Практическое занятие. II. Экзаменационные вопросы к курсу. История русской литературы рубежа 19-20 веков

Практическое занятие

Юмор и сатира в литературе начала XX в.

 

1. Журнал «Сатирикон» и судьбы сатириконцев в России и эмиграции.

2. Рассказы А. Аверченко и Тэффи: типология героев; поэтика комического. Влияние Чехова.

3. Поэтическое творчество Саши Чёрного (сборники «Сатиры», «Сатиры и лирика»): способы создания сатирических образов; маски лирического героя; проблема идеала.

 

Литература:

Аверченко А. Невозможное. Серёжкин рубль, Три жёлудя, Кулич, Продувной мальчишка и др.произведения из сборников «Рассказы о старой школе» и «Дети».

Тэффи. «Проворство рук», «Жизнь и воротник», «Даровой конь», «Когда рак свистнул», «Концерт», «Модный адвокат», «Утешитель», «Политика и наука», «Семейный аккорд», «Семья разговляется», «Страшный ужас» и др. произведения из книг «Юмористические рассказы».

1. Чуковский К. Современники. М., 1963.

2. Михайлов О. Страницы русского реализма. М., 1982.

3. Дьякова Е.А. Писатели-«сатириконцы»: Аверченко, Тэффи, Саша Чёрный // Русская литература рубежа веков. 1890-начало 1920-х годов. М., 2001. Кн. I.

4. Спиридонова Л.А. Бессмертие смеха. Комическое в литературе русского зарубежья. М., 1999.

5. Одоевцева И. На берегах Сены. Л., 1989.

 

II. Экзаменационные вопросы к курсу

«История русской литературы рубежа 19-20 веков»

 

1. Общая характеристика русской литературы конца XIX–начала XX вв. Границы эпохи, её периодизация. Понятие «серебряный век». Предпосылки возникновения нового этапа русской литературы.

2. Общая характеристика русской литературы конца XIX–начала XX вв. Понимание человека и его места в мире. Роль В. Соловьёва и Ф. Ницше в искусстве серебряного века.

3. Поэзия рубежа XIX–XX вв. Течения и группы. Поэты вне течений. Художественный мир лирики серебряного века, особенности её поэтики.

4. Драматургия и театр начала XX века.

5. Русский реализм начала XX века. Новые грани реализма.

6. Тема «маленького человека» в прозе рубежа 19–20 веков.

7. Ранние произведения Горького. Тип героя-босяка. Вопросы морали.

8. «Бывшие люди» в ряду героев Горького («Супруги Орловы», «Коновалов», «Двадцать шесть и одна» и др.). Система персонажей в повести «Фома Гордеев».

9. Творчество Горького между двух революций. «Пестрота» национального характера: повесть «Городок Окуров», цикл рассказов «По Руси», повесть «Детство».

10. «Дело Артамоновых» Горького: смысл заглавия.

11. Путь Бунина-поэта. Особенности его стихотворной лирики.

12. Социальные, национальные и «вечные» вопросы в повестях И.А. Бунина «Деревня» и «Суходол».

13. Противоречия национального характера в «крестьянских» рассказах Бунина. Полемика с предшественниками в рассказах «Ночной разговор», «Петлистые уши», «Архивное дело».

14. Человек и история в «философских» рассказах Бунина 1910-х годов («Господин из Сан-Франциско», «Братья», «Сны Чанга», «Чаша жизни» и др.).

15. Новаторство романа Бунина «Жизнь Арсеньева».

16. Концепция любви в поздней прозе Бунина и в цикле «Тёмные аллеи».

17. Символизм как миропонимание и эстетический феномен. Философская основа символизма. Символ и миф в эстетике русского символизма.

18. «Старшее» поколение символистов. Авангардные тенденции в их поэзии. Обзор творчества одного из «старших» символистов (В.Я. Брюсов, Д.С. Мережковский, К.Д. Бальмонт, З.Н. Гиппиус, Ф. Сологуб).

19. «Младшие» символисты. Вл. Соловьев и соловьевский миф. Концепция теургии и жизнетворчества. Противоречия младосимволизма.

20. Русский символистский роман. Проблемы поэтики. «Мелкий бес» Ф. Сологуба: иронический мир передоновщины, лирический мир книги, авторская художественная игра.

21. Лирическая трилогия А. Блока. Раннее творчество поэта.

22. Категория стихии во втором томе лирической трилогии А. Блока.

23. Образ «страшного мира» в третьем томе лирической трилогии А. Блока.

24. Тема России в творчестве А. Блока (лирика, публицистика, поэма «Двенадцать»).

25. Концепция естественного человека и любви, особенности психологизма в прозе Куприна.

26. Повесть «Поединок»: изображение армейской среды; духовный путь Ромашова; философия Назанского и проблема авторской позиции.

27. М. Горький-драматург. На дне» как социально-философская пьеса. Характер драматургического конфликта; образная система.

28. Л. Андреев-драматург. Пьеса Л. Андреева «Жизнь человека» как экзистенциальная драма.

29. Черты экспрессионизма в творчестве Л. Андреева («Жизнь Василия Фивейского», «Красный смех», «Мысль» и др.).

30. Концепция революции в творчестве Л. Андреева («Рассказ о семи повешенных», «Тьма», «Губернатор», «Так было»).

31. Образ русского национального мира в повестях Е. Замятина 1910-х годов. Поэтика сказа.

32. Английские» повести Е. Замятина «Островитяне» и «Ловец человеков». Их художественные особенности и место в контексте творчества писателя.

33. Творчество И. Анненского. Новаторство его импрессионистской поэтики. Влияние на пути развития русской литературы.

34. Эстетическая программа акмеизма. Проблема читательского восприятия.

35. Творческая эволюция А. Ахматовой. Особенности ранней лирики.

36. Творческая судьба О. Мандельштама Воплощение эстетики акмеизма в сборнике «Камень». Образ века в поэзии 1920-1930-х гг.

37. Русский футуризм. Теория и художественная практика футуристов. Творческий путь одного из поэтов (В. Хлебников, В. Маяковский и др.).

38. Новокрестьянские поэты. Их место в культуре серебряного века. Обзор творчества одного из поэтов (Н. Клюев, С. Есенин и др.).

39. Поэты вне течений. Общая характеристика творчества одного из них (В. Ходасевич, М. Цветаева и др.).

40. Сатирическая литература начала ХХ века. Журнал «Сатирикон». Поэзия Саши Чёрного, рассказы А. Аверченко и Тэффи: типология героев; поэтика комического.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: