Взаимосвязь чувственного и логического познания. Позиции сенсуализма, эмпиризма, рационализма, иррационализма в познании

В истории философии сложились различные взгляды и представления о проблеме соотношения чувственного и логического познания. Существует три ведущих философских направления, пытающихся по-своему решить эту проблему - сенсуализм, эмпиризм и рационализм.

Понятие сенсуализм обозначается теоретико-познавательное и психологическое направление, выводящее все познание из чувственных восприятий, изображающее все явления духовной жизни как более ил менее связанные комплексы ощущений, причиной которых являются внутренние или внешние раздражения.

Эмпиризм – гносеологическое учение, преувеличивающее роль опыта в процессе познания человеком мира и полагающее его единственным источником и основой познания.

Рационализм – направление в теории познания, признающее разум единственным источником истинного знания в противоположность эмпиризму, который считает единственным источником познания чувственный опыт. Выдающиеся представители рационализма Р. Декарт, Спиноза, Лейбниц, полагали, что истинное знание дается только размышлением, логикой умозаключений, а ощущения не дают нам полного знания предмета. С точки зрения современной науки и сенсуализм, и рационализм фиксирует только одну сторону момента познания истины. Познание – это не ощущение, изолированное от мысли, и не мысль в своей изолированности от чувств, а взаимосвязь чувственного и рационального, оно имеет двуединое начало. Одно – это независимо от человека существующий объект как предмет познания, как материал, данный восприятием. Второе – набор всеобщих определений мысли, представляющий собой орудие познания, средство духовной обработки чувственного материала. При отсутствии любого их этих начал познание невозможно. Как и любой процесс взаимодействия, познание оказывается возможным и начинается только тогда, когда уже имеются налицо оба элемента, участвующие во взаимодействии. Метафизическое сведение целостного отношения к какому-либо одному моменту является методологической ошибкой.

Иррационализм – философское учение, которое в противоположность рационализму ограничивает или полностью отрицает возможности человеческого разума в процессе познания и делает основой миропонимания нечто недоступное разуму. Иррационализм выдвигает на первый план те или иные внерациональные аспекты духовной жизни человека: волю, непосредственное созерцание, интуицию, "озарение", воображение, инстинкт, "бессознательное" и т.п. Вывод Ницше – нужно воспитывать сильную и свободную (от всякой морали) личность, отказываться от культа слабости и покаяния.

В 30-е года ХХ века появляется другая разновидность иррационализма – экзистенциализм. Главный принцип экзистенциализма "Существование предшествует сущности" - это означает, что человек сначала существует, появляется в мире, а только потом он определяется.

 

Лекция Научное и вненаучное знание

 

 Вопрос о научном и вненаучном познании – это вопрос о многообразии форм и способов познавательной деятельности человека как существа уникального. По своей природе человек способен к универсальному познанию окружающего мира, чтобы наиболее полно удовлетворить свои и общественные потребности. Основной формой познавательной деятельности человека является научное познание, наука. Сейчас наука представляет собой социальный институт и выступает крупной сферой деятельности по производству специального достоверного знания. Ею занимаются подготовленные для этого группы людей – ученые, научные организации, сообщества. В современном обществе наука становится непосредственной производительной силой, что предсказывал К.Маркс. Без науки сейчас невозможна промышленность, здравоохранение, социальная сфера и многое другое. Современная наука включает в себя несколько крупных направлений: естественные науки (о природе), технические, социальные, гуманитарные, медицинские. Следует обратить внимание на то, что в науке складывается новое крупное направление – экологическая наука, охватывающая практически все отрасли человеческой деятельности и знаний.

Наука включает в себя и методы познания. Метод– это способ организации познавательной деятельности субъекта. Методы познания принято делить на общенаучные (применяются во всех сферах научного познания) и частнонаучные (в отдельных науках). Общенаучные методы включают в себя такие, как наблюдение (получение первичного эмпирического материала), анализ и синтез (мысленное разложение предмета на части и их соединение), абстрагирование (выявление в предметах важнейших свойств и признаков). Это также и такие методы, как обобщение (выделение общих свойств класса предметов), индукция и дедукция, описание, сравнение и аналогия (установление сходства между предметами), эксперимент. В науке применяется генетический метод, который позволяет исследовать возникновении тех или иных явлений и процессов (например, становление новой эволюции жизни на Земле). Исторический метод, который воспроизводит историю объекта в его важнейших формах проявления и развития. В отличие от исторического, логический метод отслеживает лишь общую логику (направленность) и тенденции изучаемого объекта.

 Вненаучное познание мира. Оно не укладывается в строгие рамки научного мышления, его язык, стиль и методы, обладая специфическими признаками и функциями в жизни человека и общества. Ненаучное познание более доступно каждому индивиду. Благодаря его различным формам, окружающий мир можно воспринимать самыми различными органами чувств, оставляя в своей памяти. Назовем основные формы вненаучного познания: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское и др. По своей природе философскому познанию присуще обобщение и синтез всех иных форм познавательной деятельности. Философия стремится привести все сведения о мире в стройную систему, понять все сущее как единое и многообразное целое. Философия представляет собой обобщенный синтез научного и вненаучного познания. Постигая всеобщее в мире (законы, принципы, свойства, связи), философия не только находит ответы на важнейшие мировоззренческие вопросы, но и позволяет решать широкий спектр практических проблем, делать прогнозы на будущее развития мира.

 Вместе с тем следует обратить внимание, что под маркой научного и вненаучного познания мира пытаются свой «бизнес» строить шарлатаны, которые в своих интересах за знание выдают хорошо скрываемую ложь или же прибегают к софистике. Таковых в мире становится, к сожалению, все больше и больше, и с этим необходимо вести борьбу разными методами. Так, например, видный советский ученый П.Л.Капица на просьбу зарубежных журналистов дать интервью заявил, что он в любое время журналисту любой газеты, которая не публикует гороскопы, ответит на все интересующие их вопросы. Но таковых не нашлось.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: