Календарно-тематический план. Практических занятий по биологии для студентов I курса I медицинского факультета

“УТВЕРЖДАЮ”

ДЕКАН I МЕДИЦИНСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО

             “___”_____________________________2019 г.

________________________проф. Я.А.Соцкая

                                         (подпись              звание          ФИО)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ I КУРСА I МЕДИЦИНСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО НА ОСЕННИЙ СЕМЕСТР 2019-2020 УЧ. ГОДА

 

Тема практических занятий Вопросы,  подлежащие изучению Перечень практических навыков

Обьем в часах

Дата

Аудит.

1.   Вступление в курс медицинской биологии. Уровни организации живого. Оптические системы в биологических исследованиях. Клеточный уровень организации биологических систем. Современный этап развития общей и медицинской биологии. Место биологии в системе медицинского образования. Сущность жизни. Свойства живого. Формы жизни, ее фундаментальные свойства и атрибуты. Эволюционно обусловленные структурные уровни организации жизни; элементарные структуры уровней и основные биологические явления, их характеризующие. Значение представлений об уровнях организации живого для медицины. Оптические системы в биологических исследованиях. Строение светового микроскопа и правила работы с ним. Техника изготовления временных микропрепаратов, их изучение и описание. Методы изучения структуры клетки. Уметь: - пользоваться световым микроскопам для изучения микроскопического строения эукариотической клетки - читать электронограммы.  

02.09.-06.09.19

401-417

2. Клеточный уровень организации биологических систем. Структурные компоненты цитоплазмы и ядра. Клеточные мембраны. Транспорт веществ через плазмалемму.   Структурно-функциональная организация эукариотической клетки. Химический состав клетки: макро- и микроэлементы. Вода, значение водородных связей в процессах жизнедеятельности клетки. Органические соединения – углеродсодержащие вещества живых организмов.. Цитоплазма и цитоскелет. Циклоз. Органеллы цитоплазмы – мембранные и немембранные, значение и принципы функционирования.Включения в клетках, их функции. Ядро – центральный информационный аппарат клетки. Структура интерфазного ядра. Хромосомный и геномный уровни организации наследственного материала.Хроматин: эухроматин, гетерохроматин. Методы изучения структуры и функционирования клетки. Уметь: - дифференцировать два уровня клеточной организации: прокариотический и эукариотический; - охарактеризовать клетку как элементарную, целостную систему; - дифференцировать компоненты цитоплазмы: органоиды и включения в растительных и животных клетках; - обосновать общность и структурно-функциональное отличие клетки растительной и животной.  

09.09.-13.09.

 

  Молекулярная организация ядра.  Ядро – центральный информационный аппарат клетки. Структура интерфазного ядра. Структурная организация нуклеосом. Строение и функции ядрышка. Хромосомный и геномный уровни организации наследственного материала. Хроматин, уровни организации: эухроматин, гетерохроматин. Методы изучения структуры и функционирования клетки. Научиться решать задачи, раскрывающие строение молекул ДНК и РНК, процессы репликации и репарации ДНК  

 

16.09.-20.09.

 

4. Организации наследственного аппарата у прокариот и эукариот. Структурно-функциональная классификация генов. Характеристика нуклеиновых кислот: ДНК и РНК, пространственная организация, видовая специфичность, роль в хранении и передаче наследственной информации. Принцип кодирования аминокислот.Репликация ДНК. Поддержание генетической стабильности клеток: самокоррекция и репарация ДНК. Хромосомы: химический состав, особенности морфологии. Субмикроскопическое строение. Кариотип: морфофункциональная характеристика и классификация хромосом человека (Денверская).Хромосомный анализ. Правила хромосом. Идиограмма кариотипа человека.

Научиться решать задачи, раскрывающие строение молекул ДНК и РНК, процессы репликации и репарации ДНК

 

  23.09.-27.09.

 

 
5. Передача генетической информации в клетке. Биосинтез белка. Ген как единица генетической функции. Определение и свойства. Строение гена про- и эукариот.Гены структурные, регуляторные, тРНК, рРНК. Структура и функции. Функциональная классификация генов. Генетический код, его свойства. Основные этапы биосинтеза белка в клетке. Транскрипция. Процессинг, сплайсинг.Трансляция (инициация, элонгация, терминация). Постранслянционная модификация белков.  

Научиться решать задачи, раскрывающие процессы транскрипции и трансляции.

  30.09.-04.10.

 

 
  Биосинтез белка. Регуляция экспрессии генов. Особенности регуляции экспрессии генов у прокариот и эукариот. Модель оперона, его организация и принципы функционирования. Экзонно-интронная организация генома эукариот. Уметь обяснить модель оперона, его организацию и принципы функционирования. Знать прнципы экзонно-интронной организации генома эукариот.

 

07.10.-11.10.

 

7. Организация клетки во времени. Клеточный цикл, его периодизация. Деление клеток. Молекулярные механизмы клеточной пролиферации. Гибель клеток. Организация клетки во времени. Изменения клеток и их структур во время митотического цикла (интерфазы и митоза). Клеточный цикл, перидизация и возможные направления. Способы деления клетки: амитоз, митоз, мейоз. Амитоз и его механизмы.Эндомитоз, политения. Митотический цикл, его периодизация. Митоз, характеристика фаз. Митотическая активность тканей. Нарушения митоза.Мейоз, характеристика фаз. Биологическое значение. Жизнь клеток вне организма. Клонирование клеток. Уметь делать запись содержания генетического материала в разные периоды интерфазы и на разных стадиях митоза и мейоза

14.10.-18.10.

 

  Итоговый рубежный контроль №1. Коллоквиум. Компьютерное тестирование. Сдача практических навыков. Занятие проводится с целью закрепления ранее изученного материала. Занятие проводится с целью закрепления ранее полученных навыков.

21.10.-25.10.

 

9. Проявления основных закономерностей наследования на примере менделирующих признаков человека (моно-, ди- и полигибридное скрещивание) Генетика: предмет и задачи, этапы развития.Основные термины и понятия генетики. Принципы гибридологического анализа. Моногибридное скрещивание: закон единообразия гибридов первого поколения, закон расщепления. Закон “чистоты гамет”. Цитологические основы законов. Отклонение от ожидаемого расщепления. Анализирующее скрещивание, его практическое приложение. Летальные гены. Взаимодейтвие по одной аллельной паре. Множественные аллели. Ди- и полигибридное скрещивание: закон независимого комбинирования признаков, его цитологические основы. Доминантный и рецессивный типы наследования нормальных и патологических признаков человека. Меделирующие признаки человека. Промежуточный характер наследования у человека. Уметь: - определить тип наследования менделирующих признаков человека; - предусмотреть генотипы и фенотипы потомков по генотипам родителей; - рассчитать вероятность проявления наследственных болезней у потомков в зависимости от пенетрантности гена;  

28.10.-01.11.

 

10. Взаимодействия аллельных и неаллельных генов. Явление плейотропии. Множественный аллелизм. Генетика групп крови. Взаимодействие аллельных генов (полное доминирование, неполное доминирование, сверхдоминирование или супердоминирование, кодоминирование). Взаимодействия неаллельных генов (комплементарное взаимодействие, эпистаз, полимерия). Полигенное наследование признаков у человека. Первичная и вторичная плейотропия. Серии множественных аллелей. Наследование групп крови человека по антигенными системам АВ0 и MN.Резус-фактор. Резус-конфликт.Иммуногенетика: предмет, задачи. Тканевая и видовая специфичность белков, их антигенные свойства. - Уметь: - определять отцовство по группе крови родителей и ребенка; - анализировать сложные механизмы наследования признаков у человека; - рассчитать вероятность проявления наследственных болезней у потомков в зависимости от пенетрантности гена;  

04.11.-08.11.

 

11. Сцепленное наследование. Генетика пола. Сцепленное наследование. Особенности наследования групп сцепления. Хромосомная теория наследственности. Механизм кроссинговера, цитологические доказательства, биологическое значение. Генетические карты хромосом. Методы картирования хромосом человека. Современное состояние исследований генома человека. Нехромосомная наследственности. Наследование пола человека. Наследование сцепленных с полом заболеваний человека. Признаки, сцепленные с полом, закономерности их наследования. Признаки, ограниченные полом и зависимые от пола. Гемизиготность. Механизмы генетического определения пола у человека и их нарушения. Бисексуальная природа человека. Проблема переопределения пола, психосоциальные аспекты. Уметь: - анализировать сложные механизмы наследования признаков у человека; - рассчитать вероятность проявления наследственных болезней у потомков в зависимости от пенетрантности гена; -

11.11.-15.11.

 

12. Изменчивость у человека как свойство жизни и генетическое явление: фенотипическая и гено-типическая изменчивость Изменчивость, ее формы и проявления на организменном уровне: фенотипическая и генотипическая изменчивость. Модификации и норма реакции. Длительные модификации. Статистические закономерности модификационной изменчивости. Комбинативная изменчивость, ее источники. Мутационная изменчивость у человека и ее фенотипические проявления. Классификация мутаций: геномные, хромосомные аберрации, генные. Естественный мутагенез, индуцируемый мутагенез. Мутагены: физические, химические, биологические.Генетический мониторинг. Генетическая опасность загрязнения среды Понятие об антимутагенах и комутагенах. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости, его практическое значение. Уметь: - применить закон гомологических рядов наследственной изменчивости;    

18.11.-22.11.

 

13. Основы медицинской генетики. Методы изучения наследственности человека. Генеалогический метод. Основы медицинской генетики. Человек как специфический объект генетического анализа. Методы изучения наследственности человека. Генеалогический метод. Правила построения родословных. Генетический анализ родословных. Уметь: - построить и провести генеалогический анализ родословных с наследственной болезнью;  

25.11.-29.11.

 

14. Хромосомные болезни. Цитогенетический метод их диагностики. Близнецовый и дерматоглифический методы. Классификация наследственных болезней человека. Хромосомные болезни, которые предопределены нарушением количества или структуры хромосом, цитогенетические механизмы, сущность. Цитогенетические методы. Кариотипирование. Анализ кариотипов больных с наследственными болезнями. Определения X- и Y-полового хроматина как метода диагностики наследственных болезней человека. Близнецовый метод. Определение влияния генотипа и окружающей среды в проявлении патологических признаков человека. Дерматоглифический, иммунологический и методы гибридизации соматических клеток. Уметь: - рассчитать роль наследственности и условий среды в развитии признаков (по результам близнецового анализа); - выбрать соответствующие методы изучения наследственности человека для диагностики разных наследственных болезней; - разработать мероприятия для снижения степени проявления патологического состояния у больных с наследственной патологией; - дифференцировать хромосомные болезни человека;  

02.12.-06.12.

 

15. Молекулярные болезни. Биохимический метод и ДНК-диагностика Моногенные (молекулярные) болезни человека, которые предопределены изменением молекулярной структуры гена. Молекулярные болезни углеводного, аминокислотного, белкового, липидного, минерального обмена. Механизм их возникновения и принципы лабораторной пренатальной диагностики.Генная инженерия. Биотехнология. Понятие о генной терапии. Уметь: - выбрать соответствующие методы изучения наследственности человека для диагностики разных наследственных болезней - разработать мероприятия для снижения степени проявления патологического состояния у больных с наследственной патологией;  

09.12.-13.12

 

16. Особенности популяционной генетики человека. Популяционно-статистический метод. Медико-генетическое консультирование Популяционно-статистический метод. Закон постоянства генетической структуры идеальных популяций.Использование формулы закона Харди-Вайнберга в медицине для определения генетической структуры популяций людей.Медико-генетические аспекты семьи. Медико-генетическое консультирование.Профилактика наследственной и врожденной патологии. Пренатальная диагностика наследственных болезней. Уметь: - вычислить генетический состав популяций людей; - разработать мероприятия для снижения степени проявления патологического состояния у больных с наследственной патологией;  

16.12.-20.12.

 

17. Итоговый рубежный контроль №2. Коллоквиум. Компьютерное тестирование. Сдача практических навыков. Занятие проводится с целью закрепления ранее изученного материала. Занятие проводится с целью закреп-ления ранее полученных навыков.

23.12.- 27.12.

 

18. Размножение на организменном уровне. Бесполое и половое размножение. Биологические особенности репродукции человека. Гаметогенез. Оплодотворение. Размножение как механизм обеспечения генетической непрерывности в ряду поколений. Бесполое и половое размножение. Биологическая сущность и цитологические основы. Особенности репродукции человека в связи с его биосоциальной сущностью. Гаметогенез. Оплодотворение у человека – восстановление диплоидного набора хромосом, увеличение разнообразия комбинации генов у потомков. Уметь: - определить обеспеченность генетической непрерывности в ряду поколений. -отличать основные способы бесполого и полового размножения. - охарактеризовать онтогенеза человека. - дифференцировать периоды гаметогенеза. - определять основные типы яйцеклеток - дать характеристику: оплодотворению, партеногенезу, гиногенезу, андрогенезу.

30.12.19-

03.01.20.

.

19. Молекулярно генетические механизмы регуляции онтогенеза. Пренатальный периода развития человека. Онтогенез: типы, периоды, этапы и их общая характеристика. Эмбриональное развитие человека. Этапы и их общая характеристика. Дифференцирование на молекулярно генетическом, клеточном и тканевом уровнях. Регуляция функции генов в онтогенезе. Экспериментальное изучение эмбрионального развития. Проблема детерминации и взаимодействия бластомеров. Эмбрионная индукция. Регуляция в процессе дробления и ее нарушения (близнецы, пороки развития, уродства). Критические периоды онтогенеза человека. Тератогенез. Тератогенные факторы среды. Врожденные пороки развития. Классификация: наследственные, экзогенные, мультифакториальные, гаметопатии, бластопатии, эмбриопатии, фетопатии. Уметь: -формулировать этапы и их общая характеристику. - характеризовать дифференцирование на молекулярно генетическом, клеточном и тканевом уровнях. - описать явление эмбриональной индукции. - характеризовать критические периоды онтогенеза человека. - отличать врожденные пороки развития (наследственные, экзогенные, мультифакториальные, гаметопатии, бластопатии, эмбриопатии, фетопатии.)

06.01.-

10.01.

 

Всего (часов)

                     

 

Утверждено на заседании кафедры                                _______протокол №__1_______________ “__27_ ”_____08_____ 2019 г.   Зав. кафедрой _______________ (Федченко С.Н.)                                                   (подпись)                         (ФИО) “СОГЛАСОВАНО” ЦМК по фундаментальным дисциплинам “___ ”____________ 2019 г.   Председатель ЦМК____________ (Кащенко С.А.)                                               (подпись)                         (ФИО)  

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: