Культура и экономика – вместе, или порознь?

 

 

Культура и экономика – понятия настолько разные, что рассматривать их взаимосвязанное развитие даже не приходит в голову. Но Иосиф Бродский в своей нобелевской лекции еще в 1987 г. писал: «…Эстетический выбор всегда индивидуален, и эстетическое переживание -всегда переживание частное. Всякая новая эстетическая реальность делает человека, ее переживаюшего, лицом еще более частным, и частность эта, обретающая порою форму литературного (или какого-либо другого) вкуса, уже сама по себе может оказаться если не гарантией, то хотя бы формой защиты от порабощения. Ибо человек со вкусом, в частности литературным, менее восприимчив к повторам и ритмическим заклинаниям, свойственным любой форме политической демагогии. Дело не столько в том, что добродетель не является гарантией шедевра, сколько в том, что зло, особенно политическое, всегда плохой стилист. Чем богаче эстетический опыт индивидуума, чем тверже его вкус, тем четче его нравственный выбор, тем он свободнее -- хотя, возможно, и не счастливее.

Не может быть законов, защищающих нас от самих себя, ни один уголовный кодекс не предусматривает наказаний за преступления против литературы. И среди преступлений этих наиболее тяжким является не цензурные ограничения и т. п., не предание книг костру. Существует преступление более тяжкое -- пренебрежение книгами, их не-чтение. За преступление это человек расплачивается всей своей жизнью: если же преступление это совершает нация -- она платит за это своей историей. Живя в той стране, в которой я живу, я первый готов был бы поверить, что существует некая пропорция между материальным благополучием человека и его литературным невежеством; удерживает от этого меня, однако, история страны, в которой я родился и вырос. Ибо сведенная к причинно-следственному минимуму, к грубой формуле, русская трагедия -- это именно трагедия общества, литература в котором оказалась прерогативой меньшинства: знаменитой русской интеллигенции.

существует некая пропорция между материальным благополучием человека

и его литературным невежеством». А если попробовать найти связь между материальным благополучием больших групп людей и общим развитием культуры? Попробуем соотнести хорошо известные периоды развития культуры и подъемы или спады экономики в этих же странах.

Изобретение книгопечатания и удешевление в связи с этим книг, привело к росту грамотности, развитию художественной литературы. Потребность в книжных иллюстрациях

дало толчок развитию графики. Изобретение масляной живописи позволило сделать изобразительное искусство светским, разнообразить его жанры. Театр переходит с рыночных передвижных балаганов в постоянные помещения. Вместо бродячих музыкантов появляются музыкальные оркестры постоянного состава инструментов, для них сочиняется музыка. Постепенно искусство и культура проникают в широкие слои населения, приводят к общему духовному развитию общества. Начавшееся несколько позднее появление и развитие капитализма трудно связать с этим, поскольку между ними значительный промежуток времени, да и происходит все постепенно.

Еще удобнее рассматривать на примере хорошо знакомой нам  истории России. С правлением в России Петра 1 связывают начало ее экономического подъема. Но Петр 1, прежде всего, ввез в страну европейскую культуру: искусство, архитектуру, традиции. Развитие литературы, изобразительного искусства и музыки в России в начале – середине 19 века, - за ним следует мощный подъем экономики конца 19-начала 20 вв. Дальнейшие процессы происходят просто стремительно. Революция и гражданская война приводят к массовой иммиграции из страны. Но уезжает-то элита общества, наиболее духовно и культурно развитые слои населения. Резко падает уровень экономики. Историки во всем обвиняют разруху. Но все материальные ценности, все заводы и фабрики остались в России. Можно предположить, что все оставшееся без хозяина было попросту разворовано. Воровство, кроме прочего, морально-нравственное понятие, которое зависит от уровня духовности и культуры личности. 

Новая власть нуждается в идеологической пропаганде. Интенсивно растет грамотность,

ускоренными темпами расширяется сеть сельских киноустановок. Развивается театр, реалистическое изобразительное искусство, литература. Последующий за этим подъем промышленности связывают со знаменитыми пятилетками. Но без предшествующего

развития культуры это было бы невозможно.

В послевоенный период после «хрущевской оттепели» искусство стали превращать в

составную часть идеологической пропаганды. А в экономике наступает период застоя.

Когда в результате перестройки произошла либерализация экономики, все кинулись зарабатывать деньги. Казалось, наконец-то, можно жить обеспеченно. Но в то же время в

страну хлынул поток фильмов и книг с насилием, эротикой, ужасами. Духовный уровень общества падает. И вместо всеобщего богатства – поток денег из России, а в экономике –

та же «разруха», что и после революции.

Какой бы период истории любого государства мы не взяли, всегда росту экономики

предшествует развитие культуры и духовности общества. И никогда – наоборот. Самые известные примеры падения не только экономики, но и самого государства, которым предшествовало духовное обнищание – Римская и Византийская империи.

В какой-то степени исключением из этого правила можно считать резкое развитие экономики Японии, Кореи и Китая. Но оно было благодаря  огромным финансовым вливаниям извне. И Япония уже пожинает плоды этого неестественного развития.

50% японских семей не могут иметь детей. 60 % корейцев до 40 лет не считают необходимым иметь семью.

Сейчас экономисты всего мира озабочены низкими темпами роста экономики. Но максимум, что они могут сделать – это прогнозировать очередной кризис. Не хочет экономика подчиняться лучшим специалистам в области бизнеса. Казалось бы, - причём здесь культура? Просто никто не принимает во внимание тот факт, что люди с высоким духовным развитием, занимаются созидательным бизнесом с целью развития своей страны, своего народа. А остальные – просто стремятся сделать деньги, зачастую за счет других. В результате никакого роста не происходит, - созидательного развития нет.

Давно замечено, что в странах с низким уровнем жизни населения – небольшая продолжительность жизни. Но причинно-следственную связь можно представить и по-другому. Чем дольше живет человек, тем больше он соприкасается с искусством и культурой,

тем выше его духовное развитие, тем больше возможность старикам передавать свой жизненный и духовный опыт детям. И в странах с большей продолжительностью жизни

мы видим высокий уровень экономического развития. Причем продолжительность жизни зависит не от материального благополучия человека, а от его духовного богатства. Например, художники и другие деятели искусства эпохи Возрождения жили в среднем лет на 20 – 30 больше, чем их современники. И это при всех прочих равных условиях – уровне медицины, образе жизни и т. п. Сейчас эта разница продолжительности жизни тоже заметна.

Эмигранты из развивающихся стран в странах Европы и США ведут себя по-разному.

Те, кто приобщаются к европейской культуре, стремятся получить образование, достигают и

вполне высокого уровня жизни. Те же, кто остаются в рамках национальной диаспоры,

так и продолжают жить на социальное пособие, без особых перспектив на лучшее будущее.

О каком же духовном развитии может идти речь, когда вокруг столько аморального и безнравственного, так сильно желание «взять от жизни все». Вдумаемся в эту фразу:

ведь если действительно взять у жизни все, что останется?, - НИЧЕГО, жизнь перестанет существовать.

Давно известно, что искусство воздействует на наше подсознание. И те чувства, которые заложил автор в свое произведение, воздействуют и на других людей. Но если автором владело желание получить большой гонорар за свою работу, то он непроизвольно вложил свою материальную заинтересованность и в свои произведения. И это чувство в течение длительного времени передается через восприятие произведений и другим людям. Когда это делают посредственные авторы, это не так опасно. Но когда ради денег произведения искусства создают талантливые люди, - негативное влияние на общество просто непредсказуемо. Эта тенденция усилилась за последнюю сотню лет, так как благодаря средствам современной коммуникации произведения искусства стали доступны очень многим. Но люди интуитивно чувствуют это негативное влияние. Поэтому возрастает интерес к классике, созданной в то время, когда авторы произведений искусства были более религиозны, и их работы чисты в их информационной основе.

Мы традиционно гордимся российской культурой. И если учесть вышеизложенное, то

непонятно, почему наша экономика находится в таком плохом состоянии. В России существенная разница уровня внутренней культуры между авторами художественных произведений и основной массы народа. Замусоренные улицы, загаженные подъезды,

хамство, - разве это от высокой культуры? Да, нашему искусству есть что предложить для духовного развития людям. Но только это все не востребовано. Все-таки, в театры и музеи надо ходить, книги надо читать, классическую музыку надо слушать.

Весной я наблюдал интересную сцену. Женщина гуляла с дочерью лет трех. По неасфальтированной улице бежал грязный ручей талой воды. Девочка, глядя на ручей,

неожиданно сказала: «Как красиво!». Мама, скептически: «Ну, что же тут красивого, в грязном ручье». Ребенок почувствовал весеннее пробуждение природы, энергию обновления, красоту движения, развития. А мама видит только поток мутной воды.

Фразу «Красота спасет мир» часто произносят, когда показывают по телевизору красивых женщин. Но Достоевский имел в виду совсем другое – не внешнюю красивость, а ощущение

внутренней красоты. А мы разучились чувствовать внутреннюю красоту окружающего мира. И без помощи искусства и культуры обрести это чувство невозможно.

 

Игорь Глущенко.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: