Технологическая карта урока русского языка

Тема урока:Подготовка к написанию сочинения по картине Т.Н. Яблонской “Утро”.

 

Ф.И.О. Иваненко Л. В.

класс 6

 

Цели урока:  
Образовательные продолжить работу над описанием интерьера; собрать рабочий материал для описания комнаты, её обстановки; выделить детали интерьера, которые помогут охарактеризовать его хозяйку; написать сочинение
Развивающие развивать навыки монологической речи; развивать орфографическую зоркость и пунктуационную грамотность; совершенствовать навыки описания произведений живописи продолжение развития навыков работы с текстом    
Воспитательные   воспитание интереса к живописи; воспитание эстетического вкуса  
Тип урока     Урок общеметодической направленности
Форма урока   Фронтальная работа, индивидуальная, работа в парах, самостоятельная работа
Опорные понятия, термины     Текст, начальные и конечные предложения, сложный план, тема текста, главная мысль текста
Домашнее задание   Подготовиться к сочинению по плану.

 

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответсвии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

 

Регулятивные: проектировать траекторию развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, выявляемые в ходе исследования и конструирования текста

Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению

 

 

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
  1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала. Организация начала урока         Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. У кого из вас хорошее настроение, хлопните в ладоши. У кого не очень хорошее настроение, топните ногой. Я думаю, что в результате работы у всех будет хорошее, рабочее настроение.         Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность       личностные: внимание, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция  
  2. Мотивация к учебной деятельности Определение темы и целей урока.       Начнем мы с терминологического диктанта. Я даю развернутое определение, а вы записываете термин.
  1. Тип речи - изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. (описание)
  2. Стиль речи - воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.(художественный)
  3. вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на жёсткую или гибкую поверхность. (живопись)
  4. Изображение неодушевленных предметов в изобразительном искусстве, буквально «мертвая природа» (натюрморт)
  5. Изображение или описание какого-либо человека (портрет)
  6. Жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа (пейзаж)
  7. Изображение или описание внутреннего вида помещения (интерьер)
  8. Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически (текст)
Проверьте, правильно ли вы написали диктант. За правильный термин – 0,5 баллов, за правильное написание – еще 0,5 баллов (всего – 8) (слайд 1)    
    Пишут диктант   Проверяют диктант, самооценка   Предметные: написание терминов   Познавательные Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.   Регулятивные: самооценка
  3.Формулирование темы урока. Постановка учебных задач.    Как мы работаем с текстом? Что мы можем с ним сделать?(прочитать, написать, озаглавить, составить план, проанализировать). Из каких видов искусства эти слова? (Живопись и литература.) Чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Учиться создавать текст описание картины) (слайд 2 – тема урока) Какая основная цель урока? (подготовиться к сочинению-описанию картины)   Формулируют Записывают тему урока.   Обсуждают, ставят перед собой задачи.     Регулятивные Формулировать тему, цели урока, искать пути решения
  4. Первичное знакомство с картиной       - Почему картина так называется?(видно, что девочка только что встала с постели и делает зарядку, как бывает утром. Скорее всего, это раннее утро, т.к. за окном солнце еще неяркое и от фигуры девочки и предметов образуются длинные тени) -У этой картины есть своя история. Однажды ранним майским утром проснулась девочка Лена в прекрасном настроении, все внутри нее пело и тянулось к солнцу. Вскочила она с кровати, развела руки в стороны - еще чуть-чуть - и взлетела бы! А в это время в комнату вошла мама Лены и застыла на пороге: так необыкновенно хороша была увиденная ею картина: солнце, утро молодого майского дня и утро жизни ее маленькой дочери – все так чудесно совпало! Мама Лены была художницей и создала картину «Утро», а зовут её Татьяна Ниловна Яблонская.(слайд 5 – портрет)     Читают.   Отвечают на вопросы учителя.   Исследовательская работа. Обсуждение и поиск общего решения   познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, умение доказывать и анализировать; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами урока; соблюдение правил общения. личностные УУД: формулировка своего отношения к картине регулятивные УУД: прогнозирование и получение конкретного результата.  
5. Знакомство с художницей и её творчеством  Вспомните, какая структура у любого сочинения? (три части: вступление, основная часть, заключение) Что мы обычно пишем во вступлении сочинения-описания картины? (краткие сведения об авторе) Перед вами текст о творчестве Т. Н. Яблонской. Внимательно прочитайте его и подчеркните то, что мы можем использовать в нашем сочинении: во вступлении и заключении) Обозначьте буквой В – предложения, которые используем во вступлении, буквой З – в заключении. (если правильно выделили 4 предложения – 4 балла, за правильное распределение по частям предложения – 4 балла, всего – 8)   Работа с предложенным текстом (см. рабочие материалы)   Познавательные Анализировать, обобщать. Регулятивные: самооценка деятельности  
6. Знакомство с творчеством автора. Картина «Утро» не единственная картина этого автора. У вас на столах лежат пронумерованные тексты о картинах художника. Сейчас в течение одной минуты познакомьтесь с этим текстом, постарайтесь запомнить факты, изложенные в текстах. Затем на экране будут появляться картины, а вы расскажите о них. За подробное изложение – 1 балл, сохранение фактологической точности – 1 балл, правильная печь – 1 балл. Итого, 3 балла в лист самооценки.   Подготовка пересказа текста за ограниченное время. Познавательные Владеть приемами отбора и систематизации материала Коммуникативные Слушать и слышать других
7. Работа над картиной - Посмотрим внимательно на картину. Вы уже знакомы с понятиями «передний план картины, задний план картины». (слайд 6 – картина) В процессе работы давайте заполним таблицу, которая у вас на столе. Записываем кратко: слова, словосочетания. - Что или кто расположен на переднем плане этой картины?-Пожалуйста, опишите девочку. -Итак, на переднем плане картины - счастливая девочка. Как вы думаете, она счастлива? А как вы это поняли?   -Давайте же повнимательнее рассмотрим детали. Как вы думаете, какое время года изображено? Какая погода?   - А теперь давайте рассмотрим комнату девочки. Опишите комнату, как она подчеркивает общую идею картины: радость и счастье, мир и покой - А теперь ребята, я хочу обратить ваше внимание на некоторые детали картины. Вы обратили внимание на то, что в картине много закругленных и круглых деталей? Посмотрите! Вы видите, что почти нет острых углов. Как вы думаете, почему? - Обратите внимание на краски, которые преобладают на полотне. - Какие еще цвета есть в картине?   - Как видите, в картине все подчинено одной теме – радости жизни, счастья. - Давайте еще раз подумаем, почему же картина называется «Утро». Слово «утро» употреблено здесь в нескольких значениях: утро над городом, утро в квартире. Да и героиня полотна - девочка. Ее жизнь только начинается, ее жизнь – утро. А весна? Этоже утро в жизни природы. (какая тема картины?) - А теперь скажите, что художница хотела сказать своей картиной? Какова идея картины?   Отвечают и обосновывают сказанное, заполняют таблицу     Познавательные Владеть приемами отбора и систематизации материала Коммуникативные Слушать и слышать других
8. Физкультминутка . Физкультминутка. Давайте встанем, представим, что мы находимся в этой солнечной комнате. Потянемся вверх, к солнцу. У кого сохранилось хорошее настроение, хлопните в ладоши над головой. У кого еще есть силы работать – вытяните руки и хлопните в ладоши перед собой. У кого никаких сил уже не осталось от интенсивной работы в течение недели – топните ногами)      
  1. Работа над планом сочинения
Чтобы написать хорошее сочинение: нужен план. Какие виды планов мы знаем? (простой и сложный.) Чем они отличаются друг от друга?   Я написала для вас план, но компьютер перепутал последовательность. Попробуйте расставить пункты плана в нужной последовательности. В какой части сочинения возможна перестановка пунктов? (основная часть)  Если вы верно расставили пункты плана, поставьте себе 9 баллов. Работа над структуризацией плана сочинения Познавательные Анализировать, обобщать Регулятивные: самооценка деятельности  
  1. Работа по предупреждению лексических, орфографических, речевых ошибок.
Работа с синонимами. 4 часть – таблица, попробуйте подобрать синонимы к данным словам, чтобы не повторяться в своих сочинениях. (по 2 – 3 синонима) – за каждый синоним – балл (максимум 9 баллов) Орфографическая работа. Вам предложены слова (5 часть) В 5 словах допущены ошибки. Найдите и исправьте их. Вот эти слова (слайд 8: верно написанные слова) – 5 баллов   Подбирают синонимы к предложенным словам (см. приложение) Орфографическая работа по поиску ошибок (см. приложение) Предметные: умение подбирать синонимы, орфографическая зоркость Регулятивные: самооценка деятельности
  1. Подведение итогов работы.
Вам предложены два текста: вступление и заключение. Но некоторые слова пропущены. Попробуйте восстановить текст. Работают над восстановлением текста. Познавательные Анализировать, обобщать Регулятивные: самооценка деятельности  
  1. Подведение итогов
Вспомним тему нашего урока. Какие мы ставили перед собой цели? Достигли ли вы поставленной перед собой цели? Итак, подводим итоги: посчитайте свои баллы. Слайд 11 Максимальное число баллов: 48 «5» - 46-48 баллов «4» - 38 - 45 «3» - 24 – 37 баллов   Подводят итоги работы. Анализируют свою деятельность Анализируют свою деятельность Регулятивные: самооценка деятельности  
  1. Рефлексия
Кто доволен своими результатами, хлопните в ладоши. Кто не доволен, топните!   Спасибо вам за работу на уроке. Я надеюсь, что сочинения, которые вы напишете дома, будут содержательны, интересны и грамотны.         

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: