Характеристика видов игр по их педагогическому значению представлена немецким психолога К. Гроссом: игры подвижные; умственные игры; сенсорные игры; игры, развивающие волю.
Все эти игры К. Гросс относит к «играм обычных функций». Игры «специальных функций» (упражнения с целью совершенствования инстинктов: семейные игры, игры в охоту, ухаживания и др.).
Н. К. Крупская делила игры и называла их:
1). Творческие – главной особенностью является самостоятельность детей.:
а) режиссерские,
б) сюжетно – ролевые,
в) театрализованные,
г) игры со строительным материалом,
2). Игры с правилами:
а) дидактические, которые делятся
по содержанию (математические, речевые, природоведческие и т.д.)
по дидактическому материалу (с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные)
б) подвижные, делящиеся
по степени подвижности (большой, средней и малой подвижности),
по преобладающим движениям (сбегом, прыжками, метанием и т.д.),
|
|
по сюжету (сюжетные и бессюжетные),
по предметам, которые используются в игре (с мячом, обручем, лентами и т.д.).
Современная классификация игр, предложенная С. Л. Новоселовой, основывается на том, по чьей инициативе они возникают:
Игры, возникающие по инициативе ребенка (самостоятельные игры): игры - экспериментирования; самостоятельные сюжетные игры (сюжетно - отобразительные; сюжетно - ролевые; режиссерские; театрализованные).
Игры, возникающие по инициативе взрослого, которые внедряют с образовательной и воспитательной целью: игры обучающие (дидактические, сюжетно - дидактические, подвижные); досуговые игры (игры - забавы, игры - развлечения, интеллектуальные, празднично - карнавальные, театрально - постановочные).
Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе взрослого и более старших детей: традиционные; народные.
Наиболее актуальным для дошкольников являются сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры.
Сюжетно-ролевые игры имеют следующие структурные компоненты:
О. И. Ивакина дает определение понятию сюжет сюжетно-ролевой игре, сюжет - то есть действительность, которую отражают дети в своих играх. Обычно они воспроизводят сцены из семейного быта и трудовой деятельности. При этом, каждому дошкольному возрасту свойственно воспроизводить разные стороны действительности внутри одного и того же сюжета (от сосредоточения на выполнении действия до отражения сложных социальных отношений).
Содержание - тот момент, который выделяет ребенок, как основной в деятельности взрослых. На протяжении дошкольного детства происходит усложнение, как сюжета, так и содержания игры.
|
|
В ходе сюжетно-ролевых игр дошкольник берет на себя определенные роли и подчиняется правилам, требуя и от других детей их соблюдения. Учитывая данную особенность сюжетно-ролевых игр, взрослому важно грамотно руководить игрой детей, чтобы донести до них нравственные нормы поведения и правила, которые воспроизводятся детьми в процессе игровой деятельности.
Дидактические игры - это специфическая и содержательная для детей деятельность. Данный вид игры имеет готовый игровой материал, замысел и правила. Дидактические игры применяются в педагогическом процессе (в отличие от сюжетно-ролевых, которые имеют спонтанный характер).
Дидактические игры имеют цель, т.е. эта игра направлена на получение конкретного результата. Цель имеет два аспекта:
- познавательный, т.е. то, чему мы должны научить ребенка;
- воспитательный, т.е. те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.
Цель дидактической игры направлена на развитие определенных психических процессов, способностей. Игровой замысел представляет собой игровую ситуацию, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как свою. Во всех случаях замысел игры реализуется в игровых действиях, которые предлагаются ребенку, чтобы игра состоялась.
Взрослый организует игру и направляет ее - он помогает преодолевать затруднения, оценивает действия ребенка.
Дидактические игры являются осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно включается. Полученный социальный опыт становится его личным достоянием, так как его можно применить и в других условиях.
Игра должна давать ребенку возможность применять на практике то, что ему знакомо и побуждать к усвоению нового. Среди дидактических игр можно выделить:
1) игры, направленные на развитие гуманных, нравственных отношений, волевых качеств личности, которые выражаются в поступках и действиях.
2) игры, способствующие сенсорному развитию (слуховое восприятие, восприятие цвета, формы, качеств, величины). Они актуальны для младших дошкольников, когда ребенок еще не выделяет и не осознает отличительные качества окружающих предметов. Играя, ребенок учится приемам зрительного, слухового, осязательного обследования, помогающим различать и выделять качества предметов, сравнивать их по этим качества и обозначать соответствующим словом, т.е. у него формируются сенсорные эталоны, которые являются основой для полноценного восприятия окружающей действительности.
3) игры, развивающие познавательные процессы (интеллект, память, внимание, речь).
Согласно Л.С. Выготскому в каждой дидактической игре есть два начала: одно носит развлекательный, другое - серьезный характер. Соотношение этих двух начал определяет вид игры.
Подвижные игры направлены на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворении их биологической потребности в движениях. Отличительная черта подвижных игр - их эмоциональность (нельзя допускать монотонность). Подвижные игры должны содержать интересные двигательные задания, игровые образы, неожиданные ситуации. Существуют подвижные игры, направленные на развитие ловкости, координации движения, скорости и т.д.
Театрализованные игры - делают возможным знакомство дошкольника с окружающим миром через образы, краски, звуки. Зрелищность вызывает радость, а сказочность образов усиливает привлекательность игры.
|
|
Театрализованные игры делят на режиссерские и игры-драматизации.
К режиссерским относят настольный театр, теневой театр. Тут ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа - объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой.
Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.