и превращении электромагнитной энергии света в энергию химических связей, соединений и образования из неорганических связей (Н2О, СО2)
Во 1-х: необходимо разработать методы повышения коэффициента использования этой энергии (КПО зеленого листа); во 2-х – это один из мощнейших методов повышения урожая, отсюда нужно уметь эффективно использовать эти вещества, но и не навредить природе. Например: знание водного обмена растений дает нам возможность более продуктивно использовать осадки, обосновать растительные нормы;
Изучение роста и развития растений позволяет человеку направлено влиять на процесс формирования урожая и его качества с помощью регулирования внешних условий и применения различных химических соединений.
Механизмы устойчивости растений к неблагоприятным условиям (сильные морозы, оттепели, затопления, летне-весенняя засуха и др.) болезням или вредителям: изучив эти механизмы можно разработать меры борьбы с неблагоприятными факторами или вывести сорт устойчивый к выше перечисленным факторам.
ФР является академической наукой и все перечисленные процессы, задачи, конкретные обстановки или условия произрастания мы можем не только расширить, но и управлять этими процессами.
ФР связана с другими науками: основная – ботаника, физика, химия. Изучив ФЗ легко дадутся генетика, агрохимия, почвоведение, экология и др.
|
|
Все вышеперечисленные процессы и условия:
- фотосинтез;
- водный баланс;
- дыхание;
- поступление и превращение веществ;
Всё это приводит нас к дисциплине лесоводство: количество и качество древесины, плодов, семян, соотношение роста корней и побегов.
2) История. Этапы развития ФР
1 этап: Связывают с именем Аристотеля: растения в отличии от человека и животных берут свою пищу из почвы, выпивая из нее питательные соки, а корни уподобил рту животных – они захватывают пищу.
Впервые Теофраст выказал мысль о роли листьев.
2 этап: 1870 г. Жан Сенебье назвал эту науку Физиология Растений.
В России основателем генетики считается К.А.Тимирязев:
1. Изучил процесс фотосинтеза
2. Обосновал роль зеленых растений
3. Пропагандировал идеи Ч. Дарвина
4. Внес большой вклад в развитие естествознания
А.С. Фаминцын – основоположник лабораторных изучений растений.
Ученики: Ивановский 1892г – открыл вирусы.
1903 М.С.Цвет разработал принципы абсорбционного хроматографического анализа.
*Ван-Гельмонт изучал почвенное питание растений. Он поставил опыт с растениями и пришел к выводу, что растения берет воду из почвы и из нее строит свой организм. Это учитывалось в создании гумусовой теории растений.
*Либих обосновал закон возврата – это основа для внесения минеральных удобрений.
* Буссенго, Воронин в 1866г обосновал роль бобовых растений в фиксации азота.
*Прянишников является основателем агрохимии.
*М.В. Ломоносов первый высказал проблему о превращении энергии.
*1872г Пристли открыл процесс фотосинтеза.
*Процесс дыхания открыл Лавуазье, в России этот процесс изучали Бах, Костачев, Баландин.
В настоящее время ФЗ определятся как биологическая наука – эта наука, интегрирующая объединяет молекулярная биологию, микробиологию и объединяется с экологией и др науками.
Итог: В России развитие идет на электрофизиологию; Курсанов, Чайлахян